К вопросу о принципах разработки программы краткосрочного тренинга развития жизнестойкости

Автор: Луговская М.Ю.

Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday

Рубрика: Вопросы психологии

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

Описываются подходы к разработке авторской программы тренинга развития жизнестойкости. Программа разработана и апробирована в ходе комплексного исследования взаимосвязи жизнестойкости и учебной мотивации студентов, предпринятого в 2023-2024 годах на базе Международного факультета Байкальского государственного университета (город Иркутск). Актуальность темы статьи продиктована необходимостью пополнения арсенала инструментов работы с важнейшим конструктом психики индивида - жизнестойкостью. Гипотезой исследования выступает тезис о том, что даже краткосрочный формат психологического воздействия, нацеленного на развитие навыков релаксации, ресурсирования, механизмов совладания, коучинговых техник, направленных на решение, способен дать значимые результаты повышения уровня жизнестойкости участников программы. Делается вывод о подтверждении гипотезы результатами статистического анализа с применением Т-критерия Вилкоксона.

Еще

Жизнестойкость, тренинг развития жизнестойкости, релаксация, ресурсирование, механизмы совладания, коучинг, направленный на решение

Короткий адрес: https://sciup.org/148329451

IDR: 148329451   |   DOI: 10.18137/RNU.HET.24.04.P.085

Текст научной статьи К вопросу о принципах разработки программы краткосрочного тренинга развития жизнестойкости

Байкальский государственный университет

ного изучения первокурсников получила данные о том, что «среди студентов имеется тенденция недружественного отношения к собственному «Я», также они испытывают внутренний дискомфорт и напряженность» [13].

Проведенное нами исследование взаимосвязи уровней жизнестойкости и учебной мотивации студентов подтверждает наличие положительных корреляций между этими феноменами и включает авторскую вариацию тренинга развития жизнестойкости, который опосредованно воздействует и на повышение учебной мотивации.

Цель формирующего этапа данного исследования состояла в разработке программы тренинга развития жизнестойкости.

Задачи, которые при этом решались, заключались в анализе психологических программ, разработанных исследователями ранее; отборе наиболее удачных наработок, их осмыслении и развитии; выборе методов, модальностей, направлений, методик, техник и упражнений, наиболее подходящих для развития жизнестойкости, формата психологической программы и длительности воздействия; проведении статистического анализа результатов реализации авторской программы.

Общепсихологическая методология исследования базируется на теории личности как системы отношений В.Н. Мясищева [9], согласно которой психологическое воздействие возможно только при успешном терапевтическом альянсе ведущего тренинга и участников группы.

Методы (направления практической психологии или психологические модальности), на которые опирается описываемый тренинг развития жизнестойкости, относятся к трем основным видам:

ЛУГОВСКАЯ МАРИНА ЮРЬЕВНА

Российская Федерация, город Иркутск

MARINA Yu. LUGOVSKAIA

Irkutsk, Russian Federation

• собственно психологические – игровые и тренинговые технологии, работа с копинг-стратегиями; • психотерапевтические – телесноориентированная, кататимно-има-гинативная, когнитивно-поведенческая, полимодальная, эмоционально-образная психотерапия, транзактный анализ, арт-терапия; • коучинговые – трансформационный коучинг и коучинг, направленный на решение.

Описание и результаты формирующей части исследования. В тренинге развития жизнестойкости приняли участие 10 студентов из Китайской Народной Республики (далее – КНР), обучающихся на Международном факультете Байкальского государственного университета (город Иркутск). Они составили экспериментальную группу участников исследования. Замеры по шкалам жизнестойкости и учебной мотивации проводились до и после реализации программы тренинга. Аналогичные замеры в тоже самое время проводились в контрольной группе, сформированной также из 10 студентов. Распределение в пилотную и контрольную группы производилось случайным образом, при этом изначально все 20 человек высказали заинтересованность в прохождении тренинга жизнестойкости.

По форме психологический тренинг жизнестойкости в пилотном варианте – это двухдневный интенсив выходного дня длительностью 16 часов. Оба дня тренинг проводится по одинаковой схеме:

первая четырехчасовая часть программы, часовой перерыв, затем вторая четырехчасовая часть.

При реализации четырех частей программы, содержательно и структурно сфокусированных на развитии ряда навыков, используется инструментарий различных психологических модальностей, теорий и направлений.

  • 1.    Релаксация и саморелаксация.

  • 2.    Работа с ресурсным состоянием.

  • 3.    Психотерапия и трансформационный коучинг.

  • 4.    Работа с копингами и коучинг, ориентированный на решение.

Содержание тренинга развития жизнестойкости в данной статье излагается в порядке, который соответствует логике прохождения

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ КРАТКОСРОЧНОГО ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ программы. В начале психологической работы с группой целесообразно проинформировать участников о том,какого рода воздействия будут иметь место в рамках тренинга. После информационного блока студентов необходимо обучить навыкам релаксации и само-релаксации как в телесном аспек-те(глубокая мышечная релаксация телесно-ориентированной психотерапии), так и эмоциональном (выравнивание эмоционального фона при помощи эмоционально-образной терапии). Старт с релаксационных практик дает возможность более скорого включения в групповую работу и уменьшение у испытуемых сопротивления психологическим воздействиям.

После релаксационного блока рекомендован этап более близкого знакомства группы с целью сплочения и создания общегруппового доброжелательного эмоционального фона, атмосферы открытости. Здесь эффективны практики тран-зактного анализа с использованием метода «Я в порядке – Ты в порядке» и принципа открытой коммуникации [11, с. 15].

Следующий этап представляет собой контрактирование, участниками принимаются общие правила, по которым будет происходить взаимодействие в группе. Контрактирование также относится к базовым практическим принципам транзактного анализа, его результатом становятся согласованные «цели, методы, сроки совместной работы, а также вклады каждой из сторон» [11, с. 20].

Далее целесообразен переход ко второй части первого дня тренинга. Это более глубокий уровень работы – психотерапевтический. Для него подходят инструменты арт-терапевтической модальности: трансовые техники, работа с ресурсными наборами метафорических ассоциативных карт (например, «Тайны старого леса» И. Семиной и Л. Габо или др.). Произвольное описание участником тренинга символического содер- жания карты вводит его в легкий транс, расслабляет и активизирует рефлексивный процесс, который будет необходим на следующем этапе – этапе воздействия при помощи психоаналитических модальностей.

Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) при помощи работы с имагинациями (начать можно с техники «Коллективный пейзаж») запускает психодинамические групповые процессы. Имагинации имеют статус специфического продукта динамики психотерапевтических отношений. Посредством терапевтической кататимной имагинации, включающей «в качестве обязательного атрибута кинестетическое измерение» (кинетическую структурированность по С. Лейкер-ту) [14], управление символическими мотивами через диалоговый режим поддержания имагинативной активности по методу Х. Лейнера («кататимное переживание образов») [15], участник группы получает возможность активизировать проблемное поле имеющихся индивидуальных стрессовых ситуаций. Вынесенные таким образом в область осознаваемого в человеческой психике имагинации, по мнению У. Барке, «представляют собой стимул для познания и интроспекции, контакта с самим собой, который поддерживается терапевтически» [1, с. 29]. Этот вну-триличностный контакт с самим собой позволяет участнику группы запустить процессы глубинных изменений. Также коллективные имагинации являются продуктивным способом сонастройки психологической группы для блока работы с коммуникациями.

На этом этапе уже отчасти подготовленный к контактированию с группой участник еще может находиться в неустойчивом состоянии. И здесь может быть своевременным выполнение упражнения из арсенала телесно-ориентированной психотерапии «Три опоры» Его цель – дать всеобъемлю- щее принятие как ресурс, а также помочь научиться поддерживать и доверять.В качестве примера приведем инструкцию для ведущего: «Сейчас мы обратимся к опыту телесно-ориентированной терапии, отсылающему нас к внутриутробному развитию. Когда ребенок находится в утробе мамы, он касается стенок плодного яйца тремя точками – головкой, спинкой, ножками. Опора – это наша чувствительность. Ребенок не разделяет себя, маму и мир. Когда его касаются, он ощущает, что живет и чувствует.

Первая опора – ножки – это отцовская опора. Это посыл – «ты можешь»: ты можешь доверять миру. Поддерживаем ноги 7 минут.

Вторая опора – под лопатками – материнская опора. Посыл – «я люблю тебя». 7 минут греем руками сердце.

Третья опора – акушерская, посыл – ты можешь мне доверять, расслабиться, я все контролирую. Тема отношений, взаимодействия с другими. Следует держать руки на затылке 7 минут, под головой лежащего человека».

Инструкции для участников: «Разделитесь на пары. Поочередно создавайте 3 опоры друг для друга по 7 минут. Участник, получающий опору, лежит, создающий ее – сидит и держит партнера».

Это близкоконтактное упражнение дает участнику группы ощущение устойчивости и защищенности. Оно относится к основному пулу инструментов и практик телесно-ориентированной психотерапии, так называемым поддержкам. Телесно-ориентированная психотерапия использует, как разъясняет Л.С. Сергеева, «принцип целостности, интегральное человеческого организма. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к понятию целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека» [12,с.9].Через влияние на физическом уровне телесно-ориентированная терапия воздействует на психику человека, на его базовые установки, а также поведенческие особенности. Несмотря на кажущуюся простоту, выполнение поддержек испытуемыми бывает сопряжено с индивидуальными трудностями, поэтому в целях стабилизации их внутреннего состояния можно чередовать подобные упражнения с облегченными игровыми практиками, например, использовать психологическую игру «Поддержка» из серии «Эмоциональный интеллект» [10].

Второй день тренинга открывает третью часть программы – работу по осознаванию сценариев собственной жизни, выработке путей коррекции непродуктивных сценариев.

Стандартный мотив «Ручей» Х.Лейнера из основной ступени кататимно-имагинативной психотерапии [5, с. 57–63] открывает содержательную часть программы тренинга второго дня. До выполнения мотива как вспомогательный инструмент используется комплекс техник, обучающих «нейропсихологическим навыкам вхождения в состояние психопластичности» [4, с. 30], обслуживающих запрос на «методологическое оформление экспрессивного психотерапевтического вмешательства» [4, с. 30]. Кроме того, психопластичность – это «эффективное противодействие антиресурсному состоянию деморализации паци-ентов(клиентов), препятствующему терапевтическим изменениям» [4, с. 34]. Низкая жизнестойкость, как низкая толерантность к стрессам, может сопровождаться тяжелыми эмоциональными состояниями. С ними можно справляться за счет использования нейроби-ологических механизмов быстрого действия. Например, последовательность действий может быть такая:

  • •    сделать массаж обеих рук по точкам Хэ-Гу, 4–5 минут с двух сторон;

  • •    сочетать массаж с глубоким диафрагмальным дыханием, 15–20 глубоких вдохов-выдохов;

  • •    сделать глубокий массаж глаз (3–4 минуты), положив ладони себе на лицо в области глазниц и надавливая с силой.

Заключительный блок краткосрочной программы имеет целью обучить использованию практических психологических и коучинговых инструментов, подразумевающих работу со структурированными макро- и микромоделями коучинга («Квадрат Декарта», «2 Я», «Колесо баланса»), помогающих разобраться в любой сложной гипотетической ситуации, и с копинг-стратегиями. Под копинг-стратегиями вслед за Е.Г. Воронцовой будем понимать «стратегии борьбы индивида с тяжелыми жизненными ситуациями, имеющие когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, обуславливающие выбор того или иного способа решения возникающей трудности: избегание, преодоление, уменьшение негативного влияния трудной жизненной ситуации, ожидание» [2, с. 1585]. Цель подобного психологического воздействия – помочь совладать с трудными ситуациями и избавиться от негативных мыслей и убеждений, которые вызывают отрицательные эмоции и препятствуют действиям. Эти упражнения помогают участникам увидеть, что выход есть практически из любой ситуации, а это дает человеку надежду. Психологической феномен надежды, изучаемый С.С. Ка-навиной, по мнению ученого, является одной из защит человека от разрушающего воздействия тяжелых стрессов. Автор отмечает, что «стрессоустойчивость, согласно С. Мадди, помогает человеку сохранить внутренний гомеостаз, формируя у него такое качество, как жизнестойкость, которая, в свою очередь, положительно коррелирует с надеждой» [3].

Вид коучинга, называемый «коучинг, направленный на решение», предлагает понятные, оформленные в схемы или дорожные карты инструкции о том, как научить участника группы принимать взвешенные решения, анализировать варианты разрешений кризисной ситуации, выбирать оптимальный вариант. К таким инструментам относится работа с метафорическими ассоциативными картами «Зонтики» Н. Гераськиной (метафора совладания со сложными жизненными ситуациями), техника «Чудесный вопрос», являющаяся визитной карточкой подхода Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии (ОРКТ, SFBT).

Выбор мультимодального формата построения краткосрочного тренинга, развивающего жизнестойкость индивида, обусловлен тем, что его цель раскладывается на спектр достаточно разнородных задач: здесь и формирование навыков совладания со стрессами, и выработка сознательного и при необходимости критичного отношения к собственным жизненным убеждениям и поведенческим стратегиям, и обучение структурированным коучинговым техникам, позволяющим без затруднений принимать решения разного уровня сложности, затрагивающие жизненные события различной временной протяженности и важности для жизненного пути индивида, как повседневные, так и онтологически значимые.

Заключение. Психологический феномен жизнестойкости является развиваемой системой убеждений индивида и в течение жизни подвержен изменениям. Жизнестойкость может повышаться, активно развиваться если на индивида оказать психологическое воздействие. Анализ результатов проведения описанного в статье психологического тренинга развития жизнестойкости показал, что выявлены значимые различия по шкалам жизнестойкости (две из трех – вовлеченность и контроль). По третьей шкале (принятие риска) получены значимые различия на уровне тенденции [6]. По итогам работы со студентами по

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ КРАТКОСРОЧНОГО ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ программе двухдневного психологического тренинга развития жизнестойкости выявлено повышение уровня жизнестойкости участников пилотной группы на 6,59 %. В дальнейшем можно про- должать поиск оптимальных форматов проведения работы по повышению жизнестойкости студентов, используя, например, не мультимодальный, а мономодаль-ный подход, проводя серию моно- модальных тренингов и сравнительный анализ их воздействия на группы участников, экспериментируя с продолжительностью и периодичностью психологических воздействий.

Список литературы К вопросу о принципах разработки программы краткосрочного тренинга развития жизнестойкости

  • Барке У., Нор К. Кататимно-имагинативная психотерапия. М.: Когито-Центр, 2019. 397 с.
  • Воронцова Е.Г., Малахаева С.К. Копинг-стратегии фармацевтических сотрудников в период пандемии COVID-19 // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14, № 4. С. 1583–1594. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(4).1583-1594
  • Канавина С.С. Формирование позитивной временной перспективы и снижение уровня безнадежности в первичной профилактике суицидального поведения среди подростков // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9, № 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(4).7
  • Катков А.Л. Феномен психопластичности в психотерапии // Антология российской психотерапии и психологии Всероссийского конгресса «Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития (к 85-летию отделения неврозов и психотерапии Национального центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева)». С. 29–46. URL: http://www.oppl.ru/cat/antologiya-rossiyskoy-psihoterapii.html (дата обращения: 19.07.2024).
  • Лейнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар: пер. с нем. М.: Эйдос, 1996. 253 с.
  • Луговская М.Ю., Гладкова Т.В. Анализ воздействия психологической программы развития жизнестойкости на повышение учебной мотивации студентов // Baikal Research Journal. 2024. № 2. DOI: https://doi.org/ 10.17150/2411-6262/20
  • Луговская М.Ю., Гладкова Т.В. Уровень жизнестойкости и учебной мотивации у русских и китайских студентов // Высшее образование сегодня. 2024. № 3. С. 86–90.
  • Луговская М.Ю., Маштакова Н.С. Взаимосвязь жизнестойкости и учебной мотивации студентов // Высшее образование сегодня. 2024. № 2. С. 111–115.
  • Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  • Раевский С., Чугуева А. Поддержка. Психологическая игра. М.: ИД Городец, 2018. 110 с.
  • Станковская Е.Б. Транзактный анализ: 7 лекций для проекта Магистерия. М.: Rosebud Publishing, 2020. 176 с.
  • Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор-составитель Л.С. Сергеева. СПб., 2000. 290 с.
  • Фонталова Н.С. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и копинг-стратегий у студентов юридического института // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9, № 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(4).6
  • Leikert S. Den Spiegel durchqueren: die kinetische Semantik in Musik und Psychoanalise. Gieβen: Psychosozial-Verlag. 2008. P. 245–251.
  • Leuner H. Experimentalles katathymes Bilderleben al sein klinisches Verfahren der Psychotherapie. Zeitschrift fur Psychotherapie und medizinische Psychologie. 1955. No. 5. Р. 185–196.
Еще
Статья научная