К вопросу о научном статусе и концептуальных основаниях философской этнологии
Автор: Данакари Ричард Арами
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (7), 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14974191
IDR: 14974191
Текст статьи К вопросу о научном статусе и концептуальных основаниях философской этнологии
Последние десятилетия ХХ в. продемонстрировали исключительность этнического фактора в такой сложной системе, как общество, обладающего не только интегративными характеристиками, но и в определенных случаях значительными декомпозиционными и дестабилизирующими качествами. Распад Советского Союза свидетельствует о парадоксальности действия этнического феномена, игнорирование которого привело к непредсказуемым последствиям, межнациональным конфликтам и войнам, появлению миллионов беженцев и переселенцев.
Как известно, Российская Федерация представляет собой сложный полиэтнический и по-ликонфессиональный феномен. Однако до сих пор данное этноментальное пространство с различными народами, цивилизациями, культурами, традициями в достаточной степени не стало объектом глубокого социально-философского исследования. Формируется новая социально-этническая общность – многонациональный российский народ, – требующая адекватного познания, разработки новых методологических принципов, духовных ориентиров и ценностей. Очевидно, что только философия, используя результаты развития естественных и общественно-гуманитарных наук, способна интегрировать и синтезировать новые знания, сформировать концепцию, адекватную объективной реальности. Словом, насущной стала необходимость концептуального оформления особой философской науки о феномене этничности, его изучения и описания, постижения смысла и тайны этнического бытия общества и этнической идентификации – философской этнологии.
Российское общество – это исторически развивающаяся полифункциональная система, нуждающаяся в новой стратегии познания и деятельности. Она не может развиваться только на основе стихийности и «здравого смысла», бесконечного манипулирования общественным сознанием и абсолютизации иррациональных начал в человеке, слепого копирования западной неолиберальной модели и государственной политики игнорирования эт-ничности. В условиях многоконфессионально-сти и полиэтничности эти факторы превращаются в угрозу, чреваты нарастанием опасности, риска, дезорганизацией и дезориентацией системы. Неприемлемой для нашего общества является идея перманентности социального конфликта и его имманентности природе общества и человека. Решение проблем возможно только на основе разработки и реализации такой теоретической модели, которая опиралась бы на научное и рациональное управление важнейшими процессами общества, поведением людей, а не осуществлялась только на базе формально-правового, легитимного принуждения и насилия.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость создания философской этнологии, перед которой стоят следующие задачи:
-
1. Исследование феномена этничности, теорий этноса, этногенеза и этнической истории с помощью философских принципов и подходов, а в перспективе формирование интегральной концепции этнического бытия.
-
2. Выявление концептуальных основ и методологических принципов этнической онтологии, определение ее научного статуса и парадигмального пространства исследования.
-
3. Создание философской этнической картины мира, изучение системы этнической и межэтнической коммуникации, этнической идентичности, выявление базовых ценностей философии толерантности, гуманного отношения к Другому.
-
4. Разработка основных теоретических подходов и парадигм этнической антропологии, включение «человека этнического» в систему
наук о человеке, актуализация проблемы диалога культур и цивилизаций, постижение философии Другого в рамках концепции этнического гуманизма.
В настоящее время философское осмысление указанных проблем в значительной степени наталкивается на неоднозначность содержания базовых понятий, неадекватность существующих теоретических выводов современной действительности. В социально-гуманитарной литературе многие проблемы остаются дискуссионными как по причинам идеологического характера, так и в силу неадекватности их понимания. Пока не дана объективная оценка советскому наследию в области национальноэтнических отношений, и это не позволяет двигаться дальше в теоретическом познании этнического бытия общества, осмыслении «жизненного мира» человека этнического, новых социокультурных реалий. В нем имеется достаточно много важного, ценного, что нужно проанализировать, переосмыслить и сохранить, а также на что можно опираться и в современных социально-философских исследованиях. И только тогда возможна постановка фундаментальных вопросов и достижение значительных результатов.
Применение диалектической методологии актуально не только для понимания неизбежности значительных временных общественно-исторических «откатов» назад, но и для возрождения этничности, понимания прерывности и непрерывности социальной и этнической эволюции. Только тогда возможно совершенно по-иному определить перспективы будущего человечества, увидеть место этнической компоненты во всей системе социального и этнического бытия общества.
Действительно, проблема общественной детерминации этнического бытия, исследование специфики деятельности этносов, их роли как творцов истории, ставящих реальные, конкретные цели и часто добивающихся реализации своих интересов, – задача философской этнологии. В современных условиях одним из возможных путей ее развития является именно использование мирового научного наследия, всех разработок в области этнологических концепций. Эта открытость новым идеям не исключает, а предполагает творчество и созидание. Следует заметить, что и в условиях идейного плюрализ- ма важны четкое определение позиции, выявление степени значимости и ценности каждой концепции, выработка своего отношения к ним. Речь идет о теоретическом уровне научного обсуждения, поддержании должного уровня философской культуры, позволяющей отвергать недостаточно проработанные решения и субъективистские позиции.
Создание в перспективе универсальной философской концепции социально-этнической эволюции помогло бы российской науке глубже осмыслить специфику российской цивилизации, разработать собственный путь общественно-исторического прогресса, определить перспективу развития. Для философии, несомненно, актуальной является мысль об особом, сущностном, трансцендентальном характере этнического бытия России, объективности его глобальных онтологических, гносеологических, антропологических, аксиологических и других характеристик.
В XXI в. актуальной задачей для философской этнологии является формирование новых парадигм и определение пространства исследования современных, ставших глобальными, проблем этнического бытия. Она способна аккумулировать и интегрировать все знание об окружающем мире, не только служить основой для исследования этнического бытия, но и разработать конкретные рекомендации, способствующие устойчивому и гармоничному развитию многонационального общества.
Рассматривая вопрос о парадигмах и методологических принципах исследования, хотелось бы более подробно остановиться на проблеме соотношения социальной философии и философской этнологии. Следует признать, что основные проблемы современного общества актуализированы в связи с глобальными трансформациями и спецификой проявления «этнического парадокса современности», необходимостью разработки новых методологических принципов, познанием универсальных законов бытия природы, социума и человека. Поэтому взаимодействие между ними следует рассматривать как отношение между целым и частью, одновременно подчеркивая их единство, целостность и уникальность каждой.
Отметим, что для социальной философии актуальной является проблема познания общества как уникальной статической и динамичес- кой целостности, сфер его взаимодействия, сущности и перспектив развития. В свою очередь, для философской этнологии основной исследовательской задачей становится поиск субстанциональных и гносеологических оснований этноса, феномена «этничность», постижение их онтологических и метафизических оснований, определение методологических принципов категории «этническое бытие», анализ ее сущности и специфики, взаимоотношений человека этнического и социума.
Одновременно в пространстве ее исследования оказываются достаточно дискуссионные с современной точки зрения проблемы: являются ли этносы объективными и реальными субъектами истории или они только фантомы и объекты для манипуляции со стороны отдельных политиков, этнических групп, разных элит? Конечно, объектом социальной философии является все общество как особое интегральное единство, выступающее средством и формой выражения общечеловеческой сущности, в том числе его этнической природы. Только оно способствует реализации человеком своего потенциала, личностных, социокультурных характеристик.
Проблемы социальной философии и философской этнологии тесно переплетаются, отношения между ними вскрывают особый тип связи между философскими направлениями, изучающими взаимоотношения между обществом как особой универсальной целостностью и его этническим бытием. В современных условиях с позиций философской этнологии более рельефно выявляются фундаментальные характеристики общества и раскрываются особенности социальной философии.
Мы предлагаем различать два основных значения жизненного мира: онтологическое, обозначающее сферу социального бытия человека, который предоставлен самому себе и находится в естественных, преимущественно горизонтальных связях с другими людьми. Жизненный мир – это мир повседневной жизни, структурированный нашими коммуникациями и представлениями о смысле жизни. Второе значение данного понятия характеризует горизонт нашего повседневного опыта, степень постижения жизни, проникновения в ее тайны и загадки. В этом, субъективном, смысле наш жизненный мир таков, каковы наши представления о нем, то есть каким мы его видим и конструируем. Очевидно, что мы сами во многом являемся авторами нашего жизненного мира.
Анализ современного состояния России показывает, что гражданское общество в ней является слабым и аморфным образованием, оно не может противостоять разрушающему воздействию власти и политики государства, его олигархических и криминализированных структур. В связи с этим жизненный мир российского социума непрерывно деформируется и деградирует, соответственно, деформируются и все более аномическими становятся наши представления о нем. Защитные, компенсаторные и интегральные механизмы настолько ослабли, что в обществе господствующее положение занимают законы социального дарвинизма, нарастают вызовы и напряжения жизненного мира, что грозит гуманитарной катастрофой. В этих условиях этничность превратилась в последнее прибежище индивида, в единственный фактор, способный сохранить основу бытия человека, его идентичность.
Проблемы социальной философии и философской этнологии тесно связаны между собой, относятся к системе непрерывно изменяющейся объективной и субъективной реальности. Эта реальность – общество и человек этнический в их единстве, человек и мир человека, система бесконечных взаимосвязей и взаимодействий. Иными словами, человек и его этнический мир – это нечто уникальное, имманентно единое и единственное, мир бесконечной сложности, поливариантности и разнокаче-ственности, вечных сомнений и альтернатив. Более того, мир этнического неисчерпаем и глубок, непрерывно развивается, опираясь на свободный, творческий «пассионарный» импульс человека, что обусловливает исключительную сложность его познания.
Одновременно философская этнология обладает своей спецификой. Как заметили, она ориентирована на разработку методологических принципов исследования этнического, на познание столь сложного, разностороннего и многогранного объекта, как этническая система общества, ее законов и категорий, относящихся к различным уровням естественнонаучного, философского и социально-гуманитарного знания.
Для социальной философии характерна значительная социоцентристская ориентация.
Это философская наука об обществе как всеобъемлющей целостности с системой мировоззренческих установок. Философская этнология представляет собой учение об этническом бытии общества и человека, роли и месте этничности в социуме, цели, смысле жизни и предназначении человека этнического в мире. Преобладание социоцентрической или этноцентрической доминанты определяет основное различие законов, принципов социальной философии и философской этнологии. В данном случае разность законов и принципов представляет собой не простое различие в рамках одного качества. Действительно, проблема заключается в разных гранях, в специфике познания социального и этнического, бытия общества и человека как целостности и этничности как уникального феномена теоретического дискурса и социальной практики.
Сделаем некоторые выводы относительно современного философского познания жизни человека и общества. В начале ХХI в. стало очевидно, что притязания социальной философии с ее социоцентрической ориентацией как единственной философской науки об обществе и социальности человека не всегда оправдываются. На определенном этапе развития, когда многие философские и социально-гуманитарные науки находились на перепутье, социальная философия взяла на себя весь комплекс проблем как социального, так и этнического бытия человека. Со становлением в нашей стране социальной и культурной антропологии, началом формирования философской этнологии она не может считаться единственной, предметно исчерпывающей ветвью философского знания.
Принципиальное признание плюралистич-ности и разноаспектности философского знания об обществе и человеке ограничивает пределы предметной универсальности и единственности социальной философии. Проблема заключается не только в разных гранях философского познания человека, общества. Речь идет о глубинных преобразованиях, выявлении новых ракурсов системы этничности как субстанционального и постоянного основания бытия человека, находящегося в непрерывном становлении. Переход от монопредметной ориентации к парадигмальному плюрализму должен способствовать появлению иных философских систем, в том числе этнических, принципиально отличающихся от тех, которые существуют в социальной философии.
Учитывая поливариантность, многокаче-ственность, безграничность исследования этнического мира «человек – общество», вполне можно допустить раскрытие новых ракурсов проблемы и, соответственно, появление новых философских предметных ориентаций. Философская рефлексия феномена этничности, системы этнических отношений в социуме и человека этнического может включать некоторое количество новых предметных парадигм. Возможная множественность философских парадигм связана, в конечном счете, с уникальностью такого существа, как человек этнический, исследование бытия которого допускает беспредельные, рациональные и иррациональные грани философской рефлексии.
Как известно, формирование интегральной философии человека предполагает органическое соединение различных методов и подходов в исследовании человека. Ближайшим ее основанием является интегральная природа человека, объединяющая в себе противоположные качества: дух и тело, чувство и разум, рациональное и иррациональное, смертное и бессмертное. Уже простое перечисление сущностных характеристик – homo sapiens, homo faber, homo ludens, homo creans и т. д. – свидетельствует о бесконечной многогранности человека, но при этом он все же не может быть представлен как механическое сочетание всех разнообразных свойств. Скорее, человек есть интегральное, взаимопроникающее единство различных атрибутов и сущностей.
Современная философская антропология должна достичь подлинного объединения «единичного и всеобщего» (Гегель), смертного и бессмертного, получить органический синтез рационального и иррационального объяснений человеческого бытия. Все это возможно в том случае, если в интегральную концепцию будет включен человек этнический как один из важнейших субъектов общественного развития и значимый объект исследования философской антропологии.
В заключение еще несколько мыслей о статусе философской этнологии. Она не претендует на универсальность и уникальность, на какую-то значимую область из предметной сферы фило- софии. Ее задача – подвергая философскому анализу взаимосвязь человека и общества, определить место этнического компонента в социуме, системе социальной стратификации, выявить значимость этничности как неразрывного, устойчивого и уникального компонента бытия личности. В полиэтническом и поликонфессиональном обществе важно признание и познание Другого, сосуществование с его «жизненным миром», с иной культурой и традицией.
Подводя итоги, отметим, что философская этнология субстанциональна и метафизична. В первую очередь, она ориентирована на отражение в философском познании объективно существующего, непрерывно пульсирующего и становящегося этнического бытия, включающего в себя как всю гамму противоречий взаимодействия человека с природой и обществом, так и парадоксы мира современного человека.