К уточнению стилистической принадлежности произведения "Дама и рояль" Казимира Малевича

Бесплатный доступ

В статье рассматривается стилевое поле в творчестве Казимира Малевича с 1910 по 1915-е годы. В фокусе исследования - малоизученное произведение «Дама и рояль» из коллекции Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Анализ вопроса и определение стилевой принадлежности произведения «Дама и рояль» позволяет уточнить дату создания картины и сделать качественную основу для философско-искусствоведческого анализа. Картина «Дама и рояль» в полной мере отвечает основным формальным и смысловым характеристикам кубизма, произведению также присущи признаки футуризма и манифестированного самим художником феврализма. Наличие двух возможных способов экспонирования композиции, следовательно, и двух способов трактовки художественного образа показывает , что стиль способен менять содержательные аспекты .

Еще

Малевич, футуризм, феврализм, кубофутуризм, кубизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147233420

IDR: 147233420   |   DOI: 10.14529/ssh200312

Текст научной статьи К уточнению стилистической принадлежности произведения "Дама и рояль" Казимира Малевича

Русский авангард остается широким полем разнонаправленных исследований. Одним из ярчайших представителей начала XX столетия является Казимир Малевич, совершивший переворот в изобразительном искусстве.

В фокусе нашего внимания — малоизвестная картина Казимира Малевича «Дама и рояль» (рис. 1) из коллекции Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Сложный путь появление картины в г. Красноярске, особенности атрибуции, значимость картины в разрезе творчества художника периода с 1910 по 1915 гг., подтвержденная последними международными выставочными проектами, актуализирует необходимость глубокого философско-искусствоведческого анализа и изучения стилистической принадлежности произведения.

По творчеству Малевича имеется целый ряд фундаментальных исследовательских трудов, приоритетными из которых для решения наших задач являются публикации Д. В. Сарабьянова [13] и А. С. Шатских [15]. В подавляющим большинстве изданий исследуемая нами композиция Малевича «Дама и рояль» практически не упоминается, но важной методологической и фактологической основой проведенной нами работы явились следующие изыскания: Е.В. Баснер «Живопись Малевича из собрания Русского музея (проблемы творческой эволюции художника)» [3], Е. Ф. Ковтун «Начало супрематизма» [11], И. А. Азизян «Казимир Малевич: универсализм и мессианство» [1] и Ю. А. Халтурина «Опыт исследования произведений Казимира Малевича из собрания Стеделийк Музеум (Амстердам) и Фонда Харджиева-Чаги» [14], а также труды Й. Киблицкого [10], Т В. Котович [12], И. А. Вакар [4], И. Н. Карасика [9].

Согласно вышеперечисленным исследованиям стилистическое поле периода написания произведения «Дама и рояль» включает в себя кубизм (1913), футуризм (1912—1913), кубофутуризм (1912—1913), феврализм (1913—1914). Но с изучаемой нами работой возникают определенные сложности. При

Рис. 1. К. С. Малевич. Дама и рояль.

67x44,5 см / 70x47,5 см сложившемся в современной музейной практике способе экспонирования картины кубофутуризм отчетливо выделяется в качестве доминирующего стилистического направления. Однако в результате атрибуционных исследований выявлено, что авторские надписи Малевича указывают на противоположное расположение верха и низа композиции. Учитывая потенциальную возможность экспонирования картины с противоположным расположением верха и низа по отношению к традиционному варианту, видно как ярко проявляется феврализм, смещая признаки кубофутуризма.

Исследование стилистической принадлежность произведения позволяет уточнить год создания произведения и завершить философско-искусствоведческий анализ, что является важным вкладом в изучение творчества Казимира Малевича в период до супрематизма.

Проанализируем вышесказанное более подробно.

Кубизм — первое направление, которое прослеживается в творчестве К. Малевича 1913 года. Рассмотрим его основные приемы, которые художник использует в своем произведении. Основа кубизма — это изображение структурных элементов реального мира вне зрительной достоверности и передача динамики реального мира. При изучении картины «Дама и рояль» определено, что в ней изображен реальный мир, основанный на условных понятиях «музыка» и «человек», но этот мир композиционно сложно расположен и закодирован в геометрические элементы. Художник отказывается от опоры на визуальное восприятие предметов, что соответствует определению кубизма как реальности человеческого глаза — видимости, когда подлинная структура бытия геометрична. Таким образом, произведение «Дама и рояль» отвечает основным характеристикам кубизма.

Основываясь на теории кубизма, продемонстрируем положения, которые считываются в исследуемом нами произведении. Жорж Брак говорил о том, что не нужно подражать вещам, объясняя, что вещи в себе не существуют, а существуют только в человеке. К. Малевич следует этому и в трактовке рояля, и в трактовке женского портрета, добиваясь общего состояния звучания музыки посредством трансформации реальных физических вещей и явлений. Согласно утверждениям Озанфана и Жан-нере кубизм считает картину независимой от природы, а краски служат не для того чтобы проявить подражательную способность, а чтобы проявить пластическую ценность. И здесь стоит обратить внимание на колористическое решение произведения «Дама и рояль», где цвет и диалог красочных форм, наряду с геометрическими формами выходят в разряд самоценности по отношению к логике подражания объектам реальности. Андре Лот в практике «Кубизм представлений» рассуждает о том, что перспективная структура низвергнута, что наглядно демонстрируется в исследуемом произведении. Макс Вебер считал, что абстрактное искусство — это не что иное, как сочетание цветовых пятен. Идея изображаемого предмета уже успеет оставить в картине неизгладимый след.

По мысли Маритена кубистские произведения «не уклоняются от реальности, они похожи на неё духовным сходством». И. А. Азизян в своем исследовании творчества К. Малевича говорит о том, что пространство представляет взаимопроникновение самих пластических форм друг в друга [2].

Исходя из вышесказанного, зафиксируем, что произведение «Дама и рояль» К. Малевича в полной мере отвечает основным формальным и смысловым характеристикам кубизма.

Футуризм — второе направление, интересующее нас в рамках исследования данного произведения. В 1909 году появился «Манифест художников-футуристов» итальянского поэта Томмазо Маринетти, напечатанный в парижской газете «Фигаро», он говорил о скорости современного мира и техническом прогрессе, сравнивая мотор автомобиля с Никой Самофракийской. Футуризм отталкивается от фовизма (цвет) и кубизма (художественные формы, но отвергает кубический анализ (разложение) как выражение сущности явления и стремится к эмоциональному выражению динамики современного мира).

Главные характеристики футуризма: скорость, движение, энергия; композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами; преобладание мелькающих форм, зигзагов, спиралей, скошенных конусов. Отметим, что принцип симультантности, как совмещения в одной композиции разных моментов движения, характерен для произведения «Дама и рояль», а именно — момент музицирования совмещен с моментом распространения звука. Для художественного образа также характерно разложение на фрагменты, с их пересечением и мелькание зигзагообразных форм. Таким образом, признаки футуризма также присущи исследуемому произведению.

Объединяя первое и второе, можно говорить о кубофутуризме как о направлении, характерном для данного периода в творчестве К. Малевича. Кубофутуризм — локальное направление в русском авангарде начала XX в., возникшее на основе переосмысления живописных находок сезаннизма, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма.

Феврализм, следующее направление творчества К. Малевича, им манифестированное и им же подавленное. Особенность феврализма — «конфликтное сращивание пластических новшеств и без-разумных опровержений видимостей». Для этого же явления художник пробовал следующие термины — заумный реализм, заумная живопись, алогизм. Примеры фев-рализма: «Авиатор», «Англичанин в Москве», но это уже уход от кубизма, так как главное здесь — отказ от разумного. Манифест феврализма воплощен в композиции «Корова и скрипка».

Далее, рассмотрим проблему стилистического направления работы в связи с двумя видами экспонирования произведения: согласно авторской подписи и экспонированию, принятому на сегодняшний день.

Как уже отмечалось, согласно принятому на сегодняшний день экспонированию доминирует кубофутуризм. Это подтверждают основные живописные приемы, используемые художником, традиция, формы и цвет, характерные для более ранних работ К. Малевича, также относящиеся к пространству кубофутуризма. В произведении четко можно выделить основные компоненты, выявить в геометрических предметах сходство с реальностью и выделить смысловую идею на основе названия произведения и изображенных элементов в пространстве художественного образа.

Согласно авторской подписи — «заумная картина» (рис. 2) — видно, что стилистическое направление в данной композиции, декларируемое самим Малевичем, это феврализм. Отметим, что феврализм, представляя определенного рода заумь, является более сложным, чем кубофутуризм. В данном случае меняется угол рассмотрения как смысловой, так и формальный. Геометрические элементы перестают быть схожими с предметами реальности, увеличивается диссонанс названия с изображенными элементами и появляется дополнительный заумный пласт, требующий иного подхода в анализе произведения. Отнесение произведения к феврализму подтверждается авторской надписью на заднике холста — «заумная картина», то есть подчеркиванием признака феврализма.

Рис. 2. К. С. Малевич. Авторская подпись на обороте картины «Дама и рояль». 67x44,5 см / 70x47,5 см

Понимая, что феврализм в творчестве К. Малевича существовал с февраля 1914 года, а закончился приблизительно до июня 1915 года, логично предположить, что произведение «Дама и рояль» написано в промежутке между февралем 1914 года и июнем 1915 года.

Проведенное стилистическое исследование также показывает, что наличие двух возможных способов трактовки художественного образа на основе кубофутуризма и феврализма позволяет перейти к дальнейшей содержательной работе над философско-искусствоведческим анализом, при этом очевидно показывает, что стиль способен менять содержательные аспекты. Исходя из полученного вывода, кратко укажем на основные изменения, которые будут играть основополагающую роль в философско-искусствоведческом анализе перевернутого произведения «Дама и рояль» К. Малевича. Во-первых, нивелирование роли человека в его портретном качестве. Художественный образ приобретает более сложное восприятие, т. к. зрителю увидеть физические подтверждения дамы (человека) и рояля (музыки) становится физически сложнее. Это и есть проявление зауми. Во-вторых, общее композиционное решение произведения в перевернутом виде меняет смысловой акцент (если в традиционной версии работа имеет основное движение сверху вниз, то в перевернутом виде — снизу вверх.

Уточнение хронологии написания «Дамы и рояля» Казимира Малевича и возможность перейти к содержательным аспектам философско-искусствоведческого анализа, на наш взгляд, являются важными итогами предпринятого стилистического анализа.

Список литературы К уточнению стилистической принадлежности произведения "Дама и рояль" Казимира Малевича

  • Азизян, И. А. Казимир Малевич: универсализм и мессианство / И. А. Азизян // Диалог искусств Серебряного века. Москва : Прогресс-Традиция, 2001. — С. 111—130.
  • Азизян, И. А. Художественные идеи итальянского футуризма / И. А. Азизян // Русский кубофутуризм : сборник. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2002. С. 23—30.
  • Баснер, Е. В. Живопись Малевича из собрания Русского музея (проблемы творческой эволюции художника) /Е. В. Баснер //Казимир Малевич в Русском музее : каталог ; Гос. Русский музей ; науч. рук. Е. Н. Петрова; авт.-сост. каталога И. Арская и др. — Санкт-Петербург : Palace Editions, 2000. — 450 с.
  • Вакар, И. А. Годы учения Казимира Малевича в Москве. Факты и вымыслы / И. А. Вакар // Малевич. Художник и теоретик. — Москва : Сов. художник, 1990. — С. 28—30.
  • Вакар, И. А. Казимир Малевич: Черный квадрат / И. А. Вакар. — Москва : Гос. Третьяковская галерея, 2015. — 58 с.
  • Горячева, Т. В. Картина Малевича «Автомобиль и дама. Красочные массы в 4-м измерении». Рождение знака / Т. В. Горячева //Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации : сб. ст. по материалам конф.. — Санкт-Петербург : Palace Editions, 2001. — 280 с.
  • Дуглас, Ш. О философских истоках беспредметного искусства / Ш. Дуглас // Малевич. Художник и теоретик. — Москва : Советский художник, 1980. — С. 156—161.
  • Карасик, И. Н. Круг Малевича и проблема экспрессионизма /И. Н. Карасик //Русский авангард 1910— 1920-х годов и проблема экспрессионизма ; отв. ред. Г. Ф. Коваленко ; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — Москва : Наука, 2003. — С. 195—205.
  • Карасик, И. Н. Малевич в суждениях современников /И. Н. Карасик //Малевич. Художник и теоретик. — Москва : Сов. художник, 1990. — C. 192—196.
  • Киблицкий, Й. К вопросу о черном квадрате в опере «Победа над солнцем»» /Й. Киблицкий // Казимир Малевич в Русском музее. — Санкт-Петербург : Palace edition, 2000. — C. 37—42.
  • Ковтун, Е. «Победа над солнцем». Начало супрематизма /Е. Ковтун //Наше наследие. — 1989. — № 2 (8). — C. 127.
  • Котович, Т. В. Футуристическая опера «Победа над солнцем» : альманах / Т. В. Котович. — Минск : Эко-номпресс, 2010. — С. 57—63.
  • Сарабьянов, Д. С. Малевич между французским кубизмом и итальянским футуризмом /Д. С. Сарабьянов // Малевич. Классический авангард. — Вып. 2. — Витебск, 1998. — C. 9—20.
  • Халтурин, Ю. А. Опыт исследования произведений Казимира Малевича из собрания Стеделийк Музеум (Амстердам) и ФондаХарджиева — Чаги /Ю. А. Халтурин //Исследования и консервация культурного наследия : материалы науч.-практ. конф. 12—14 октября 2004 г. — Москва : ГосНИИР, 2005. — 185 с.
  • Шатских, А. С. Казимир Малевич / А. С. Шат-ских. — Москва : Слово, 1996. — 96 с.
Еще
Статья научная