К вопросу о правовой природе стимулов в информационном праве
Автор: Мальцева Мария Дмитриевна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы теории государства и права, конституционного и административного права
Статья в выпуске: 3 т.17, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ различных подходов к определению понятия «правовой стимул». Производится сравнение между пониманием стимулов только как позитивных средств воздействия (например, льгот и поощрений) и расширением его объема посредством включения в него также и негативных средств воздействия (например, ограничений и ответственности). Делается вывод, что на законодательном уровне в сфере информационного права стимулы выражаются только в качестве позитивных средств. При этом независимо от того или иного подхода к пониманию «правового стимула», исследователи сходятся в его функциональной особенности - положительной правовой мотивации и правовом воздействии на поведение субъектов права и общественные отношения. В статье также рассматриваются различные точки зрения на роль стимулов в механизме правового регулирования: в качестве средства, метода правового регулирования и нормы права. Внешне выражаясь в норме права (норме-стимуле), правовой стимул играет роль инструмента, посредством которого достигаются социально полезные цели, то есть по своей сути является средством правового регулирования, не перерастая при этом в метод правового регулирования.
Правовой стимул, механизм правового регулирования, позитивные и негативные средства воздействия
Короткий адрес: https://sciup.org/147150175
IDR: 147150175 | DOI: 10.14529/law170315
Текст научной статьи К вопросу о правовой природе стимулов в информационном праве
Построение и развитие информационного общества является важной частью современной общегосударственной политики. Между тем именно эта значимость обуславливает необходимость разработки законодателем целой системы льгот и стимулов, направленных на достижение целей, поставленных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.
С общетеоретической точки зрения правовые стимулы необходимо рассматривать в соотношении с механизмом правового регулирования, под которым в юридической литературе понимается система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права [9, с. 472]. Исходя из данного определения, правовое регулирование, которое реализуется в том числе посредством использования законодателем стимулов, осуществляется с целью определенного правового воздействия на поведение субъектов права и достижения желаемого состояния общественных отношений.
Для понимания места правовых стимулов в контексте механизма правового регулирова- ния следует обратиться к встречающимся в юридической литературе определениям понятия «стимул».
По мнению С. С. Каринского, стимулы являются особыми рычагами, которые помогают обществу и государству воздействовать на волю, сознание и действия людей и ориентировать их на осуществление важнейших задач, стоящих перед страной [5, с. 6]. Другие исследователи утверждают, что «под стимулами понимают различимое состояние входа относительно обособленной системы, входные действия, то есть все явления в среде данного объекта, которые влияют на его поведение. Эти действия вместе с определенным состоянием системы определяют соответствующие выходные действия (реакции)» [11, с. 46]. Ю. А. Тихомиров указывает на то, что стимул – это преимущественно внешнее побуждение к действию, влияющее на мотивы поведения и формирующее их. Стимулирование есть оптимальный механизм активизации человеческого фактора [17, с. 10–11].
Данные определения имеют общий характер и указывают на основную функцию, которую выполняют правовые стимулы, правовое воздействие. Однако вопрос о том, включают ли стимулы только позитивные средства, либо как позитивные, так и негативные средства, является дискуссионным, что проявляется в различных подходах к определению рассматриваемого понятия.
Например, одним из наиболее цитируемых определений стимула, иллюстрирующих первых подход, можно назвать следующее: «Стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования» [10, с. 61]. В. В. Глазырин относит к правовым стимулам правовые нормы, предусматривающие различные меры социальных благ, направленных на удовлетворение интересов коллектива, индивида в зависимости от выбора ими варианта поведения, отвечающего интересам государства, потребностям общества [4, с. 20]. Позитивную направленность правовых стимулов отмечает также С. В. Мирошник: «Правовой стимул – это юридический институт, то есть совокупность юридических норм, закрепляющих определенные свойства воздействия на сознание и психику человека с целью усиления мотивации правомерного поведения» [12, с. 18–19]. К. А. Нефагина также понимает под правовым стимулом «основанное на позитивном воздействии правовое побуждение, направленное на поддержание и совершенствование правомерной деятельности субъекта» [1, с. 10–13].
К противоположной точке зрения можно отнести позицию Ю. В. Тихонравова, согласно которой правовые стимулы подразделяются на негативные и позитивные средства [18, с. 146]. А. Н. Романович, Е. А. Тихоненко также включают в понятие правового стимула средства как позитивного характера (поощрения), так и негативного характера (гражданско-правовая ответственность) [16, с. 22]. Аналогичной точке зрения придерживаются В. С. Константинова и С. Д. Максименко [6, с. 37].
По мнению Е. И. Отюцкой, ошибочно рассматривать стимул только с точки зрения позитивной заинтересованности лица, определяемой возможными поощрениями, льготами, награждениями и др. Правовые стимулы представляют собой направления деятельности лиц к законопослушному поведению. В этом смысле стимулы (в любом из своих про- явлений) являются ограничителями поведенческой активности [14, с. 16].
С учетом функционального назначение правового стимула указанная позиция представляется обоснованной. Негативные средства воздействия (запрет, ответственность, меры пресечения и др.), которые в свою очередь можно отнести к правовым ограничениям, безусловно, оказывают воздействие на поведение субъектов права, побуждая их к правомерному поведению. Исходя из указанного, стимулирующее воздействие негативных средств не отличается от такого же влияния позитивных средств (например, льгот, поощрений, привилегий).
Вместе с тем при рассмотрении понятия «стимул» следует учитывать точку зрения законодателя, который под стимулами понимает исключительно позитивные средства воздействия. Так, Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, предусматривает необходимость стимулирования развития отрасли информационных технологий путем предоставления льгот и гарантий субъектам информационных правоотношений (например, стимулирование работы высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий посредством введения льготных программ, облегчающих обеспечение жильем указанных специалистов).
Принимая во внимания все вышеуказанные определения и учитывая, что правовой стимул является одним из инструментов политики в информационной сфере, который позволяет обеспечивать достижение социально полезных целей, правовой стимул в механизме правового регулирования следует отнести к правовому средству. В обоснование данного утверждения представляется возможным привести мнение С. С. Алексеева, который утверждает, что правовые средства играют роль инструментов оптимального решения социальных задач [1, с. 218]. Б. И. Пугинский также отмечает, что «правовые средства предназначены для организации и регулирования отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности» [15, с. 17].
Между тем в юридической литературе встречаются также иные точки зрения относительно роли правовых стимулов в механизме правового регулирования. Например, некоторыми исследователями отмечается, что правовое стимулирование является самостоятельным (позитивно-стимулирующим) методом правового регулирования / государственного управления [8, с. 124–124; 7, с. 109–112]. Однако метод представляет собой именно совокупность юридических средств, посредством которых осуществляется правовое регулирование. Стимул может выражаться в различных видах льгот, поощрений, привилегий и преимущественных прав, не выполняя при этом функцию различных правовых средств, в связи с чем не может выступать в качестве метода, заключающегося в более комплексном подходе к регулированию общественных отношений.
Согласно другой точке зрения правовой стимул является правовой нормой. Так, как указано выше, В. В. Глазырин правовыми стимулами называет правовые нормы, а С. В. Мирошник связывает их с целым правовым институтом. В. М. Ведяхин также определяет правовые стимулы через понятие правовых норм [3, с. 51]. Такие нормы права в юридической науке называют поощрительными [2, с. 24]. Классификация норм на нормы-стимулы, наряду с нормами-дефинициями, нормами-целями, нормами-принципами и другими, представляется имеющей право на существование в теории права с учетом их функционального назначения. То обстоятельство, что правовой стимул может выступать в качестве нормы, не противоречит тому, что он в то же время является средством правового регулирования. Вместе с тем правовая норма – лишь внешнее выражение правового стимула. В частности, налоговые преференции для IT-компаний устанавливаются различными нормами налогового законодательства (например, пп. 26 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 259 Налогового кодекса РФ).
Подводя итог, отметим, что вопрос о правовой природе стимулов является дискуссионным. Но большинство исследователей сходятся в их роли в механизме правового стимулирования – в качестве средства правового регулирования. Правовые стимулы могут рассматриваться как с точки зрения заинтересованности лица в поощрении его поведения, так и в отсутствии негативных последствий
(санкций). При этом в информационном законодательстве понятие стимулов раскрывается только через такие позитивные средства воздействия, как льготы и поощрения.
Список литературы К вопросу о правовой природе стимулов в информационном праве
- Алексеев, С. С. Теория права/С. С. Алексеев. -М.: Издательство БЕК, 1995. -320 с.
- Баранов, В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права/В. М. Баранов. -Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1978. -146 с.
- Ведяхин, В. М. Правовые стимулы: понятия, виды/В. М. Ведяхин//Правоведение. -1992. -№ 1. -С. 50-55.
- Глазырин, В. В. Хозрасчет. Труд. Стимулы/В. В. Глазырин. -М.: Знание, 1989. -63 с.
- Каринский, С. С. Материальные и моральные стимулы в повышении производительности труда/С. С. Каринский. -М.: Юридическая литература, 1966. -224 с.
- Константинова, В. С. Правовые вопросы материального стимулирования деятельности предприятий/В. С. Константинова. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. -104 с.
- Конин, Н. М. Стимулирование в системе методов государственного хозяйственного управления/Н. М. Конин//Актуальные проблемы современной юридической науки. -1978. -Ч. 1. -С. 109-112.
- Курилов, В. И. Личность. Труд. Право/В. И. Курилов. -М.: Юрид. лит., 1989. -336 с.
- Малько, А. В. Теория государства и права: учебник/А. В. Малько, Н. И. Матузов. -М.: Юрист, 2004. -472 с.
- Малько, А. В. Стимулы и ограничения в праве/А. В. Малько. -М.: Юристъ, 2003. -250 с.
- Масевич, М. Г. Правовые вопросы материального стимулирования предприятий/М. Г. Масевич, Б. В. Покровский, М. К. Сулейменов. -Алма-Ата: Наука, 1972. -232 с.
- Мирошник, С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве: дис. … канд. юрид. наук/С. В. Мирошник. -Ростов-на-Дону, 1997. -167 с.
- Нефагина, К. А. Понятие и сущность стимулирования в трудовом праве/К. А. Нефагина//Социальное и пенсионное право. -2008. -№ 3. -С. 10-13.
- Отюцкая, Е. И. Стимулы и ограничения в энергосбережении: гражданско-правовой аспект: автореферат дис. … канд. юрид. наук/Е. И. Отюцкая. -Краснодар, 2012. -25 с.
- Пугинский, Б. И. Правовые средства обеспечения эффективности производства/Б. И. Пугинский. -М.: Юрид. лит., 1980. -144 с.
- Романович, А. Н. Стимулирование исполнения хозяйственных договоров/А. Н. Романович, Е. А. Тихоненко. -Минск: Наука и техника, 1968. -164 с.
- Тихомиров, Ю. А. Закон, стимулы, экономика/Ю. А. Тихомиров.-М.: Юрид. лит., 1989. -270 с.
- Тихонравов, Ю. В. Основы философии права/Ю. В. Тихонравов. -М.: Вестник, 1997. -608 с.