К проблеме мифа в структуре "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха

Бесплатный доступ

Рассматривается проблема мифологизации исторических личностей в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха. Биографический беллетризованный жанр, унаследовавший принципы античной литературы, формировался на ее художественных и эстетических традициях. Интроспективный взгляд на реальных героев древнегреческой истории требовал от автора эмпирического подхода к объекту эстетического переживания, обусловленного внешними и внутренними причинами. Генезис беллетризованного жизнеописания Плутарха свидетельствует о том, что этот жанр начал формироваться вследствие трансформации канонов античной литературы.

Плутарх, "сравнительные жизнеописания", функциональное соотношение "факт - вымысел", миф, беллетристика

Короткий адрес: https://sciup.org/170188864

IDR: 170188864   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2021-5-1-99-101

Текст научной статьи К проблеме мифа в структуре "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха

Биографический жанр, ориентирующийся на создание концепции жизни реальных героев, оставался под влиянием традиций предшествующей античной литературы. Родоначальник античной художественной биографии Плутарх жил и творил в эпоху поиска новых эстетических идеалов эллинистического сознания, в эпоху дуалистического противостояния идеального, космического, и реального, земного, мира. По мнению С.С. Аверинцева, «само мышление Плутарха со своими характерными особенностями – недостаточной абстрактной четкостью и в то же время приверженностью к историческим или житейским данностям – толкало его к повествовательной “беллетристике”» [1, с. 93].

Принципы мифологического восприятия предметной реальности находят явное отражение в биографической эстетике его «Сравнительных жизнеописаний». В изображении жизненных перипетий исторических личностей античный писатель не отказывается от мифологических сюжетов. С одной стороны, в параллельных жизнеописаниях Плутарха миф выступает как философская категория, с другой, является средством объективизации жизни реального человека, его личностного и социального бытия.

Идейно-тематическая установка в «Сравнительных жизнеописаниях», обусловленная принципами античной эстетики и биографической поэтики, позволила Плутарху органично трансформировать и «идею биографии», отражающую аспекты исторического мировоззрения. Концепция его биографических образов – создание «идеального» персонажа – человека-архетипа, равного по своим действиям и поступкам античным богам или мифологическим героям. «Сочетание разноаспектных источников, использованных Плутархом в «Сравнительных жизнеописаниях», позволяет одним исследователям относить биографии древнегреческих и древнеримских героев к историческим сочинениям, другим – к художественной, беллетристической литературе» [2, с. 109].

Континуальность социальноантропологической мысли позволила Плутарху интегрировать в повествовательную интенцию «Сравнительных жизнеописаний» мифологическое осмысление судьбы античного человека. В соответствии с жанрообразующими принципами белле-тризованной биографии в поисках истины о герое автор обращается как к положительной (например, Фокиона, Арата, Аги-са, Клеомена и др.), так и отрицательной (например, Антипатра в период Ламий-ской войны; Александра во время его во- сточного похода и т.д.) оценке «идеальной» или «неидеальной» модели биографического персонажа. С точки зрения коллективного эстетического сознания как «наивысшей по своей конкретности, максимально интенсивной и в величайшей мере напряженной реальности» [3, с. 35], беллетризованный материал выступает как миф-правда – историко-литературная правда, закрепленная словом (например, в паре «Тесей и Ромул»), а не как миф-вымысел. Жизненные перипетии в судьбе «знаменитых» исторических личностей, полагает Плутарх, также часто заставляют переносить «действие с комической сцены на трагическую» [4, с. 818]. С точки зрения исследователей, героями его жизнеописаний «по велению Судьбы или Случая разыгрываются кровавые драмы или веселые комедии» [5, с. 218].

Для установления исторической правды о «деяниях» мужей, опороченной в культурной памяти потомков, и для создания бытового колорита эпохи, на фоне которой разворачивается биографический рассказ о герое, Плутарх часто обращается к «чужому» материалу: например, о Солоне, издавшем приказ писать все законы на деревянных таблицах – «кирбахах»; о Перикле, строившем Парфенон «Стофутовый» и т. д. «Реабилитируя» Кимона, Плутарх вступает в спор с Кратином, Гермиппом, Менандром, иронизирующими в комедии над расточительством афинского политика и полководца: «Что же касается лиц, распространивших клевету, будто все это – не что иное, как желание угодить черни и своекорыстное искательство народной благосклонности …» [6, с. 306].

В понимании «великих мужей» античной истории коллективное сознание исходило из наглядной данности разумного космоса, основанного на его внеличност-ной природе. В соответствии с таким устоявшимся в античности мировосприятием изображает жизнь героев и Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях». Но в отличие от своих жанровых предшественников и современников на первый план он выдвигает личность не абстрактную, а личность, социально ориентированную. Описательно-повествовательную структу- ру его биографических пар составляет объективная реальность, отражающая моральные постулаты эпохи. Изображая избранных героев, Плутарх выходит за рамки регулятивной модели жизненного пути исторической личности. Мнемонический характер биографии, объясняющий наличие в ней вымысла, свидетельствует как о творческой установке автора, так и эстетике времени.

В «Сравнительных жизнеописаниях» биографический миф служил средством актуализации жизненного пространства отдельно взятой исторической личности, а не жизни вообще. Сверхзадачей автора беллетризованного жизнеописания является изображение индивидуального характера исторической личности через его поступки, мысли, эмоции, переживания и т. д. В целом мифологизированное восприятие жизни земного человека, выражающее закономерности бытия человека в античном мире, заметно переставляло акценты в словесном искусстве и способствовало выработке сопоставительных позиций в нем, типичных для биографических произведений.

Так, функциональные соотношения «идеальное – реальное», «рациональное – иррациональное», «земное – божественное» в соответствии с природой биографического жанра трансформировались в доминирующий в нем художественный принцип – соотношение «факт – вымысел». В пределах жанра художественной биографии Плутарх не отказывается от «пересказа» мифологических историй и неправдоподобных легенд. Автор «Сравнительных жизнеописаний» следует установившимся литературным традициям, предполагающим изображение личности в драматических жизненных ситуациях, основанных на исторических фактах и в то же время по тем или иным объективным или субъективным причинам беллетризо-ванных авторским воображением.

Таким образом, в способах создания образа исторической личности античная биография «оттолкнулась» от традиций античной литературы. Создавая образы исторических личностей в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх находился под влиянием определенного философско-художественного мировоззрения. В пределах жанра беллетризованного жизнеописания мифологизированные истории о жизни исторических личностей античности умело трансформированы автором в условно достоверный биографический материал.

Список литературы К проблеме мифа в структуре "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха

  • Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография // к вопросу о месте классика жанра в истории жанра. - М.: Наука, 1973.
  • Казанцева Г.В. Беллетризованные жизнеописания В.П. Авенариуса в контексте эволюции биографической прозы: Дисс. … докт. филол. наук. - Москва, 2011.
  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Дополнение к "диалектике мифа". - М.: Мысль, 2001.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В двух томах. - М.: Наука, 1994.
  • Лосев А. Ф. Античная литература. - М.: ЧеРо, Омега-Л, 2008.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М.: НФ "Пушкинская библиотека", 2004.
Статья научная