К вопросу о конституционных ограничениях прав и свобод человека и гражданина
Автор: Гиниатуллина И.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 5-2 (68), 2022 года.
Бесплатный доступ
В рамках данной статьи рассматриваются актуальные вопросы, связанные с конституционным понятием «ограничение прав и свобод человека и гражданина». В статье проанализировано понятие «конституционное ограничение прав и свобод человека и гражданина», а также были выявлены цели ограничения прав и свобод. Основной мыслью выступает идея соответствия выдвинутых законодательством ограничений прав общества положениям Конституции Российской Федерации, международным стандартам. Ограничения прав и свобод рассматриваются в условиях общего и особого правовых режимов - чрезвычайного и военного положений. Исследование базируется на анализе российского законодательства, международно-правовых документов и практике их применения.
Конституция российской федерации, ограничение прав и свобод человека и гражданина, права и свободы человека и гражданина, ограничение прав, чрезвычайное положение, военное положение
Короткий адрес: https://sciup.org/170193542
IDR: 170193542
Текст научной статьи К вопросу о конституционных ограничениях прав и свобод человека и гражданина
В настоящее время, согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [1]. При реализации человеком собственных прав и свобод, которые противоречат интересам государства, соответственно Конституции РФ и в большинстве случаев международным правовым актам, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в рамках закона. Для недопущений таких разногласий или их предотвращения, государство устанавливает определенные рамки, закрепленные и регулирующиеся Конституцией РФ, которые называются «конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина».
Ограничение прав и свобод человека в свою очередь представляет собой специально предусмотренные в законодательстве запреты и пределы возможностей, которые необходимы для уменьшения количества вариантов различных действий.
Конституционные ограничения являются объективно необходимыми в соответствии с основополагающим принципам, согласно которым, права человека заканчиваются там, где нарушаются права другого лица.
«Любое ограничение прав человека должно преследовать легитимную цель». В рамках своей научной статьи данную тему изучил А.А. Подмарев, который, ссылаясь на ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, отметил, что «целями ограничения прав и свобод индивида являются: защита основ конституционного строя, защита нравственности, защита здоровья, защита прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны, обеспечение безопасности государства» [2, с. 142].
Некоторые международно-правовые цели ограничений прав и свобод формулируются несколько иначе, чем в Основном законе России и помогают более точно понять, конкретизировать конституционные цели ограничений. А.А. Подмарев рассмотрел положения основных международных актов: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Пакта об экономических, социальных и культурных правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [1, с. 143]. Всеобщая декларация прав человека ставит целью «обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе [3]. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. ссылается на необходимость охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц, общественной безопасности, для уважения прав и репутации других лиц [4]. Пакт об экономических, социальных и культурных правах ограничивает права и свободы для способствования общему благосостоянию в демократическом обществе [5]. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет цели в виде интересов государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояние страны, предотвращение беспорядков или преступлений, охрана здоровья или нравственности, защита прав и свобод других лиц, охраны общественного порядка, территориальная целостность, защита репутации [6].
В целом, ограничения прав и свобод направлено в первую очередь на сохранение в обществе и в государстве стабильности и благосостояния в определенных жизненных ситуациях.
Условно выделяются девять «случаев» конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина, которые прописаны в самой Конституции РФ. Так, Конституции РФ запрещает общественные объединения, «цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности страны, подрыва безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной розни» [1]. Ч. 3 ст. 17 ограничивает прав и свободы человека, если «его действия нарушают права и свободы других лиц» [1]. Кроме того, на основании судебного решения может быть ограничено право на тайну переписки, те- лефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений. Действия, связанные с пропагандой и агитацией, возбуждающие классовую, религиозную, социальную, расовую и иную ненависть также ограничены определенной статьей Конституции РФ. Конституционные ограничения коснулись и экономическую сферу в целях недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции и ограничения перемещения товаров и услуг при необходимости обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей [1]. Конституцией могут быть ограничены права человека и гражданина по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами. Основной закон Российской Федерации закрепляет, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].
«Права человека заканчиваются там, где нарушаются права другого лица». Более значимым данный принцип становится тогда, когда речь идет о нарушении прав многих лиц. Так, в рамках научной работы С.Э. Несмеянова и Н.Е. Колобаева особое внимание уделяют вопросу ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, когда в соответствии с федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков его действия [8].
Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ на всей территории России, на отдельных местностях на ограниченный срок. Статья 11 настоящего Федерального конституционного закона регулирует вопросы, связанные с ограничением прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. В указе может быть прописан особый режим въезда на соответствующую территорию и выезда с нее; ограничение на въезд и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; запрет или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий; запрещение забастовок ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества. В особых случаях предусмотрено введение комендантского часа; ограничение свободы печати и других СМИ; приостановление деятельности партий; отселение жителей; введение карантина; мобилизация трудоспособного населения и другие меры [7].
Стоит отметить, что политические права граждан могут быть конституционно ограничены только при трех обстоятельствах: чрезвычайное положение, меры и временные ограничения в условиях чрезвычайного положения, пресечение массовых беспорядков. Лишь в этих случаях можно ограничить политические права граждан, в остальных происходит ущемление политических прав.
Необходимо учесть, что при вышеизложенных ситуациях не ограничиваются так называемые абсолютные права, перечисленные в ч. 3 ст. 56 Конституции: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации». Это непосредственно право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека, и др». Не подлежат ограничению право на судебную защиту, право на обращение в межгосударственные органы по защите прав человека, презумпция невиновности, право на юридическую помощь и иные права и свободы человека и гражданина [1]. Исключение допускается при введение военного положения. В условиях военного положения допускается ограничение права на свободу и личную неприкосновенность. Также в условиях военного положения арест, заключение под стражу допускается без судебного решения и на срок более 48 часов, что противоречит Конституционным положениям, регулирующие общественные отношения в мирное время [9].
Таким образом, гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в тексте самого же Основного закона государства. Случаи, когда допускаются ограничения прав и свобод человека и гражданина в подробном виде описаны в тексте закона. К наиболее необходимым к применению таких мер государством относят введение чрезвычайного и военного положений. С недавних пор актуальным стал вопрос об ограничении прав и свобод в условиях эпидемиологической обстановки, связанной с covid-19. Отсюда можно сделать краткий вывод о том, что в большинстве в своем ограничения усиливаются, если угроза стоит перед всем обществом. Именно поэтому при введении военного положения могут быть ограничены первичные права человека, но в первую очередь это делается ради всеобщего блага и защиты. Итак, предусмотренные Конституции РФ ограничения прав и свобод человека и гражданина являются уместными, так как предпринимаемые меры государством предотвращают разрушение нормального состояния общества в целом.
Список литературы К вопросу о конституционных ограничениях прав и свобод человека и гражданина
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
- Подмарев А.А. Вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина в современной конституции // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - №4 (99). - С. 141-145.
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
- «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984).
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении».
- Несмеянова С.Э., Колобаева Н.Е. «Конституционное ограничение основных прав и свобод человека» // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - №3. - С. 12-14.
- Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении».