К вопросу о мировоззрении А. С. Пушкина
Автор: Зорин Александр Львович
Журнал: Наследие веков @heritage-magazine
Рубрика: Неисчерпаемый Пушкин
Статья в выпуске: 2 (18), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности мировоззрения А. С. Пушкина - гениального поэта и оригинального мыслителя, оставившего глубокий след в русской культуре и национальном самосознании. Вопрос этот неоднократно освещался в работах разных исследователей, которые, исходя из собственных политических, этических и религиозных воззрений, зачастую односторонне оценивали его социально-политические, эстетические и религиозные взгляды. Уже в XIX в. Пушкин был представлен, с одной стороны, как «смиренный христианин» (Ф. М. Достоевский), а с другой, - как «языческий, мятежный, чувственный и героический» русский гений (К. Н. Леонтьев). Существенно разнятся оценки его мировоззрения в советский и постсоветский периоды. В этой связи в статье ставится задача рассмотреть пушкинское мировоззрение в контексте всего жизненного и творческого пути поэта, привлекая не только его художественные произведения, но и переписку с друзьями и знакомыми, а также воспоминания современников. При этом в процессе исследования учитывается не только социально-политическая и культурно-идеологическая обстановка, в которой жил и творил поэт, но и духовная эволюция его личности, весьма импульсивной по своей природе, беспрестанно ищущей смысл жизни, надежные точки опоры в постоянно меняющемся мире. Как и многие его сверстники, юный поэт «переболел» умственными болезнями своей эпохи, к которым помимо революционной романтики, выражавшейся в порицании самодержавного деспотизма и морального осуждения крепостничества, можно отнести увлечение масонскими идеями и даже атеистическими и богоборческими настроениями. Но в период зрелости, наступивший после поражения восстания декабристов в 1825 г., фундаментом политического мировоззрения Пушкина становится национально-патриотическое умонастроение, оформленное как государственное сознание. Консерватизм его политического мировоззрения проявляется как нелюбовь к радикальным и насильственным методам политической борьбы. По своим политическим убеждениям он становится монархистом и требует только ограничения власти государя законом, дабы монархия не превращалась в деспотизм. Проделанный анализ показывает, что поэт вовсе не готов был втиснуть свою жизнь в прокрустово ложе какой-то философской теории, а стремился испытать все состояния человеческого духа: он то жаждет жизни и всех ее радостей, то отрекается от нее вплоть до аскезы; то открыт окружающему миру, то замкнут и сосредоточен в себе; предстает то атеистом и даже богохульником, то искренне религиозным человеком, видящим в своем творчестве проявление божественного дара. Однако, при всей способности Пушкина в зависимости от обстоятельств и устремлений менять свой облик, в развитии его мировоззрения можно найти устойчивые тенденции. Его становление как личности идет от юношеского бунтарства и свободомыслия к либеральному консерватизму, опирающемуся на национальные традиции и русскую культуру, с одной стороны, и требующему личной свободы человека как залога возможности творческой деятельности, - с другой.
Мировоззрение, объективизм, субъективизм свободомыслие, либеральный консерватизм, национальные традиции, русская культура, оптимизм, пессимизм, западничество, монархизм
Короткий адрес: https://sciup.org/170174843
IDR: 170174843
Список литературы К вопросу о мировоззрении А. С. Пушкина
- Бонди С. Поэмы Пушкина // Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1975. С. 433-467.
- Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. Т. 1. Л.: Эго, 1991.
- Ильин И. А. Пророческое признание Пушкина. Рига: Ernst Plates, 1937.
- Кирпотин В. Я. Мировоззрение Пушкина // Вестник Академии Наук СССР, 1937. № 2-3. С. 19-35.
- Ковалева С. Ю. Проблемы религиозности в мировоззрении и лирическом наследии А. С. Пушкина: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. Воронеж, 2005.
- Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Художественная литература, 1974-1978.
- Пушкин в русской философской критике: конец XIX - первая половина XX в. М.: Книга, 1990.
- Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.
- Франк С. Л. Этюды о Пушкине. Мюнхен: без изд-ва, 1957.