К вопросу изучения бурятской дидактической литературы и её роли в народной педагогике
Автор: Цыденова Х.Г.
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Теория и методика обучения гуманитарным дисциплинам
Статья в выпуске: 15, 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросу изучения дидактической литературы бурят и ее роли в педагогике. Знание духовной истории и культуры, в данном случае дидактической литературы, в которой отражен народный опыт воспитания, помогает глубже понять специфику воспитания и лучших качеств человека. Письменные памятники, дидактические произведения бурятского народа «Оюун тγлхюур» (Ключ разума), «Субхашиты» сакья-пандита Гунгажалцана, «Капля рашияны» Р. Номтоева являются первоисточниками народной педагогики. Бурятская дидактическая литература, произведения, написанные в жанре сургаалов, способствовали просвещению бурятского народа. Комментарии-тайлбури были призваны необходимостью раскрывать простому читателю содержащиеся в дидактических сборниках субхашит ссылки на фольклорные и литературные сюжеты. В бурятской дидактической литературе обобщены и отражены вековые педагогические знания народа. Статья будет интересна специалистам в области этнопедагогики, литературоведения.
Народная педагогика, дидактическая литература, духовная культура, традиции народа, методы воспитания, субхашит, тайлбури
Короткий адрес: https://sciup.org/148182812
IDR: 148182812
Список литературы К вопросу изучения бурятской дидактической литературы и её роли в народной педагогике
- Баранников А. П. Индийская филология. -М., 1959. -С. 32.
- Баяртуев Б. Д. Мотивы и сюжеты из «Панчатантры» в бурятской литературе дооктябрьского периода: дис.. канд. филол. наук. -Улан-Удэ, 1987. -С. 72.
- Бурхинов Д. М., Молонов Б. Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. -Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. -С. 4.
- Ендон Д. Сказочные сюжеты в памятниках тибетской и монгольской литератур. -М., 1989. -С. 44.
- Иванова Л. Ф. Гуманистическая народная педагогика как основа художественно-дидактических произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья: дис.. канд. пед. наук. -Казань, 2003. -С. 16.
- Михайлов Г. И. Литературное наследство монголов. -М., 1969. -С. 68-69.
- Очирова Г. Н. Аршаанай дуhал//Алтан гадаhан. -Улан-Удэ: Бэлиг. -С. 53-54.
- Очирова Г. Н. Сказки и притчи о животных. Комментарии Р. Номтоева к сочинению «Капля рашияны, питающая людей» Нагарджуны//Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии: сб. науч. тр. -Новосибирск, 1980. -С. 146.
- Дамдинсурэн Ц. Монголын уран зохиолын тойм. -Улаанбаатар, 1999. -С. 112.
- Чагдуров С. Ш. Прародина монголов. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. -С.3.
- Чимитдоржиев Ш. Б. Бурят-монгольский этнос и монгольский мир. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 2001. -С. 12.
- Эрдыниев У. Э. Калмыки. -Элиста, 1980. -С. 209.