К вопросу о католическом богословии иконы: динамика в осмыслении значения сакрального искусства

Бесплатный доступ

В статье ставится вопрос: каким образом в современном католическом богословии выстраивается понимание и определение роли иконографии? Представленная формулировка отражает дискуссию о том, что отношение к иконографии в восточном и западном богословии на протяжении христианской истории обуславливалось разными культурными и догматическими предпосылками. В современном католическом богословии икона занимает важное, но не центральное место. Такое положение связано с историко-культурным контекстом и было закреплено постановлениями II Ватиканского Собора (1962-1965). Тем не менее в современном католическом богословии существуют разные мнения относительно вопросов об изображении Иисуса Христа, образов святых и сюжетов из Священного Писания. С одной стороны, существует позиция с положительным отношением к чувственному восприятию образа. С другой, прослеживается тенденция к осмыслению духовной роли иконопочитания в жизни верующего, близкая к восточной традиции Православной Церкви. В статье рассматриваются особенности богословского осмысления сакрального искусства в западной латинской традиции, а также теоретические аспекты восприятия иконографических образов на основании официальных документов Римско-Католической Церкви. Такой подход позволяет выявить основные дидактические и мемористические аспекты восприятия иконографических образов. Согласно данной концепции, сакральное искусство есть не только способ формирования визуального восприятия святого, но и способ укрепления религиозного благочестия, и, через воздействие на память, побуждения человека к размышлению о духовном мире.

Еще

Икона, образ, сакральное искусство, тридентский собор, ii ватиканский собор, йозеф ратцингер (папа бенедикт xvi), папа иоанн павел ii, мистика, созерцание, дидактический и мемористический аспект, боговоплощение

Короткий адрес: https://sciup.org/140307689

IDR: 140307689   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2024_3_21

Список литературы К вопросу о католическом богословии иконы: динамика в осмыслении значения сакрального искусства

  • Agobardus Lugdunensis. Liber de imaginibus sanctorum // PL. T. 104.
  • Philippus Labbeus, Gabr. Cossartius. Sacrosancta Concilia Ad Regiam Editionem Exacta. Tomus Quintus. Lutetiae Parisiorum, 1671.
  • Документы II Ватиканского Собора. M.: Паолине, 2004.
  • Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина / Пер. с греч. Т. 1. СПб.: Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913. С. 347-441.
  • Иоанн Павел II. Апостольское послание «Duodecimum saeculum» (4 дек. 1987) // Acta Apostolicae Sedis, 80. 1988. S. 247-249.
  • Как читать Розарий согласно апостольскому посланию Иоанна Павла II «Розарий Девы Mарии»: Тексты молитв и апост. послание Rosarium Virginis Mariae в помощь священникам, монашествующим и мирянам. M.: Изд-во Францисканцев, 2003.
  • Катехизис Католической Церкви. M.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001.
  • Кодекс канонического права. M.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.
  • Ратцингер Й. (папа Бенедикт XVI). Богословие литургии: сакраментальное обоснование христианского существования. M.: Благотворительный фонд им. святителя Григория Богослова, 2017.
  • Франциск I. Энциклика Lumen Fidei Верховного Понтифика Франциска епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, и всем верным мирянам о вере. M.: Изд-во Францисканцев, 2013.
  • Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб.: Изд-во св. Петра, 2002.
  • Chalupniak R. "Fides ex visu" we wspólczesnej teologii piçkna // Colloquia Theologica Ottoniana. 2014. S. 151-175.
  • Marini P., Archbishop. Iconography and Liturgy // The Holy See. URL: https:// www.vatican.va/news_services/liturgy/2005/documents/ns_lit_doc_20050120_marini_ en.html?clckid=44db8273 (дата обращения: 11.03.2024).
  • Matwiejuk K. Ikona jako komunikator tresci zbawczych // Warszawskie Studia Pastoralne. 2013. S. 82-87.
  • Ratzinger J. The Spirit of the Liturgy. San Francisco: Ignatius, 2000.
  • Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества. M.: Mm, 1999.
  • Копцев A.A. Клавдий Туринский и Агобард Лионский в контексте иконоборчества // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. № 2. С. 40-46.
  • Копцев А.А. Сравнительные анализ иконоборчества византийского и реформатского (кальвинизм): дисс.... канд. богословия. СПб., 2017.
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ, 2012.
  • Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон / Пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л. А. Успенской. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т; Эксмо, 2014.
  • Нобл И., Бауерова К. Пути православного богословия на Запад в ХХ веке. М.: Издательство ББИ, 2016.
  • Рашкова Р. Т. Ватикан и современная культура. М., 1989.
  • Рыжов Ю.В. Философия иконы в традиции Востока и Запада // Электронная Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Article/ ryjov_filikon.php (дата обращения: 15.11.2023).
  • Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. Коломна: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997.
  • Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. М.: Христианская Россия, 1999.
  • Шлепин В. Опыт молитвы в Православии и Католицизме // ХХ Сретенские чтения, секция религиоведения. Свято-Филаретовский институт. URL: https://sfi. ru/science/srietienskiie-chtieniia/xx-sretenskie-chteniya/sekciya-religiovedeniya/opyt-molitvy-v-pravoslavii-i-katolicizme.html (дата обращения: 10.11.2023).
Еще
Статья научная