К вопросу о пребывании Генриха Прусского на Дальнем Востоке в конце XIX в
Автор: Молчанова Е.Г.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 2, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена визиту младшего брата императора Германии Вильгельма II, принца Генриха Прусского, на Дальний Восток в конце XIX в. Основываясь на различных источниках, в первую очередь мемуарах военных и политических деятелей Германии и России, автор анализирует причины этого визита. В статье показана деятельность Генриха Прусского, направленная на распространение влияния Германии, защиту и продвижение ее экономических и политических интересов в дальневосточном регионе. В статье отмечается, что деятельность принца Генриха способствовала сплочению немцев, проживающих в регионе, поднятию их патриотического духа. Особое внимание в статье уделено пребыванию Генриха Прусского на территории российского Дальнего Востока, его контактам с немецкими предпринимателями, ведущими здесь свой бизнес.
Политика Германии на Дальнем Востоке в конце XIX- начале XX вв., германская военно-морская эскадра на Дальнем Востоке, положение России на Дальнем Востоке, немецкие предприниматели на Дальнем Востоке России, Генрих Прусский, Вильгельм II, Циндао, Владивосток, Порт-Артур
Короткий адрес: https://sciup.org/149134909
IDR: 149134909 | DOI: 10.24158/fik.2021.2.8
Текст научной статьи К вопросу о пребывании Генриха Прусского на Дальнем Востоке в конце XIX в
Генрих Альберт Вильгельм, принц Прусский (1862–1929), представитель династии Гоген-цоллернов, был сыном императора Германии Фридриха III и младшим братом кайзера Вильгельма II. Он имел родственные связи с семьей российского императора Николая II, был женат на Ирене Гессенской и Рейнской, сестре императрицы Александры Федоровны. Генрих Прусский поддерживал дружеские отношения с Николаем II и его супругой и неоднократно бывал у них в гостях. Он часто представлял своего брата на торжественных мероприятиях в России, в частности в 1896 г. присутствовал от имени кайзера Германии на коронации Николая II.
Генриху – второму сыну императора – была уготована морская карьера. В возрасте 15 лет он поступил в военное училище. В 1878 г. и 1880 г. в качестве стажера совершил морские кругосветные путешествия. Во время одного из них он впервые посетил российские дальневосточные порты. В 1880 г. сдал офицерский экзамен, затем учился в Морской Академии. С 1889 г. он уже командовал крейсером «Ирена» и другими кораблями ВМФ Германии. В конце 1897 г. Вильгельм II назначил Генриха Прусского командующим военно-морской экспедицией в Восточную Азию [1, с. 130–131].
В конце XIX в. Дальний Восток оказался в центре мировой политики. Китай, потерпев поражение в войне с Японией 1894–1895 гг., обнаружил неспособность защитить себя. Обострилась борьба ведущих держав за сферы влияния в этой стране. К китайским берегам стали стягиваться военно-морские силы Англии, США, Франции, России. Германия также стала проявлять активность в дальневосточных делах. Ей необходима была собственная сфера влияния и военно-морская база на территории Китая. Провести разведку и найти подходящее для нее место было поручено тогда исполнявшему обязанности командующего германской Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой Альфреду фон Тирпицу. Он так объяснял мотивы своей деятельности: «Если германские купцы хотели перестать быть посредниками между англичанами и китайцами и бросить на азиатские рынки немецкие товары, то они нуждались в собственном Гонконге в такой же мере, как и наша эскадра» [2]. Его выбор пал на бухту Цзяочжоу на южном побережье Шаньдунского полуострова. 6 марта 1898 г. было подписано китайско-германское соглашение, по которому эта бухта передавалась Германии на правах аренды на 99 лет. Шаньдунский полуостров по этому соглашению был признан сферой ее влияния в Китае [3, с. 67]. Успеху переговоров в значительной мере способствовало появление в китайских водах германской эскадры под командованием принца Генриха Прусского [4].
Эскадра, которую он возглавил, состояла из флагманского корабля броненосца «Германия» и крейсеров «Императрица Августа» и «Гефион». Гросс-адмирал Э. Редер, который, будучи молодым офицером, служил на броненосце «Германия», вспоминал: «Назначение принца Генриха, брата самого кайзера, командующим Дальневосточной эскадрой, было совершенно ясным свидетельством не только значимости Дальнего Востока в международной политике, но и увеличивающейся роли военно-морского флота в национальных планах Германии... Талантливый и опытный моряк, он по праву заслужил громадную популярность среди морских офицеров и всех причастных к морю людей» [5, с. 14].
Император Вильгельм II лично провожал своего брата Генриха и германскую эскадру на Дальний Восток. По дороге в Киль он остановился в Гамбурге и встретился с предпринимателями в здании местной биржи. Представители немецкого бизнеса благодарили императора за то, что он взял под свое покровительство их торговые интересы в Восточной Азии. Канцлер Б. Бюлов, сопровождавший Вильгельма II в этой поездке, писал в своих воспоминаниях: «В этот момент каждый ощущал биение пульса величайшего немецкого торгового города, который еще до образования Германской империи проложил немецкой энергии и предприимчивости пути во всех частях света и, в частности, на берегах Тихого океана» [6, с. 110]. Сам факт встречи кайзера с гамбургскими предпринимателями и ее содержание свидетельствовали о значительном интересе германских торгово-промышленных кругов к рынкам сбыта в Восточной Азии, а также о готовности германского правительства оказывать поддержку и продвигать интересы немецкого бизнеса в этом регионе. Необходимо отметить, что с конца 50-х гг. XIX в. немецкие предприниматели, в том числе и выходцы из Гамбурга, проявляли активный интерес к владениям Российской империи на Дальнем Востоке и играли видную роль в экономике региона.
На церемонии проводов германской эскадры, которая состоялась в Киле, император Вильгельм II заявил, что в случае, если кто-то осмелится противодействовать Германии в Восточной Азии, принц Генрих должен пустить в ход «бронированный кулак». Канцлер Б. Бюлов в своих мемуарах отмечал, что был встревожен заявлением Вильгельма II, и даже пытался не допустить попадания этого выражения в прессу. Однако заявление кайзера Германии о возможности пустить в ход «бронированный кулак» стало широко известно и вызвало большое раздражение некоторых стран, в частности Великобритании [7, с. 110-111].
Базой для Восточно-Азиатской эскадры под командованием Генриха Прусского стал порт Циндао. Удачное географическое положение, наличие на территории Шаньдунского полуострова полезных ископаемых, в первую очередь угля, дешевой рабочей силы, режима порто-франко содействовали притоку германского капитала. Следствием этого было быстрое развитие города и порта [8]. Из Циндао принц Генрих с кораблями своей эскадры наносил визиты в другие порты и страны Тихого океана.
Одним из первых он посетил императора Китая. В числе избранных иностранных представителей принц Генрих Прусский был допущен в Запретный город. Он был принят китайским императором и императрицей-матерью. Э. Редер, который был непосредственным участником этих событий, вспоминал: «Прежде чем войти во дворец, мы сменили наши костюмы для верховой езды на парадную форму. Затем принца Генриха внесли в пределы дворца в паланкине, а мы последовали за ним... Император встретил принца стоя, затем попросил его присесть для беседы - честь, которая никогда ранее не была оказана представителю иностранного государства. После того как принц передал императору привезенные подарки и награды, император лично проводил его в сад для представления вдовствующей императрице - это еще одно исключение, сделанное для принца Генриха. После обеда император нанес принцу ответный визит» [9, с. 18–19]. Принц Генрих также посетил базу Великобритании в Китае, порт Вейхай, неоднократно бывал в Гонконге, Шанхае и других портах Китая, а также в Корее и других странах. Несколько путешествий совершил Генрих Прусский в Японию, где он и его команда с интересом знакомились с местной цивилизацией и обычаями, еще не затронутыми «вестернизацией». Во время одного из визитов Генрих Прусский был официально принят японским императором [10].
Посещал Генрих Прусский и российские порты. В частности, один из первых его визитов был совершен в Порт-Артур - базу российского флота в Китае. Здесь его тепло встретил командующий российской Тихоокеанской эскадры контр-адмирал Ф.В. Дубасов, который был знаком с принцем Генрихом со времен своей работы в российском посольстве в Берлине. Командующие российской и германской эскадр совместно осмотрели порт, гавань и территорию будущей крепости Порт-Артура. На крейсере «Рюрик» в честь Генриха Прусского был дан парадный обед, на котором присутствовали все командиры германской и российской эскадр [11].
В августе–сентябре 1898 г. Генрих Прусский посетил крупнейшие населенные пункты на территории российского Дальнего Востока [12, S. 621–622]. Корабли германской эскадры совершили переход вдоль российского дальневосточного побережья. Они нанесли визит во Владивосток, Корсаков, Александровск-на-Сахалине. Э. Редер вспоминал: «Будучи здесь, принц Генрих, очевидно выполняя полученные дома инструкции, завязал дружеские отношения с русским военным и флотским командованием» [13, с. 19]. Принц Генрих Прусский также посетил город Хабаровск и другие российские населенные пункты. Здесь он встречался с представителями российских властей, знакомился с экономическим и культурным потенциалом края, изучал возможности для усиления влияния германского капитала на российском Дальнем Востоке. Газета «Allgemeine Zeitung», освещая его визит, писала: «Можно смело предположить, что весь этот край ожидает блестящая будущность, и что это путешествие… находится в тесной связи с развитием и укреплением германской торговли в областях Амура и Уссури. Следует заметить, что Германия занимает уже первое место среди держав, которые ведут морскую торговлю через Владивосток с Уссурийским краем. Возрастающие торговые интересы немцев в Приамурской области, а также их старание доставить своей торговле и промышленности преобладающее влияние… следует считать достаточно основательным поводом поездки принца Генриха» [14]. Во Владивостоке принца Генриха встречали торжественно. Жительница города Э. Прей писала: «Принц ожидается сегодня, и город расцвечен флагами…» [15, с. 247].
Одной из задач пребывания Генриха Прусского на Дальнем Востоке была поддержка проживавших здесь немцев, повышение их сплоченности и патриотического духа. Такая деятельность соответствовала принципам политики властей Германии. Объединение и сплочение немцев в разных уголках земного шара считалось одной из задач германского флота. Морской министр А. Тирпиц отмечал: «В связи с ростом могущества и значения Германской империи, и в особенности нашего престижа на море, заграничные немцы стали все больше чувствовать себя по крови и культуре членами великого организма, имеющими определенные права и обязанности … Я могу сказать, что флот энергичнее занимался объединением немцев и внушением им чувства патриотизма. Всюду, где имелись немецкие поселенцы, мы стремились к укреплению национальных связей» [16].
Прибытие в край принца Генриха Прусского было важным событием и серьезной поддержкой для проживавших и имевших здесь бизнес немцев. Во Владивостоке Генрих Прусский на несколько дней останавливался в доме совладельца крупной немецкой торговой фирмы «Кунст и Альберс» Адольфа Даттана. Он устраивал встречи с соотечественниками, среди которых были местные предприниматели и служащие их фирм. В ответ А. Даттан с семьей были приглашены на обед, который в их честь устроил принц на борту своего флагманского корабля «Германия» [17, с. 247]. Генрих Прусский также участвовал в церемонии открытия дома для служащих фирмы «Кунст и Альберс». Этот торговый дом предоставил ему пароход для поездки в северные районы края [18, S. 287].
29 июля 1898 г. Генрих Прусский прибыл в пост Корсаковский, где познакомился с сахалинской каторгой, а затем отправился в пост Александровский для осмотра угольных рудников [19, с. 106–107]. Здесь он также оказал внимание и поддержку проживающим соотечественникам, посетил лютеранский молитвенный дом, который построили и поддерживали немцы, провел встречу с единственным лютеранским пастором на российском Дальнем Востоке А. Румпетером [20].
Таким образом, деятельность Генриха Прусского на Дальнем Востоке в конце XIX в. способствовала распространению и укреплению здесь влияния Германской империи. Принц Генрих знакомился с регионом, благодаря своим дипломатическим способностям сумел установить отношения с представителями разных стран, имеющих интересы в данном регионе земного шара. Деятельность принца Генриха способствовала защите и продвижению интересов германского бизнеса и сплочению немцев, проживавших в различных странах, в том числе на Дальнем Востоке России.
Ссылки:
-
1. Залесский К.А. Военная элита Германии. 1870–1945. М., 2011. 560 с.
-
2. Тирпиц А. Воспоминания. М., 1957. 656 с.
-
3. Цвык А.В. История становления и развития китайско-германских отношений в XVIII – середине XX вв. // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2016. № 1. С. 65–71.
-
4. Исаков И.С. Операция японцев против Циндао в 1914 г. М.–Л., 1941. 584 с.
-
5. Редер Э. Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935–1943 гг. М., 2004. 489 с.
-
6. Бюлов Б. Воспоминания. М.–Л., 1935. 562 с.
-
7. Там же. С. 110–111.
-
8. Исаков И.С. Указ. соч.
-
9. Редер Э. Указ. соч. С. 18–19.
-
10. Там же.
-
11. Цывинский Г. Пятьдесят лет в Российском императорском флоте. СПб, 2008. 168 с.
-
12. Thomas L. Ein deutsches Unternehmen im russischen Fernen Osten (1864–1921) Zwänge und Grenzen der Anpassung // Dahlmann D. Scheide C. (Hrsg.) Das einzige Land in Europa, das eine grosse Zukunft vor sich hat: Deutsche Unternehmen und Unternehmer im Russischen Reich Im 19. und Fruhen 20. Jahrhundert. Essen, 1998. S. 611–631.
-
13. Редер Э. Указ. соч. С. 19.
-
14. Цит. по: Приамурские ведомости. 1898. 6 декабря.
-
15. Лорд Прей Э. Письма из Владивостока (1894–1930). Владивосток, 2014. 464 с.
-
16. Тирпиц А. Указ. соч.
-
17. Лорд Прей Э. Указ. соч. С. 247.
-
18. Sieveking H. Die Hamburgisch Firma Kunst und Albers in Wladiwostok 1864–1914 // Vierteljahresschrift für Sozial- und
Wirtschaftsgeschichte. 1941. № 34. S. 268–299.
-
19. Самарин И.А. К истории Сахалинского музея. Первый Сахалинский музей // Вестник Сахалинского музея. 2004.
-
20. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. Ф. 244. Оп. 1, Д. 1137. Л. 6.
№ 1(11). С. 99–107.
Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна
Список литературы К вопросу о пребывании Генриха Прусского на Дальнем Востоке в конце XIX в
- Залесский К.А. Военная элита Германии. 1870-1945. М., 2011. 560 с.
- Тирпиц А. Воспоминания. М., 1957. 656 с.
- Цвык А.В. История становления и развития китайско-германских отношений в XVIII - середине XX вв. // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2016. № 1. С. 65-71.
- Исаков И.С. Операция японцев против Циндао в 1914 г. М.-Л., 1941. 584 с.
- Редер Э. Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943 гг. М., 2004. 489 с.
- Бюлов Б. Воспоминания. М.-Л., 1935. 562 с.
- Там же. С. 110-111.
- Исаков И.С. Указ. соч.
- Редер Э. Указ. соч. С. 18-19.
- Там же.
- Цывинский Г. Пятьдесят лет в Российском императорском флоте. СПб, 2008. 168 с.
- Thomas L. Ein deutsches Unternehmen im russischen Fernen Osten (1864-1921) Zwänge und Grenzen der Anpassung // Dahlmann D. Scheide C. (Hrsg.) Das einzige Land in Europa, das eine grosse Zukunft vor sich hat: Deutsche Unternehmen und Unternehmer im Russischen Reich Im 19. und Fruhen 20. Jahrhundert. Essen, 1998. S. 611-631.
- Редер Э. Указ. соч. С. 19.
- Цит. по: Приамурские ведомости. 1898. 6 декабря.
- Лорд Прей Э. Письма из Владивостока (1894-1930). Владивосток, 2014. 464 с.
- Тирпиц А. Указ. соч.
- Лорд Прей Э. Указ. соч. С. 247.
- Sieveking H. Die Hamburgisch Firma Kunst und Albers in Wladiwostok 1864-1914 // Vierteljahresschrift für Sozial- und Wirtschaftsgeschichte. 1941. № 34. S. 268-299.
- Самарин И.А. К истории Сахалинского музея. Первый Сахалинский музей // Вестник Сахалинского музея. 2004. № 1(11). С. 99-107.
- Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. Ф. 244. Оп. 1, Д. 1137. Л. 6.