К вопросу о гражданско-правовой ответственности за правонарушения в сфере информационной безопасности
Автор: Головкина Д. В
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Юриспруденция
Статья в выпуске: 2 (98), 2024 года.
Бесплатный доступ
В эпоху развития цифровых технологий чрезвычайно важно, чтобы информация, принадлежащая субъекту, могла становиться доступной другим лицам только при наличии его согласия. В связи с этим необходимым является наличие в законодательстве норм об ответственности за нарушение данного правила. В работе исследуются вопросы применения гражданско-правовой ответственности за информационные правонарушения. Рассматриваются основные элементы и условия гражданско-правовой ответственности, определяются виды вреда, возмещаемого при совершении информационных правонарушений. Подчеркивается, что меры гражданско-правовой ответственности могут быть применены наряду с мерами административной или уголовной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность, информационные правонарушения, информационная безопасность, сведения, вред
Короткий адрес: https://sciup.org/14130897
IDR: 14130897 | УДК: 343.511
Текст научной статьи К вопросу о гражданско-правовой ответственности за правонарушения в сфере информационной безопасности
Сегодня мы становимся свидетелями развития и внедрения во все сферы жизни информационных и цифровых технологий. Как справедливо отмечают авторы, исследующие данную проблематику, «оборот информации является неотъемлемой частью многих бизнес-про-цессов и технологий» [1, с. 134]. При этом, учитывая положительную роль цифровизации и использования информационных технологий, нельзя забывать, что информация «…открыва-ет широкий диапазон возможностей для ее применения в качестве оружия, разрушающего стабильность общественных отношений и влияющего на качество жизни человека» [2, с. 29]. В связи с вышесказанным все более актуальным становится вопрос защиты информационных данных от несанкционированного доступа. Принимаются новые законы, внедряются новые технологические и криптографические методы и средства охраны и защиты информации. Тем не менее технологический прогресс не стоит на месте, и правонарушители используют все новые способы доступа к информации, нанося вред обладателям этой информации. Ввиду этого регулирование вопросов ответственности за несанкционированный доступ к информации и иные правонарушения в сфере информации является чрезвычайно важным.
В настоящее время, согласно федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1 (далее – Закон об информации), лицо, совершившее информационное правонарушение может быть привлечено к различным видам ответственности, а именно: уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой (ст. 17).
Ответственность, регулируемая нормами гражданского права (гражданско-правовая ответственность), – это вид юридической ответственности, возникающей в результате совершения правонарушения и имеющей негативные последствия для правонарушителя, которые направлены на восстановление имущественной сферы потерпевшего. Имущественный характер ответственности вытекает из нормативного регулирования данного вида ответственности. Это всегда отмечалось и в цивилистической литературе. Так, О. С. Иоффе отождествлял ответственность с санкцией за правонарушение. Причем речь идет о такой санкции, которая влечет определенные лишения имущественного или личного характера [3, с. 194–207]. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности проявляется через ее функцию имущественного воздействия на правонарушителя, в результате чего гражданско-правовая ответственность становится одним из методов экономического регулирования общественных отношений [4, с. 138]. Другой автор, Н. В. Александрова, характеризует гражданско-правовую ответственность следующим образом: «…действие, выражающееся в применении права потерпевшего на восстановление его нарушенных прав, которое носит обязательный имущественный характер» [5, с. 29].
Российское гражданское право определяет ряд особенностей, которые присущи гражданско-правовой ответственности. Во-первых, направленность на восстановление имущественного положения потерпевшего. Исходя из этого, в качестве основной цели данного вида ответственности следует отметить возмещение причиненного правонарушением вреда. В данном случае она (ответственность) выполняет функцию компенсации. В качестве второй черты следует отметить ответственность правонарушителя перед потерпевшим, то есть признак гражданско-правовой ответственности – это соотносимость мер, применяемых к правонарушителю, с убытками потерпевшего субъекта. В качестве третьей черты можно назвать возможность устанавливать меры гражданско-правовой ответственности не только на законодательном уровне, но и в диспозитивном порядке, самими участниками правоотношений, например, стороны договора самостоятельно, даже при отсутствии норм в законе, могут установить ответственность для участников данного договора.
Основанием возникновения гражданско-правовой ответственности является совершение гражданского правонарушения. Учитывая направленность данной статьи, речь будет идти о правонарушениях в сфере информации, за которые может возникнуть гражданско-правовая ответственность. П. У. Кузнецов определял гражданско-правовое правонарушение в сфере информации как посягающее на нематериальные блага информационной природы, общественно вредное, противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, а главным признаком гражданско-правового информационного правонарушения являются отношения по поводу нематериальных благ информационной природы [6, с. 287–288]. Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к таким объектам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом1. Из буквального толкования данной статьи вытекает, что нематериальные блага характерны только для граждан. Однако нематериальные блага принадлежат и юридическим лицам (предприятиям, организациям). Можно провести параллель между благами, характерными для граждан, и благами, свойственными юридическим лицам. Например, деловая репутация присуща не только гражданам, но и организациям и предприятиям, созданным в форме юридических лиц. Кроме того, если рассматривать такие понятия, как личная и семейная тайна, право на свободу передвижения, выбор места пребывания, право на имя, то они характерны в определенной интерпретации и для юридических лиц, но в несколько ином формате, а именно коммерческая или служебная тайна, выбор места нахождения юридического лица и право на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Следует отметить, что ответственность, направленная на возмещение имущественного вреда, может возникнуть также и при совершении информационных правонарушений в отношении государства. Однако в этом случае чаще всего правонарушитель привлекается только к административной или уголовной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере информации применяется в случаях, когда совершаются информационные правонарушения в отношении граждан и юридических лиц. Безусловно, в этих случаях может быть применена также и уголовная или административная, дисциплинарная ответственность, однако именно гражданско-правовая ответственность позволяет восстановить положение потерпевшей стороны, существовавшее до нарушения. Для применения гражданско-правовой ответственности за правонарушение в сфере информации необходимо, чтобы обладателю информации был причинен имущественный или моральный вред.
В качестве объекта информационных правонарушений выступает вид общественных отношений, возникающих по поводу или в связи с удовлетворением информационных потребностей личности, общества, государства. Эти отношения возникают в связи с созданием, хранением, использованием, защитой и предоставлением информации. Информационное правонарушение, являющееся основанием привлечения правонарушителя к гражданско-правовой ответственности, может возникнуть при наличии договорных отношений между участниками и без таковых, то есть в случае так называемых внедоговорных оснований, если они связаны с посягательством на информацию потерпевшей стороны. Из этого следует, что гражданско-правовая ответственность за информационные правонарушения может быть разделена так же, как за иные гражданские правонарушения, а именно на дого- ворную и внедоговорную (деликтную). Основанием ответственности по договору служит нарушение его условий. Она может быть применена в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства его условий, например предоставление недостоверной информации о товарах, работах, услугах при заключении договора купли-продажи, аренды, подряда и т. д., распространение, разглашение, использование сведений, составляющих ноу-хау (секрет производства) в договоре коммерческой концессии. В случаях договорной ответственности эти вопросы нередко носят диспозитивный характер и формируются самими участниками договора. В отличие от договорной ответственности, деликтная (внедоговорная) ответственность характеризуется императивным регулированием. Правонарушение, которое подпадает под действие внедоговорной ответственности, может быть совершено по отношению к личности или имуществу потерпевшего. Вместе с тем данный вред не имеет связи с недобросовестным поведением сторон в договорном обязательстве.
Гражданское правонарушение, в том числе в сфере информации, состоит из четырех элементов. Во-первых, незаконное поведение правонарушителя. Оно предполагает нарушение юридических требований, норм законодательства и договорных обязательств. В связи с чем следует отметить, что гражданско-правовая ответственность при нарушении различных норм и запретов законодательства применяется наряду с административной или уголовной ответственностью. Это обусловлено тем, что совершаемые правонарушения могут быть предусмотрены административным или уголовным законодательством. Так, в случае совершения отдельных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях1 (например, при нарушении законодательства о персональных данных (ст. 13.11, 13.11.3), разглашении информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотреблении свободой массовой информации), лицо, совершившее правонарушение, будет подвергнуто административной ответственности. В случае одновременного причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего потерпевшая сторона имеет право потребовать его (вреда) возмещения. Аналогичная ситуация может возникнуть и при совершении преступлений в сфере информации, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ)2. В случае неправомерного доступа к компьютерной информации (ст. 272), создания, использования и распространения вредоносных компьютерных программ (ст. 273), незаконного получения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), могут быть нарушены имущественные интересы физических и юридических лиц, то есть им может быть причинен имущественный вред, в возмещении которого они будут заинтересованы порой даже больше, нежели в привлечении правонарушителя к уголовной ответственности.
Вторым элементом нарушения, в том числе в сфере информации, выступает вред. Основанием возникновения вреда могут быть противоправные действия субъекта. Вред означает изменение имущественного положения лица в худшую сторону. По общему правилу в рамках гражданско-правовой ответственности выделяют два вида вреда: имущественный (материальный), который выражается в непосредственных имущественных потерях, таких как уничтожение или повреждение имущества, а также расходы, необходимые на восстановление положения, существовавшего до нарушения, и моральный вред, он включает физические или нравственные страдания, которые лицо испытывает в результате правонарушения, совершенного в отношении него. Нередко понятие вреда трактуется как синоним понятия
«убытки». Для гражданско-правовой ответственности характерным является принцип полного возмещения причиненных правонарушением убытков. Суть данного принципа заключается в том, чтобы со стороны правонарушителя было произведено возмещение убытков в полном объеме, включая как реальный ущерб – непосредственно те убытки, которые причинены правонарушением, в том числе расходы на восстановление нарушенного положения, так и потерянные доходы, то есть упущенную выгоду.
Если рассматривать информационные правонарушения в отношении предприятий и организаций, следует отметить, что нередко происходит посягательство на сведения, составляющие коммерческую тайну. Согласно федеральному закону «О коммерческой тайне»1 это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При оценивании убытков в случае разглашения, распространения информации, относящейся к сведениям коммерческой тайны, необходимо обращать внимание на такие факторы, как неизвестность и недоступность информации конкурентам обладателя информации, покупателям его продукции, его партнерам по договорным обязательствам, а также возможность использования информации путем предоставления ее на возмездной основе заинтересованным лицам (в том числе конкурентам). В случае неправомерного завладения информацией, принадлежащей гражданину, и ее использования речь также может идти о причинении ему значительных убытков. В связи с тем, что в настоящее время достаточно распространенным становится оформление различных финансовых операций удаленно, незаконный доступ к персональным данным и их использование могут причинить значительный вред имуществу гражданина. Следовательно, потерпевший гражданин в случае привлечения правонарушителя к ответственности имеет право требовать возмещения убытков. Кроме того, наряду с возмещением убытков для физических лиц предусмотрена возможность требовать возмещения морального вреда – физических и нравственных страданий, причиненных совершенным правонарушением, например неправомерным использованием персональных данных гражданина, которое возможно только с его согласия (ст. 6 федерального закона «О персональных данных»2). Моральный вред взыскивается независимо от имущественного.
В качестве третьего условия привлечения к гражданско-правовой ответственности выступает причинная связь между противоправными действиями и негативными последствиями. Эта связь означает, что противоправное деяние должно предшествовать причинению вреда и быть его причиной. Для привлечения к ответственности лица, получившего информацию способами и средствами, противоречащими закону, в том числе информацию, представляющую сведения коммерческой тайны, персональных данных и т. д., обязательным условием является наличие причинной связи между действиями правонарушителя и возникшими убытками. При этом необходимо иметь в виду, что противоправное поведение лица становится причиной убытков только при наличии непосредственной связи с ними. К примеру, в случае распространения вредоносной компьютерной программы (ст. 273 УК РФ) причиной нанесения убытков будет распространение такого рода программы.
Четвертым условием, являющимся обязательным для привлечения к ответственности лица, получившего информацию в противоречии с нормами закона, является его вина. Гражданско-правовая ответственность обычно возникает при любой форме вины. В гражданском праве, в отличие от уголовного, действует презумпция вины. Согласно общему правилу, именно правонарушитель, то есть субъект, незаконно получивший доступ к информации или распространивший информацию без законных оснований, должен доказать отсутствие своей вины в данных действиях. Отсутствие вины правонарушителя, кроме случаев, предусмотренных законом, освобождает его от гражданско-правовой ответственности. В некоторых случаях ответственность может наступить независимо от вины: предприниматель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, за исключением случаев непреодолимой силы. Так, в случае санкционированного доступа к коммерческой тайне контрагента (в рамках договорного обязательства) предприниматель будет нести ответственность за разглашение указанных сведений, даже если в этом не будет его вины.
Таким образом, в случаях совершения информационных правонарушений активно применяются меры гражданско-правовой ответственности, что не исключает при этом привлечения правонарушителя к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности, но именно гражданско-правовая ответственность за нарушения в области обращения информации имеет основной целью восстановление имущественного положения потерпевшей стороны.
Список литературы К вопросу о гражданско-правовой ответственности за правонарушения в сфере информационной безопасности
- Царькова Е. Г. К вопросу привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере оборота информации // Право и управление. 2023. № 3. С. 134–137.
- Дубень А. К. Актуальные проблемы административной ответственности в сфере обеспечения информационной безопасности // NB: Административное право и практика администрирования. 2022. № 4. С. 28–38. https:///doi.org/10.7256/2306-9945.2022.4.38792. EDN: SGNCJO.
- Иоффе О. С. Избранные труды : в 4 т. Т. 1. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003.
- Устиненко Ю. Ю. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7. С. 135–140.
- Александрова Н. В. Гражданско-правовая ответственность: понятие и основания применения // Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов : сб. ст. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 26–29.
- Кузнецов П. У. Основы информационного права : учебник. М. : Проспект, 2014.