К вопросу о проблемах современного образования в процессе подготовки юристов

Автор: Курдюк Галина Петровна, Голубихина Наталья Валерьевна

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 12, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблемам школьного и вузовского образования, мешающим процессу формирования специалистов в области права. Акцентируется внимание на значении языковой системы, позволяющей соединить язык, мышление, логику, психологию и социум - необходимые составляющие деятельности юриста. Особое внимание при этом уделяется инновационным и традиционным методам преподавания юридической науки. Авторы приходят к выводу о необходимости их разумного сочетания.

Образование, подготовка юристов, языковая система, традиционные методы преподавания, инновационные методы преподавания

Короткий адрес: https://sciup.org/14931686

IDR: 14931686

Текст научной статьи К вопросу о проблемах современного образования в процессе подготовки юристов

Вопросы подготовки новых специалистов во всех отраслях знаний всегда были спорны. Ученые и практики выдвигали идеи, теории, предлагали новые способы и методы, позволяющие, на их взгляд, повысить уровень образованности населения. В настоящее время процесс подготовки юристов, как, впрочем, и других специалистов, сталкивается с множеством искусственно созданных проблем.

Последние 20 лет система образования в России переживает период реформирования, причем на всех уровнях подготовки. Кардинальным изменениям подверглось как школьное, так и вузовское образование. Попытка уйти от советского образования, признанного лучшим в мире на начало 1990-х гг. [1], закончилась не вполне удачно, доказав в очередной раз, что уход от старой, классической, устоявшейся системы не всегда является выигрышным.

Гонка за Западом, попытка перенять его систему подготовки, внедрение «новых», несостоятельных методик свели на нет действующую в России систему образования. «Юридическое образование оказалось в опасном состоянии: утраты основополагающих национальных традиций… отказа от фундаментальной системы подготовки юридических кадров… и перехода к потребительской идеологии образовательных юридических услуг; погружения в космополитические иллюзии Болонского процесса, связанного с неоправданной (в частности, для юриспруденции!) попыткой приведения сложившейся отечественной системы юридического образования в соответствие с образовательными стандартами юриспруденции Евросоюза и переходом в этих целях к двухуровневой системе подготовки юридических кадров “бакалавр – магистр”, а также последовавшими за этим, разрушительными в своей основе, преобразованиями во всей системе отечественного юридического образования» [2]. В результате уровень подготовленности сегодняшних выпускников, как школы, так и вузов, существенно снизился.

Настоящий бич современной системы школьного образования – это ЕГЭ. Система образования сегодня выстроена по принципу подготовки к тестированию. Однако данный процесс, «процесс натаскивания» связан с решением большого количества однотипных заданий, которые не дают школьнику развиваться, логически мыслить, выражать свои мысли, выстраивать предложения и т. п., а тренируют его выбирать стандартное, типичное, изначально заложенное решение. Кроме того, процесс подготовки и сдачи данного экзамена вызывает сильнейший стресс у школьников. «В последние годы зафиксировано немалое количество случаев, когда дети, не выдержав психологического натиска от информации, связанной с предстоящими ЕГЭ и порождающей страх неудачи, порицания со стороны учителей и родителей, неизбежности наступления нежелательных последствий, влияющих на будущую судьбу подростка... расстались с жизнью» [3]. Это абсолютно не тот результат, на который должна быть рассчитана школьная программа. Школьное образование должно готовить ребенка к взрослой жизни, закладывать необходимую базу знаний, развивать умение использовать полученные знания, активизировать познавательный процесс, вырабатывать стрессоустойчивость и т. п.

Кроме того, современная жизнь, наполненная инновационными технологиями и активным использованием ресурсов интернета, вырабатывает «клиповое мышление», существенно сокращая словарный запас и упрощая требования русского языка, тем самым координируя, а точнее тормозя, развитие личности. В результате выпускники школ, поступившие на основе результатов ЕГЭ, как правило, без труда решают однотипные тестовые задачки и при этом совершенно не умеют говорить, логически мыслить, приводить аргументацию, парировать и т. д., по сути, не обладают качествами, необходимыми для юридической деятельности, как, впрочем, и для всех гуманитарных наук. Студенту первого курса юридического факультета приходится перестраиваться, учиться по-новому мыслить, рассуждать. В итоге преподаватели вузов вынуждены не только закладывать основы юридической науки, как это было ранее, но и прививать культуру мышления вместо того, чтобы формировать навыки владения ею, развивать логическое мышление.

В России выработана сложная языковая система, позволяющая соединить язык, мышление, логику, психологию и социум. Именно через язык, неотъемлемую составляющую всех гуманитарных наук, происходят передача и получение информации, формирование коммуникативных связей общества.

Процесс подготовки юристов, их дальнейшая юридическая деятельность непосредственно связаны с «владением языком». По сути от того, насколько свободно, умело и грамотно юрист владеет языком, насколько он точно передает информацию, зависит результат его деятельности. Как справедливо отмечает А.А. Тимофеева, «главное оружие юриста - язык, умение осуществлять коммуникацию в форме юридических понятий, положений, ситуаций. Рекомендации “рыцаря права” А.Ф. Кони сохраняют свою непреходящую ценность и сегодня: “Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами...”» [4].

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста-юриста определяют, что выпускник вуза должен обладать следующими способностями: понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы; логически мыслить, анализировать, систематизировать, обобщать, критически осмыслять информацию, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения; креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи; осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии [5] и т. д. Как справедливо подчеркивает В.А. Казакова, «преподавание гуманитарных дисциплин одной из основных задач ставит развитие у студентов правовой риторики, умения аргументированно представить свою позицию, обоснованно парировать аргументы лиц, участвующих в споре, гибко и оперативно реагировать на вновь возникающие обстоятельства» [6].

Однако все это в теории. Современная высшая школа, так же как и средняя школа, переживает сложный период. Методы, применяемые ранее в системе образования точечно, внутрисистемно, сегодня получили приоритетное, абсолютно чуждое им значение, спровоцировав ущемление основных методик преподавания юридической науки. К таковым следует отнести: тестирование, внедрение игровых методик, мультимедийных презентаций, дистанционного обучения и др.

Следует отметить, что каждый из этих методов достаточно хорош и в случае системного применения выступает дополнительной платформой для формирования, получения и проверки знаний обучающихся. Однако выстраивать методику преподавания с учетом их приоритетности нельзя. Так, повальное увлечение тестированием сводит на нет языковое общение. «Бесконтактные формы преподавания и контроля знаний, разрывающие личностные связи между преподавателем и студентом, исключают инициативное и творческое участие обучаемого в образовательном процессе… не способствуют качественной подготовке современного юриста. Только в процессе апробированной многолетней практики сдачи зачетов и экзаменов полнее и всестороннее раскрываются как профессиональные знания, так и умение логически мыслить, оперативно выбирать тактику выстраивания своего ответа, доказывать верность своей позиции в нестандартных, часто эмоционально напряженных ситуациях, в которых оказывается юрист на практике. Тестирование же представляется полезным в определенных ситуациях, по некоторым вопросам и как промежуточный этап проверки знаний, но не более» [7].

Мультимедийная презентация сегодня стала практически традиционным сопровождением лекции, однако в большинстве случаев данное средство используется только как дополнительная доска с набранным заранее текстом, схемой, таблицей, повторяющими слова лектора [8], в то время как цель презентации – представить материал, визуализирующий, дополняющий, раскрывающий текст лекции, содержащий проблемно-постановочные вопросы, активизирующие и провоцирующие познавательную деятельность студентов.

Не меньшее внимание сегодня уделяется и игровым методикам (деловым и ролевым играм, имитации профессиональной деятельности и т. п.), активно внедряемым под эгидой интерактивных форм обучения в образовательный процесс высшей школы. Данные методики действительно позволяют наглядно продемонстрировать и частично выработать определенные навыки, в том числе и юридической деятельности. Однако в рамках получения правовых основ, фундаментальных аксиом, изучения юридических дефиниций тотальное применение данной методики не всегда оправданно.

Дистанционное обучение тоже не должно становиться панацеей и заменять традиционный процесс обучения. Его следует использовать как часть общего образовательного процесса. Как указал ректор Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, заслуженный юрист Российской Федерации В.В. Блажеев, «дистанционные элементы в разной степени должны присутствовать во всех других формах обучения – дневной, вечерней, заочной. <…> Конечно, значительнее всего роль дистанционных способов при заочном обучении. Мы разрабатываем актуализированные лекции, создаем всевозможные учебно-методические материалы, которые студенты могут получить посредством Интернета, не тратя время на поездку. Изучив тему, они направляют нам свои работы в электронной форме. Дистанционная форма предполагает также лекции в режиме онлайн. Это дает возможность нашим слушателям, обучающимся в филиалах, своими глазами увидеть живых классиков, послушать их выступления» [9]. Роль дистанционного обучения значительна, однако это лишь одна из множества форм обучения, которую необходимо применять в системе с иными формами в процессе подготовки юристов.

Следует отметить, что нововведения, установленные и активно внедряемые в систему обучения в настоящее время, доказывают свою несостоятельность и позволяют утверждать, что современная система образования требует пересмотра.

Процесс подготовки юристов – сложный образовательный процесс, в основе которого должно лежать полноценное школьное образование. Необходимо остановить нынешнюю реформу образования как полностью провальную и ведущую к катастрофе, имя которой – общенациональное невежество. Улучшить эту реформу невозможно, важно учредить новую концепцию восстановления высококачественного (в первую очередь – классического) образования в России [10]. И путь к этому уже наметился: все большее число вузов вводит дополнительные устные экзамены для абитуриентов, прорабатываются вопросы об изменении системы образования.

В процессе преподавания юридических дисциплин не следует гнаться за новациями, пренебрегая традиционными способами преподавания. «Речь, слово – главное оружие любого преподавателя вуза, и в чтении лекции это оружие проявляет себя, воздействует на слушателя – студента наиболее глубоко и запоминающе» [11]. Классические методы в разумном сочетании с инновационными позволяют преподавателю достичь максимального результата в процессе подготовки юриста, заложить основы юридической науки и научить применять эти знания на практике.

Ссылки:

  • 1.    См., например: Усанов Е.Е. Место юриспруденции в системе наук об образовании // Юридическое образование и наука. 2012. № 2 ; Цалиев А.М. Совершенствование программ обучения – путь к повышению знаний институтов конституционного права // Lex russica. 2013. № 11.

  • 2.   Бондарь Н.С. Реформированию юридического образования – конституционные ориентиры // Lex russica. 2013. № 11.

  • 3.  Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняю

  • 4.    Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. № 2.

  • 5.    См., например: Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 янв. 2011 г. № 20 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 23.

  • 6.    Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. 2012. № 4.

  • 7.    Цалиев А.М. О совершенствовании профессиональной подготовки студентов юридических учебных заведений // Там же. 2014. № 1.

  • 8.    Тимофеева А.А. Указ. соч.

  • 9.    Интервью с В.В. Блажеевым, ректором Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, заслуженным юристом Российской Федерации // Законодательство. 2011. № 12. Декабрь.

  • 10.    Третьяков В. Образование в России: грозящая катастрофа и как с ней бороться [Электронный ресурс]. URL: http://www.odnako.org/blogs/obrazovanie-v-rossii-grozyashchaya-katastrofa-i-kak-s-ney-borotsya/    (дата обращения:

  • 21.12.2016).
  • 11.    Бельский К.С., Зайцева Л.А. О методике чтения учебной лекции в юридическом вузе // Юридическое образование и наука. 2011. № 2.

щей вред их здоровью и развитию» (постатейный) [Электронный ресурс] / Т.А. Бирюкова, Ю.В. Егоров, Н.А. Захарова, Т.Н. Михалева, А.Б. Юдина ; под ред. Н.Н. Ковалевой. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Список литературы К вопросу о проблемах современного образования в процессе подготовки юристов

  • Усанов Е.Е. Место юриспруденции в системе наук об образовании//Юридическое образование и наука. 2012. № 2
  • Цалиев А.М. Совершенствование программ обучения -путь к повышению знаний институтов конституционного права//Lex russica. 2013. № 11.
  • Бондарь Н.С. Реформированию юридического образования -конституционные ориентиры//Lex russica. 2013. № 11.
  • Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) /Т.А. Бирюкова, Ю.В. Егоров, Н.А. Захарова, Т.Н. Михалева, А.Б. Юдина; под ред. Н.Н. Ковалевой. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации//Юридическое образование и наука. 2015. № 2.
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 янв. 2011 г. № 20//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 23.
  • Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин//Юридическое образование и наука. 2012. № 4.
  • Цалиев А.М. О совершенствовании профессиональной подготовки студентов юридических учебных заведений//Там же. 2014. № 1.
  • Интервью с В.В. Блажеевым, ректором Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, заслуженным юристом Российской Федерации//Законодательство. 2011. № 12. Декабрь.
  • Третьяков В. Образование в России: грозящая катастрофа и как с ней бороться . URL: http://www.odnako.org/blogs/obrazovanie-v-rossii-grozyashchaya-katastrofa-i-kak-s-ney-borotsya/(дата обращения: 21.12.2016).
  • Вельский К.С., Зайцева Л.А. О методике чтения учебной лекции в юридическом вузе//Юридическое образование и наука. 2011. № 2.
Еще
Статья научная