К вопросу о ценностях и антиценностях в авторской картине мира Б. Л. Пастернака (на материале стихотворения "Быть знаменитым некрасиво")
Автор: Заботкина Вера Ивановна, Коннова Мария Николаевна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 3 (42), 2017 года.
Бесплатный доступ
На примере стихотворения «Быть знаменитым некрасиво...» рассматривается проблема соотношения ценностей и антиценностей в индивидуально-авторской картине Б.Л. Пастернака. Анализ свидетельствует о том, что в основе ценностного отношения поэта к миру лежит свойственная традиционной русской культуре ориентация на абсолютную ценность. На языковом уровне эта концептуальная соотнесенность актуализируется посредством скрытых цитат и аллюзий на прецедентные тексты Священного Писания, представляющих собой «библейские ключи» (термин Р. Пиккио) к иносказательному, глубинному смыслу поэтического текста. Содержательное наполнение метафорических образов манифестирует приоритет метафизического и вневрéменного над материальным и временным. В ситуации деаксиологизации массового сознания, характерной для современной медиацентричной культуры, ориентация на ценности, эксплицированные в анализируемом стихотворении, представляется одной из возможностей предотвращения процесса нивелировки аксиологического основания русской картины мира.
Ценность, отсутствие ценностей, антиценности, деаксиологизация, прецедентные тексты, вечность, время, борис пастернак
Короткий адрес: https://sciup.org/14914630
IDR: 14914630
Список литературы К вопросу о ценностях и антиценностях в авторской картине мира Б. Л. Пастернака (на материале стихотворения "Быть знаменитым некрасиво")
- Лосский Н.О. Ценность и Бог. Бог и Царство Божие как основа ценностей. М., 2000. С. 7.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. С. 131.
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 65.
- Лосский Н.О. Ценность и Бог. Бог и Царство Божие как основа ценностей. М., 2000. С. 42-69, 128.
- Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М., 2011. С. 191-193.
- Борухов Б.Л. Введение в мотивирующую поэтику//Филологическая герменевтика и общая стилистика. Тверь, 1992. С. 15.
- Комарова Л.И. Особенности художественного текста как единицы культуры//Когнитивная поэтика: современные подходы к исследованию художественного текста. Тамбов, 2011. С. 88.
- Дунаев М.М. Русская литература в поисках истины//Православная культура в школе. Уроки русской литературы. Вып. 3-4. М., 2004. С. 14.
- Арнольд И.В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика//Интертекстуальные связи в художественном тексте. СПб., 1993. С. 7-10; Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2005. С. 769-786.
- Баевский В.С. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма. М., 2011. С. 694.
- Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М., 2010. С. 159.
- Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. Нижний Новгород, 2008. С. 303.
- Дунаев М.М. Русская литература в поисках истины//Православная культура в школе. Уроки русской литературы. Вып. 3-4. М., 2004. С. 19.
- Дорофеева Л.Г. Образ человека в переводной агиографии XI-XV веков. Опыт герменевтического прочтения. Калининград, 2013.
- Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык/отв. ред. Н.Н. Запольская, В.В. Калугин. М., 2003.