К вопросу о предупредительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций
Автор: Бойко Андрей Владимирович
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Пспхолого-педагогическая коррекция состояний
Статья в выпуске: 1 (48), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы предупредительной деятельности уголовноисполнительных инспекций ФСИН России, дается ее определение, указаны компоненты, превентивные меры.
Общая и частная (специальная) превенция, уголовно-исполнительные инспекции, специальное предупреждение правонарушений
Короткий адрес: https://sciup.org/14989133
IDR: 14989133
Текст научной статьи К вопросу о предупредительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций
Коренное изменение уголовно-исполнительной политики государства, направленной на сокращение числа осужденных, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, расширение сферы применения наказаний и иных мер без изоляции от общества повышает роль уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ) в системе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Прогнозируется увеличение численности осужденных, не изолированных от общества, на 200 тысяч человек 1 путем применения нового наказания в виде ограничения свободы. Прирост лиц будет связан и с изменениями, внесенными в уголовное законодательство в 2011 г. По многим составам преступлений в качестве низшего предела санкции установлено наказание, альтернативное лишению свободы 2.
Можно предположить, что число лиц, которые будут состоять на учетах УИИ, к 2020 г. увеличится на треть и достигнет примерно 700–800 тысяч человек. Увеличение численности неизбежно приведет к возрастанию рабочей нагрузки инспектора УИИ. В настоящее время она составляет примерно 150 осужденных, в Европе — 45–50.
Повышенная нагрузка влияет на качество служебной деятельности. Так, уровень повторной преступности среди состоящих на учете в УИИ выше, чем в среде осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. В 2010 г. в исправительных учреждениях для взрослых преступников было зарегистрировано 944 преступления, в воспитательных колониях — 8, а подучетными УИИ совершено 18 145 преступлений, за которые они были осуждены 3.
В обзорном письме «Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2010 году» ФСИН России отмечает, что УИИ на неудовлетворительном уровне применялись меры предупредительно-профилактического характера, в частности, возложение дополнительных обязанностей судом на осужденного по представлению УИИ, продление испытательного срока осужденного.
В целом индекс повторной преступности осужденных без изоляции от общества по итогам 2010 г. составил 2,4 % (в отношении 25 630 человек возбуждены уголовные дела), в 2009 г. он был равен — 1, 94 % (21 143 чел.) 4.
Приведенные выше данные позволяют нам считать предупредительную работу УИИ одним из наиболее проблемных направлений их деятельности. Оно требует теоретического и правового совершенствования.
Под специальным предупреждением (превенцией) в научной литературе понимается предупреждение совершения нового преступления лицом, уже совершившим уголовно наказуемое деяние 5. Как в среде практиков, так и среди ученых нет единого понимания содержания и соотношения таких понятий, как «профилактика преступности», «предупреждение преступности».
Автор разделяет мнение В. И. Гуськова о том, что предупреждение и профилактика преступности не тождественны по сути, а соотносятся «как вид с родом» 6. Термин «предупреждение» является собирательным и включает в себя три составляющих — непосредственно профилактику, пресечение и предотвращение. Кроме того, при оценке свойств превенции, доступной УИИ, следует согласиться с мнением В. Е. Южанина, который полагает, что понятие «новое преступление», как более широкое по отношению к «рецидиву» преступлений, позволяет говорить как о частном предупреждении, так и об общей превентивной деятельности 7.
Однако буквальное толкование и анализ нормативноправовых актов, регламентирующих деятельность УИИ, указывать выполнение ими профилактической работы, поскольку полномочиями по пресечению и предотвращению преступлений они не наделены. Субъектами оперативно-розыскной деятельности они не являются, сле- довательно, не обладают и полномочиями по осуществлению дознания. Сам правовой статус сотрудников УИИ вызывает ряд вопросов, связанных с возможностью применения ими физической силы, специальных средств и оружия. Так, Г. А. Стенечкин ошибочно полагает, что в «обязанности уголовно-исполнительных инспекций входит и предотвращение, и пресечение преступлений и иных правонарушений. Осуществлять их предотвращение и пресечение сотрудники имеют право и обязаны, но практически реализовать их в полном объеме самостоятельно не могут в силу отсутствия необходимых сил и средств. Поэтому они взаимодействуют с органами внутренних дел, своевременно их информируют о таких случаях» 8.
Представляется, что специально-предупредительная деятельность УИИ, исходя из требований нормативноправовых актов, связывается только с обязанностью специализированного государственного органа, исполняющего уголовные наказания и меры уголовно-правового характера без изоляции от общества, по профилактике преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков со стороны осужденного, состоящего на учете, и их нейтрализацией.
Указанная деятельность материализуется в процессе применения предупредительных мер на двух уровнях превенции — общем и специальном. Общепревентивное воздействие осуществляется через уголовно-правовые предупредительные меры (устрашение преступника, объем назначенной кары). Специальное предупреждение реализуется посредством применения уголовноисполнительных предупредительных мер и мер индивидуальной профилактики.
Уголовно-исполнительные предупредительные меры прямо указаны в уголовно-исполнительном законе: учет осужденных; проведение первичной и (или) профилактической беседы; оказание психологической помощи; направление ходатайства об отмене условного осуждения или предоставления отсрочки отбывания наказания; взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам отбывания наказания осужденным; вызов в инспекцию для дачи объяснения по вопросам отбывания наказания; посещение по месту жительства, работы, учебы и других мест нахождения осужденного; привод; вынесение предупреждения, письменного предупреждения, официального предостережения; установление определенной обязанности для осужденного; применение технических средств надзора; инициация объявления в розыск скрывшегося осужденного; составление протокола об административном правонарушении; направление представления в суд в отношении осужденного, системно нарушающего порядок отбывания наказания.
К числу уголовно-исполнительных предупредительных мер следует отнести также те, которые предусматриваются иными федеральными законами или подзаконными нормативно-правовыми актами, например, дактилоскопирование осужденных, взаимодействие с орга- нами полиции по вопросам осуществления контроля за поведением осужденных.
Следующую группу образуют индивидуально-профилактические меры. В криминологии под индивидуальным предупреждением правонарушений понимается «деятельность государственных и образованных в соответствии с законом негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по объективно установленным данным, можно ожидать совершения преступлений, и оказанию на них и окружающую их микросреду позитивного корректирующего воздействия» 9. По своей сущности индивидуальная профилактика представляет собой систему мер принуждения и убеждения, применяемых к носителям антиобщественных установок.
Исходя из приведенного выше определения, индивидуальные специально-криминологические меры УИИ можно классифицировать следующим образом:
-
а) меры по выявлению в среде осужденных лиц, склонных к совершению правонарушений;
-
б) меры, связанные с исправительным воздействием.
Для выявления осужденных, склонных к деструктивному поведению, УИИ осуществляют сбор информации о личности преступника, его связях, социальном положении в обществе и проводят индивидуальные беседы, в том числе с родственниками, соседями, работодателями. Следует отметить, что получение информации о личности преступника должно быть всесторонним. Иными словами, его первоначальная характеристика должна учитывать данные о его поведении и намерениях с момента задержания до постановки на учет в УИИ. В практической деятельности должностными лицами инспекций эти сведения редко запрашиваются и анализируются. Как правило, первоисточником является приговор суда, т. е., начиная работу с преступником, орган, исполняющий наказание, довольствуется лишь его уголовно-правовой характеристикой.
Определенный интерес в связи с криминологическим изучением личности преступника представляет социально-психологическая методика «Портрет», применяемая в УИИ. Она позволяет со средней степенью вероятности высказывать предположения о возможности совершения осужденным повторных преступлений в период отбывания наказания. К недостаткам методики относится ее узконаправленное применение (изучается личность только условно осужденных) и невозможность оценки криминальной зараженности испытуемого в момент осуждения, что не позволяет обобщать и анализировать динамику рисков совершения повторного преступления 10.
Меры, связанные с исправительным воздействием, реализуются посредством применения основных средств исправления (режима отбывания наказания, проведения воспитательной работы, привлечения к труду, получения образования, общественного воздействия) вне зависимости от вида примененного наказания. Такой вывод позволяет сделать буквальное толкование уго- ловно-исполнительной нормы, указанной в ст. 9 УИК РФ. Но применительно к группе наказаний, не связанных с изоляцией осужденного, законодатель предписывает применять только часть средств исправления.
В совокупности реализация указанных мер или возможность их применения образует специально-предупредительную деятельность уголовно-исполнительных инспекций, которая осуществляется в форме контроля за поведением осужденных и исправительного воздействия на них.
Представленная система предупредительных мер УИИ не может быть исчерпывающей. Изменение уголовной политики государства, развитие науки позволит обосновать и внедрить новые методы и формы профилактики. Так, сейчас спорным является вопрос о включении в систему предупредительной деятельности УИИ содействия в оказании социальной помощи осужденным. Декларирование в законе не дает возможности для ее реализации. В процесс оказания социальной помощи осужденному должны быть вовлечены органы государственной и муниципальной исполнительной власти. Однако в настоящее время к решению данного вопроса они не подключены.
Заслуживает внимания и оценка уголовно-правового непреступного поведения осужденных, не лишенных свободы. В одном случае злостное уклонение от отбывания наказания образует состав преступления (например, уклонение от ограничения свободы), а в других — служит основанием замены наказания более строгим и часто несоразмерным (например, замена обязательных работ на лишение свободы в расчете восемь часов обязательных работ на один день лишения свободы). «По своей сути замена наказания, не связанного с лишением свободы, на более строгое представляет собой наказание внутри наказания» 11. В данный период реально в качестве заменяющего наказания используется только лишение свободы. При этом такая замена противоречит принципам уголовного закона, так как все общественно опасные деяния, являющиеся преступлением, указаны в уголовном законе. Основанием для замены является не приговор суда, а постановление, что противоречит понятию наказания как меры государственного принуждения, назначаемой по приговору суда.
И здесь для предмета нашего исследования представляют интерес меры безопасности, которые применяются как во время отбывания наказания, так и после его отбытия. Теоретическое обоснование применения мер безопасности к преступнику было разработано в рамках социологической школы уголовного права. Теория «опасного состояния личности» как основание привлечения к уголовной ответственности хотя и была отвергнута, тем не менее, отдельные ее положения используются в современном законодательстве многих государств.
Представляется целесообразным для устранения правовых пробелов и противоречий предусмотреть систему мер безопасности в качестве дополнительных индивидуальных профилактических мер. К их числу следо- вало бы отнести установление постпенитенциарного контроля за осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, установление профилактических запретов и обязанностей, криминологических характеристик личности преступника («обычный», «привычный», «профессиональный»).
-
1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс]: доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
-
2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ [Электронный ресурс]: доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
-
3 http://fsin.su/statistics/ .
-
4 Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2010 году: обзорное письмо ФСИН России от 5 марта 2011 г. № 19-3618-0.
-
5 Полубинская С. В. Соотношение общего и специального предупреждения как целей наказания: дис. … канд. юрид. наук. М., 1987. С. 91.
-
6 Гуськов В. И. Социально-правовые вопросы профилактики рецидивной преступности. Рязань, 1975. С. 21.
-
7 Южанин В. Е. , Жидков Э.В. Частное предупреждение преступлений как цель применения уголовного наказания в виде лишения свободы и средства его реализации. М., 2007. С. 106.
-
8 Стеничкин Г. A . Теоретические вопросы профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН РФ [Электронный ресурс]: доступ из справочноправовой системы «КосультантПлюс».
-
9 Криминология: учебник для вузов. 3-е изд. / под ред. А. И. Долговой. М., 2005. С. 455–456.
-
10 Тараленко К.Н . Рекомендации по индивидуальному прогнозированию поведения условно осужденных: методика «Портрет».М., 2003. С. 23
-
11 Рахмаев Э. С., Панарин Д. A., Данилов Д. Д. Организационно-правовые основы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказаний, не связанных с лишением свободы, и контроля за условно осужденными: монография. Рязань, 2010. С. 116.
Список литературы К вопросу о предупредительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций
- Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс]: доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ [Электронный ресурс]: доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- http://fsin.su/statistics/.
- Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2010 году: обзорное письмо ФСИН России от 5 марта 2011 г. № 19-3618-0.
- Полубинская С. В. Соотношение общего и специального предупреждения как целей наказания: дис.. канд. юрид. наук. М., 1987. С. 91.
- Гуськов В.И. Социально-правовые вопросы профилактики рецидивной преступности. Рязань, 1975. С. 21.
- Южанин В. E., Жидков Э.В. Частное предупреждение преступлений как цель применения уголовного наказания в виде лишения свободы и средства его реализации. М., 2007. С. 106.
- Стеничкин Г. А. Теоретические вопросы профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН РФ [Электронный ресурс]: доступ из справочноправовой системы «КосультантПлюс».
- Криминология: учебник для вузов. 3-е изд./под ред. А. И. Долговой. М., 2005. С. 455-456.
- Тараленко К. И. Рекомендации по индивидуальному прогнозированию поведения условно осужденных: методика «Портрет».М., 2003. С. 23
- Рахмаев Э. С., Панарин Д. А., Данилов Д. Д. Организационно-правовые основы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказаний, не связанных с лишением свободы, и контроля за условно осужденными: монография. Рязань, 2010. С. 116.