К вопросу о философской парадигме «антипаламизма» Никифора Григоры и Варлаама Калабрийского

Бесплатный доступ

В данной работе рассмотрена проблема концептуального обобщения богословия антипаламитов (оппонентов Григория Паламы в эпоху паламитских споров) Никифора Григоры и Варлаама Калабрийского. При этом рассмотрение базировалось на двух аспектах: богопознание (мистический аспект) и естествознание (научный аспект). Согласно авторскому замыслу, использование парадигмального подхода подразумевает не столько историко-философское обобщение, сколько выявление концептуальной философской модели. В этой перспективе употребление обобщающего термина «антипаламизм» для богословия оппонентов Григория Паламы оказывается возможным без поправки на «упрощение» исторической картины конкретной эпохи. В работе также выявлена присущая философии данных мыслителей гносеологическая схема, утверждающая абсолютную простоту первоначала (Бога), невозможность безусловного богословского умозаключения, а также примат естествознания как косвенного (посредством исследования принципов тварного мира) богопознания над непосредственным (то есть прямым) богопознанием. В этом контексте отмечена связь богословского положения о присутствии в тварном мире божественной воли с социально-экономическими процессами в византийском обществе XIV века. В работе также показано, что выявленная гносеологическая схема может быть обнаружена в философских построениях мыслителей последующих эпох, в частности, в богословии противников имяславия (начало XX в.). Отмечено, что, сродни богословским построениям оппонентов Григория Паламы, суждения противников имяславия обнаруживают и скепсис относительно мистического богопознания, и акцент на субъективных психологических способностях человека. Показано, что, при наличии отдельных подтверждающих факторов, приведенная в работе гипотеза о наличии общей философской парадигмы, присущей, по А.Ф. Лосеву, оппонентам Григория Паламы, кантианцам, противникам имяславия etc. нуждается в детальном и развернутом анализе большего количества историко-философского и историко-культурного материала для представления обоснованной классификационной модели различных направлений христианской мысли.

Еще

Антипаламизм, никифор григора, варлаам калабрийский, григорий палама, имяславие

Короткий адрес: https://sciup.org/149145053

IDR: 149145053   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.3.3

Список литературы К вопросу о философской парадигме «антипаламизма» Никифора Григоры и Варлаама Калабрийского

  • Алфеев 2013 – Алфеев митр. Иларион. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб.: Изд-во
  • Олега Абышко; М.: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве, 2013.
  • Бибихин 2010 – Бибихин В.В. Энергия. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы. 2010.
  • Бирюков 2009а – Бирюков Д.С. Григорий Палама // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 2 // под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М. – СПб.: Никея: РХГА. 2009. С. 448–466.
  • Бирюков 2009б – Бирюков Д.С. Григорий Акиндин / Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 2 / под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М.; СПб.: «Никея»: РХГА, 2009. С. 485–498.
  • Бирюков 2009в – Бирюков Д.С. Никифор Григора // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 2 / под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова ; сост. Г. И. Беневич. М.; СПб.: Никея: РХГА, 2009. С. 548–562.
  • Бирюков 2018 – Бирюков Д.С. Исследование рецепции паламизма в русской мысли начала XX в.: Вопрос о философском статусе паламизма и варлаамизма, его решения и контекст // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23, № 5. С. 34–47. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.3
  • Бирюков 2021 – Бирюков Д.С. Линии в ноологии Григория Паламы. Паламизм и платонизм // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 60–67.
  • Бриллиантов 1998 – Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998.
  • Брэдшоу 2012 – Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: метафизика и разделение христианского мира. М.: Яз. слав. культур, 2012.
  • Канаева 2019 – Канаева Э.Ю. Богословское наследие Варлаама Калабрийского: опыт реконструкции на основании сохранившихся сочинений: автореф. дис. … канд. теол. М. 2019.
  • Каприев 2022 – Каприев Г. Византийская философия. Четыре центра синтеза. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022.
  • Курдыбайло 2017 – Курдыбайло Д.С. К реконструкции учения о языке Григория Нисского в контексте евномианской полемики // Философский журнал. 2017. Т. 10, № 2. С. 21–37.
  • Кущ 2013 – Кущ Т.В. На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013.
  • Лескин 2004 – Лескин Димитрий, свящ. Спор об Имени Божием: Философия имени в России в контексте афонских событий 1910-х гг. СПб.: Алетейя, 2004.
  • Лосев 1993 – Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль. 1993.
  • Лурье 2006 – Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiōma. 2006.
  • Медведев 1991 – Медведев И.П. Особенности философской мысли в Византии XIV–XV вв. // Культура Византии XIII – первая половина XV в. К XVIII Международному конгрессу византинистов. М.: Наука, 1991. С. 242–255.
  • Мейендорф 1997 – Мейендорф И., прот. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. СПб.: Византинороссика. 1997.
  • Палама 1995 – Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.
  • Хвостова 2009 – Хвостова К.В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб.: Алетейя, 2009.
  • Beyer 1971 – Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten // JÖB. 1971. Bd. 20. P. 171–188.
  • Kakridis, Taseva 2014 – Kakridis Y., Taseva L. Gegen die Lateiner. Traktate von Gregorios Palamas und Barlaam von Kalabrien in kirchenslavischer Übersetzung. Weiher: Freiburg i. Br. 2014. Vol. 63.
Еще
Статья научная