К вопросу о предмете получения взятки

Бесплатный доступ

Социальные и правовые последствия получения должностным лицом взятки обосновывают актуальность данной темы. Особенности уголовной ответственности за данное деяние представляют особый интерес, так как несмотря на многолетнюю историю, на практике по-прежнему возникают вопросы при квалификации взяточничества. В статье рассмотрены некоторые проблемные аспекты определения предмета преступлений коррупционной направленности.

Коррупция, предмет преступления, услуги сексуального характера, квалификация, «черный рынок»

Короткий адрес: https://sciup.org/170210635

IDR: 170210635   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2025-6-2-134-139

Текст научной статьи К вопросу о предмете получения взятки

Взяточничество действительно представляет собой ядро коррупционной системы, приобретая новые, более сложные формы, несмотря на постоянные ужесточения законодательства. Это явление дестабилизирует государственное управление – принятие решений начинает зависеть не от закона, а от личной выгоды. Также взяточничество подрывает доверие к власти – граждане перестают верить в справедливость и эффективность государственных институтов. Также коррупция создает неравные условия – доступ к услугам получают не те, кто имеет право, а те, кто имеет возможность заплатить. Также коррупция тормозит экономическое развитие – коррупционные издержки увеличивают стоимость бизнес-процессов.

Несмотря на ужесточение наказаний, сохраняются серьезные проблемы: латентность преступлений, то есть более 70% случаев взяточничества остаются нераскрытыми. Потерпевшие часто не обращаются в правоохранительные органы из-за страха. Схемы получения взяток стали все более изощренными, использование криптовалют, взятки в форме услуг.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по де- лам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает четыре состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст. 290 УК РФ), «Дача взятки» (ст. 291 УК РФ), «Посредничество во взяточничестве» (ст. 291.1 УК РФ), «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).

Указанные преступления обладают такими общими признаками, как объект и предмет взяточничества. С объективной стороны преступления характеризуются активными действиями, с субъективной стороны – прямым умыслом. Должностное лицо выступает либо в качестве специального субъекта преступления, либо как конструктивный признак состава преступления, определяющий признаки лица, которому взятка передается.

Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:

  • 1.    Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);

  • 2.    Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

  • 3.    Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного

самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

Коррупция остается одной из основных проблем современного общества. В условиях постоянных перемен, система социального контроля ослаблена, мораль и нравственность общества находятся не на самом высоком уровне, снижены экономические показатели, наблюдаются некоторые проблемы в правовом регулировании отдельных сфер деятельности. На негативные процессы в нашем государстве оказывают влияние не только внешние силы, но и состояние коррупции, так как именно коррумпированность отдельных чиновников подрывает основы государственности.

Гребенников Р.Б. считает, что на сегодняшний день практически каждому человеку известен тот факт, что в Российской Федерации «все должностные лица когда-либо прибегали к взяткам для личностного обогащения». Он полагает, что взятки в целом характерны для российского менталитета [3]. Нельзя сказать, что автор совсем не прав, но тем не менее необходимо отметить, что данное высказывание является достаточно утрированным, поскольку коррупция, как явление свойственна не только российскому обществу, но и мировому и отрицать данный факт тяжело. Кроме того, вряд ли можно голословно утверждать, что все без исключения должностные лица прибегали к взяткам.

Не секрет, что одной из самых распространенных форм проявления коррупции является взяточничество. Так, по официальным данным МВД по итогам 2021 года всего было зарегистрировано 35 051 преступлений коррупционной направленности, из них 18 591 – это преступления, связанные со взяточничеством. В 2022 году было зарегистрировано 35 340 преступлений коррупционной направленности, из них со взяточничеством связано 19 490 преступлений. За 2023 год было зарегистрировано 36 407 преступлений коррупционной направленности, из них количество связанных со взяточничеством составило 20 279 преступлений. За 9 месяцев 2024 года количество преступлений коррупционной направленности составило 31 898, и 18 824 преступлений связанны со взяточничеством [2]. Удельный вес преступлений коррупционной направленности от общего количества зарегистрирован- ных преступлений за 9 месяцев 2024 года составляет 1,7%.

Необходимо отметить, что динамика данных преступлений характеризуется определенной стабильностью. Как уже было отмечено ранее, получение взятки является наиболее распространенным и серьезным преступлением, в связи с этим представляется необходимым рассмотреть особенности уголовной ответственности за получение взятки должным лицом.

Приведенные данные МВД демонстрируют устойчивую динамику коррупционных преступлений, где взяточничество, занимает значительную долю. Однако, не стоит забывать, что это официальная статистика, которая отражает только часть «картины», поскольку большое количество деяний остается в латентном состоянии из-за сложности доказывания или нежелания лиц обращаться в правоохранительные структуры.

Кроме того, рост числа зарегистрированных преступлений может свидетельствовать не только об увеличении уровня коррупции, но и о более активной работе правоохранительных органов. Тем не менее, учитывая уровень и масштаб проблемы, важно сосредоточиться не только на количественных показателях, но и на качественных показателях, например, на новых способах получения взяток.

Предмет преступления – это материальная вещь или иной охраняемый законом объект, на который непосредственно воздействует преступник при совершении преступления. Предмет преступления относится к объекту преступления, если объект – это общественные отношения, которым причиняется вред, то предмет – это конкретная вещь.

В краже предметом преступления выступает похищенное имущество, в подделке документов предметом является, например, фальшивый паспорт, в незаконном обороте наркотиков непосредственно предметом преступления являются наркотические средства.

Предмет взятки – это материальные ценности или выгода, передаваемые должностному лицу за совершение действий в интересах взяткодателя.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:

  • 1)    имущественный характер предоставляемого блага;

  • 2)    незаконность его предоставления;

  • 3)    предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

  • 4)    получение ее должностным лицом.

В классическом представлении о предмете преступления, предметом взятки являются:

  • 1)    деньги;

  • 2)    ценные бумаги;

  • 3)    иное имущество, например, автомобиль квартира, драгоценности;

  • 4)    услуги имущественного характера, например, ремонт, отдых, погашение долга;

  • 5)    иные имущественные права, например, передача доли в уставном капитале ООО, списание долга.

Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств.

Что не считается предметом взятки в классическом понимании, но может таковым быть:

  • 1)    нематериальные блага;

  • 2)    личные одолжения.

На практике при квалификации по ст. 290 УК РФ наиболее интересным является вопрос определения предмета взятки [4]. Могут ли предметы, ограниченные в обороте или услуги, стоимость которых невозможно установить, быть предметом взятки?

Вопрос о предмете взятки является дискуссионным аспектом, поскольку если с денежными средствами и иными материальными средствами для нас все ясно, то услуги, особенно те, которые тяжело оценить в денежном эквиваленте могут вызывать трудности для определения у правоприменителей, а также становится предметами споров, как среди правоведов, так и среди практикующих специалистов.

Пленум Верховного Суда по данному вопросу дал достаточно четкий ответ, что имущество или оказанные услуги должны получить оценку в приговоре суда. Соответственно, стоимость предмета взятки будет выступать в качестве объективного критерия, которым суд должен руководствоваться при квалификации преступления и вынесении приговора.

Позиция Верховного Суда о необходимости оценки предмета взятки очень логична, но не всегда применима. Например, как быть с услугами, которые не имеют легального аналога, самым яркими примером являются услуги сексуального характера. Можно ли использовать данные «черного рынка» для установления стоимости?

Но важно отметить, что стоимость имущества, ограниченного в обороте определить тяжело. По данному вопросу В. Хилюта высказал мнение, что если лицо передает в качестве взятки фальшивые денежные средства, то целесообразно ли требовать, чтобы суд установил факт соглашения между взяткодателем и взяткополучателем стоимости фальшивых денежных средства [6]. Данный вопрос является спорным, но мы полагаем, что оценивать материальные ценности, которые ограничены в обороте тяжело, но тем не менее они могут выступать средством оплаты и для квалифи- кации необходимо, чтобы такие предметы имели имущественный характер.

Некоторые исследователи правильно указывают на проблему использования неофициальных сведений, однако, если полностью исключить возможность такой оценки, мы приходим к ситуации, при которой на практике возникает хорошая «лазейка» для субъектов преступлений.

Но вопрос об установлении предмета взятки остается открытым в отношении услуг, стоимость которых невозможно установить. В научной литературе используется такое понятие, как «эфемерные неимущественные услуги», то есть это те услуги, которым невозможно дать денежную оценку. В качестве примера рассмотрим, услуги сексуального характера.

Среди правоведов распространена позиция о том, что указанные услуги не могут быть предметом взятки в силу того, что тесно связаны с личностью, как следствие являются неимущественными услугами [5]. Представляется, что в случае оказания услуг сексуального характера взятка может быть рассмотрена как форма неправомерного воздействия или наживы, это может включать в себя другие противоправные действия, направленные на получение выгоды за счет предоставления сексуальных услуг.

Таким образом, следует рассматривать как предмет взятки не саму услугу, а неправомерную выгоду, которую получает должностное лицо, например, если государственный служащий бесплатно получает услугу, которая в обычных условиях требовала бы оплаты, это следует квалифицировать как взятку, поскольку здесь речь идет о материальной выгоде.

Для устранения правовой неопределённости необходимо внести соответствующие разъяснения на уровне постановления Пленума, а также рассмотреть возможность дополнения ст. 290 УК РФ указанием на «нематериальные выгоды».

Полагаем, что оценить ценность данных услуг возможно, поскольку даже незаконную услугу можно оценить на так называемом «черном рынке». Именно цена говорит о существовании материально-стоимостного эквивалента. Необходимость определения стоимости данных услуг обосновывается тем, что в противном случае невозможно будет квалифицировать деяние лица. Даже при условии, что услуги действительно были оплачены, это не подтверждает имущественный характер отношений и тем более не делает их предметом взятки.

Для определения предмета взятки следует обратиться к Федеральному закону «Об оценочной деятельности». Если стоимость объекта невозможно установить посредством проведенной оценки, то установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта [1].

Но оценить среднюю стоимость указанных услуг на территории Российской Федерации не представляется возможным в силу того, что данные услуги являются неофициальными и как таковых их нет. Данная позиция подвергается критике, поскольку действительно в данном случае возможно учитывать расценки, которые существуют на «черном рынке» [7]. Но возникает следующий вопрос, а возможно ли будет использовать полученные сведения в рамках уголовного дела. Могут ли сведения полученные из неофициального источника использоваться, как доказательства по уголовному делу?

Данный вопрос является достаточно обоснованным учитывая тот, факт, что любые сведения в уголовном деле должны соответствовать критериям, которые определены процессуальным законодательством. Главная проблема - доказывание стоимости и факта оказания услуги. На наш взгляд, суд может опираться:

  • 1)    показания свидетелей;

  • 2)    данные переписок;

  • 3)    доказательства в виде оплаты номера в отеле, переводы посредникам.

С точки зрения допустимости доказательств переписки, ауди и видеозаписи могут подтверждать факт договоренности, также свидетельские показания, но при этом виде доказательств всегда есть высокий риск лжесвидетельства.

Но также необходимо сказать и о проблемы, что услуги сексуального характера не имеют правового статуса, поэтому их тяжело приравнять к имущественной выгоде. На сегодняшний день в судебной практике нет примера такого, теоретически можно квалифицировать по ст. 290 УК РФ, если доказано, что услуга была оплачена, а также должност- ное лицо осознавало, что получает незаконную выгоду.

В качестве альтернативы можем предположить, что это может быть квалифицировано, как злоупотребление должностными полномочиями, что услуга в результате повлияла на принятое решение.

Представляется, что вопрос о предмете взятки следует более детального рассмотреть на уровне постановления Пленума Верховного Суда. Необходимо отметить, что уточнению подлежат вопросы, связанные с получением услуг, стоимость, которых проблематично установить. Данная тема является крайне актуальной в силу того, что приобретает межотраслевой характер.

Таким образом, формально, сексуальная услуга не является классическим предметом взятки, но есть доказана её оплата, то считает, что суд может признать имущественную выгоду и квалифицировать это как взятку, конечно, основная проблема заключается в доказывании, без четких следов привлечь лицо к ответственности невозможно, особенно, учитывая, что ни одно из доказательств не обладает заранее установленной силой и все они между собой равны.

Возможно, в будущем появятся разъяснения на уровне постановления Пленума, расширяющие понятие «услуг имущественного характера». Пока же такие случаи чаще остаются вне уголовных дел.

Российская практика борьбы с коррупцией могла бы учитывать опыт зарубежных стран, например, в Германии взяткой признается не только прямое денежное вознаграждение, но и любые формы незаконных преимуществ, включая протекционизм и даже представление высоких должностей в обход конкурсных процедур.

Полагаем, что если должностному лицу предоставлены оплаченные услуги сексуального характера, о чем данное лицо осознает или должно осознавать, то пользование такой услугой необходимо квалифицировать по ст. 290 УК РФ. Необходимо отметить, что предметом взятки выступает в таком случае не сама услуга сексуального характера, а полученная выгода, то есть возможность пользоваться услугой бесплатно. Таким образом, считаем необходимым расширить понятие предмета взятки, включив в него услуги сексуального характера, которые оплачены третьим лицом.