К вопросу о правовой экспертизе: за и против

Автор: Чашинская Е.А.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12 (30), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблемам юридических знаний как специальных. Анализируются основные точки зрения на допустимость производства судебных юридических (правовых) экспертиз. На основе общей теории судебной экспертологии рассматривается их генезис и концепция судебно-нормативных экспертиз как процессуальной формы использования специальных юридических знаний. Данная концепция позволяет выработать единый подход к подобным экспертным исследованиям и сформулировать в рамках существующих родов экспертиз предмет и задачи видов судебно-нормативных экспертиз, а также четко определить круг юридических знаний, которые можно отнести к специальным, исключить постановку перед экспертами вопросов, решение которых является прерогативой следователя и суда.

Еще

Специальные знания, судебная экспертология, юридические знания, судебная экспертиза, судебно-норматив-ные экспертизы, род и вид судебной экспертизы

Короткий адрес: https://sciup.org/140270588

IDR: 140270588

Текст научной статьи К вопросу о правовой экспертизе: за и против

Возможно ли отнести к специальным знаниям юридические (правовые) знания? Данный вопрос является дискуссионным. Несомненно, от этого напрямую зависит и возможность существования судебной правовой экспертизы. Например, Л.В. Лазарева считает, что специальные знания - это не общеизвестные знания в различных областях науки, в том числе и права, техники, искусства и ремесла1. Другие специалисты в уголовном праве отмечают, что специальные знания в уголовном судопроизводстве - это знания, практический опыт и навыки, за исключением познаний в области права.

Примерно в 70-е годы 20 века, возможность использования юридический знаний как специальных полностью отрицалась. Пленум Верховного Суда СССР сыграл тогда немалую роль в становлении данной позиции. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16

марта 1971 г. N 1 "О судебной экспертизе по уголовным делам"2 (указано, что "судам надлежит учитывать, что вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение по ним не могут выходить за пределы специальных познаний лица, которому поручено проведение экспертизы... Суды не должны допускать постановку перед экспертом правовых вопросов как не входящих в его компетенцию (например, имело ли место хищение либо недостача, убийство или самоубийство и т.п.)".

Прошло время и позиция практиков и ученых начала меняться. Мы поддерживаем мнение Е.Р. Россинской, которая справедливо отмечает, что "судья, следователь и дознаватель... как правило, владеют знаниями только из определенных отраслей права и не в состоянии в необходимой степени ориентироваться во всех тонкостях современного обширного законодательства, которое к тому же постоянно изменяется и развивается"3. Мы считаем, что формирование такого нового направления как правовая экспертиза будет позитивно способствовать разрешению задач уголовного судопроизводства, при условии, что будут ставиться действительно сложные, входящие в узкую специальность, по вопросу о которой следователь действительно не мог бы владеть в полном объеме. Так как в сентябре 2015 г. адвокат из г. Троицка Челябинской области обратился на кафедру Института Права Башгу с электронным письмом-запросом о подготовке заключения специалиста по вопросу о том, являются ли допустимыми доказательствами протокол обыска, приложенная к нему схема, фототаблица и изъятый при обыске обрез охотничьего ружья, если допущены такие-то описанные в прилагаемых документах нарушения процессуального закона. К электронному письму приложены скан - копии реальных процессуальных документов из уголовного дела с подлинными фамилиями всех участников названного следственного действия. Чуть позднее другой следователь по телефону обратился на ту же кафедру с просьбой дать официальное заключение специалиста по вопросу об отличиях конкретного трудового контракта от внешне схожего гражданско-правового договора4.

Мнения, которые сложились в настоящий момент, против правовой экспертизы основаны на том, что судебный эксперт не может и не должен осуществлять задачи других участников процесса, а также в силу своей компетенции не может высказывать отвлеченные суждения, которые в совокупности представляют дополнительные правовые знания. Но, в противовес данному аргументу, поддерживаем мнение, что судья или юрист могут не в полной мере разбираться в определенном комплексе вопросов, даже если они приложат большие усилия. В этих случаях и возникает ситуация, при которой отдельные узкоправовые знания в комплексе с другими указанными знаниями могут быть отнесены к специальным. Речь в данном случае идет о решении вопросов в бухгалтерских, экономических, или налоговых сферах.

Юрист получая юридическое образование не всегда имеет представления о тех отраслях права, которые не имеют достаточного распространения как учебе, так и на практике. Например, налоговые, военные, медицинские отрасли. Также на практике возникают особо сложные вопросы, которые не поддаются пониманию практикующих юристов. Существует точка зрения, что в некоторых случаях появляется необходимость обращения к официально признанным специалистам в некоторых сферах юридических знаний.

Ф.Г. Аминев предлагает привлекать к производству «таких (правовых) экспертиз лиц, имеющих не только высшее образование по специальности «Юриспруденция», но и имеющих ученую степень не ниже кандидата юридических наук и ученое звание «доцент».5

Главное в данной проблеме понимать, что во всех случаях происходит формирование мнений, которые в дальнейшем будут признаны как доказательства по уголовному делу.

Интересным является тот факт, что участники уголовного судопроизводства чаще всего обладают необходимыми специальными знаниями, но они не имеют права проводить экспертизу, хоть и специальные знания следователя могут совпадать со специальными знаниями эксперта. Никто не задумается о том, что следователь владея, допустим, определенными специальными знаниями в области баллистики или знаниями в области химии, будет устанавливать состав драгоценных металлов или же выяснять химический состав. По нашему мнению, Ю. К. Орлов, справедливо отмечает, что «критерий разграничения компетенции следователя и эксперта не в характере специальных познаний, а в процессуальной форме их использования»6.

Нельзя не обратить внимание на то, что в УПК РФ не предусмотрено раскрытие понятия «специальных знаний» и именно поэтому мы не можем говорить о возможности отнесения или не отнесения юридических (правовых) знаний к специальным.

Также, многие авторы предлагают исключить возможность проведения уголовно – правовой экспертизы, а правовые экспертизы, которые будут в сфере налоговых, гражданских, международных и банковских отношений - разрешить.

Не допуская возможности превращения правовой экспертизы в повседневность, мы считаем, что абсолютно исключать возможность использования заключений экспертов-юристов и таких же заключений специалистов тоже не благоразумно. Многие юристы изучают в университете те предметы, которые могут входить в область специальных знаний. Например, бухгалтерский учет, финансовое право или криминалистика. При изучении криминалистики, студент получает знания в области криминалистической техники (одорология, почерковедение). Данный факт не мешает привлечению экспертов и специалистов при расследовании, так как они располагают достаточными познаниями в той или иной области.

В итоге, мы считаем, что основываясь на теории судебной экспертологии, следует отличать возможность производства правовой экспертизы и использование определенных юридических познаний как специальных при производстве судебно – экспертной деятельности. В настоящий момент тяжело говорить о каких либо правовых или юридических экспертизах из – за того что предмет, объект и содержание очень широки в толковании и понимании знаниям, соответственно, как и само отнесение к специальным знаниям юридических познаний без конкретизации. Поэтому не представляется возможности для разработки методики экспертного исследования.

Список литературы К вопросу о правовой экспертизе: за и против

  • Аминев Ф. Г. О некоторых проблемах судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации / Ф. Г. Аминев // Правовое государство: теория и практика. - 2015. - № 4 (42). - С. 127.
  • Аминев Ф.Г. Теория и практика использования специальных знаний в расследовании преступлений: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. 166 с.
  • Лазарева Л.В. Специальные знания и их применение в доказывании по уголовному делу. М., 2009. С. 22.
  • Орлов, Ю. К. Современные проблемы доказывания и использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве: научно-учебное пособие / Ю. К. Орлов. - М., 2016. - С. 103-105.
  • Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе: Монография. М., 2005. С. 13, 16.
  • Тарасов А.А. К вопросу о так называемых правовых экспертизах и заключениях специалистов в российском судопроизводстве // Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и по делам об административных правонарушениях: Мат. IV Международной науч.-практ. конференции. Уфа, 1 - 2 октября 2015 г. / Отв. ред. Ф.Е. Аминев. С. 242 - 245.
Статья научная