К вопросу о развитии теории системно интегрированных моделей в отечественном правоведении
Автор: Киреев В. В., Киреева Е. А.
Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order
Рубрика: Общие вопросы теории права. История правопорядка
Статья в выпуске: 4 (31), 2021 года.
Бесплатный доступ
Введение. В условиях нарастания методологических проблем в теоретической юриспруденции, обусловленных, в том числе развитием комплексных отраслей права и межотраслевых образований, необходимости совершенствования подходов, обусловленных потребностями юридической практики, возрастает значение системных исследований в правоведении, становления и развития научных представлений о системно интегрированных моделях в правоведении. В настоящее время комплексные исследования проблем, основанные на анализе сочетания этих вопросов практически не проводятся, тогда как формирование целостных научных представлений об указанной сфере имеет важное теоретическое и прикладное значение на современном этапе развития отечественной юриспруденции. Результат. Раскрываются свойства системности и систематизации права, возможности использования в качестве критериев систематизации не деление на отрасли права, а определенные конкретные потребности, являющиеся основой для построения системно интегрированных моделей. Определяются границы моделирования, его значение для развития науки конституционного права, а также совершенствования правореализационной и образовательной деятельности. Выводы. В результате изучения определенной названием статьи проблематики авторы пришли к следующим выводам: сегодня прикладная ценность знаний о системе права, не очень велика, поэтому использование потребностей в качестве основы систематизации норм различных отраслей права, позволяет определять содержание и последовательность юридически значимых действий, их документационного обеспечения, производить анализ данных о внешней среде, рисках, прогнозирование результатов возможных коллизий между носителями потребностей, причем этот подход позволяет формировать надотраслевые, отраслевые, подотраслевые, институционные системно интегрированные модели в правоведении, развитие этого направления предполагает формирование общетеоретических представлений о таком моделировании, выявления закономерностей и способов системной интеграции рассматриваемых моделей, определение их границ и степени универсализации, возможности их обобщения и типологических характеристиках, особый интерес это направление может представлять для отечественной науки конституционного права.
Систематизация права, системно интегрированные модели, правомерные потребности, закономерности системной интеграции, развитие юридических услуг, экспертно-правовая деятельность, образовательная деятельность
Короткий адрес: https://sciup.org/14121549
IDR: 14121549
Текст научной статьи К вопросу о развитии теории системно интегрированных моделей в отечественном правоведении
В условиях интенсивного правотворчества, развития не только комплексных отраслей права, но и межотраслевых образований, обусловливающих нарастание неупорядоченности права, негативных тенденций в методологической сфере отечественного правоведения, особую значимость приобретает поиск новых возможностей системного обеспечения юридической практики и, в итоге, удовлетворения потребностей многообразных субъектов права, выраженных в правовой форме. В тех условиях, когда, исходя из формальных позиций, степень упорядоченности общественных отношений выступает основным критерием эффективности права, цель удовлетворения потребностей граждан, юридических лиц, муниципальных образований, государства незаслуженно приобретает второстепенное значение. Вместе с тем, работы, посвященные исследованию указанной проблематики, имеют лишь фрагментарный характер. Поэтому сегодня актуален поиск новых направлений развития правоведения, реального воплощения их в юридической практике.
Описание исследования
Сегодня система российского права состоит из ведущей, базовых, специальных и комплексных отраслей права. При этом они могут включать в себя подотрасли, а также включают институты, субинституты и нормы.
В. Н. Синюков правомерно указывает на то, что в системе советского, затем российского права традиционно принято различать несколько отраслей права: конституционное (государственное) право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, аграрное право, земельное право, трудовое право, семейное право, финансовое право, уголовноисполнительное право и другие. При этом в настоящее время ряд отраслей переживают период уточнения и переосмысления предметов своего регулирования, границ со смежными нормативными массивами [6, с. 399]. Таким образом, российское право обладает таким свойством как системность.
Следует согласиться с Д. А. Керимовым, определяющим системность права как объективное объединение (соединение) по содержательным признакам определенных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования [1, с. 251]. Указанное Д. А. Керимовым объединение (соединение) правовых частей происходит в процессе систематизации права. Традиционно систематизация отраслей права происходит в соответствии с предметом и методом регулирования общественных отношений, являющимися основными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой. Доктринальное значение такой систематизации является устоявшимся и бесспорным.
Основываясь на том, что определяющей тенденцией формирования и развития системы российского права является диалектическое изменение сфер правового регулирования, Г. П. Курдюк обоснованно утверждает, что «обновление системного подхода к праву и определение его отраслей происходит в условиях дифференциации и интеграции правового регулирования общественных отношений, эволюционирования качественных характеристик отраслей права и под влиянием конституционных реформ» [3, с. 9]. При этом сам процесс систематизации права обладает определенной динамикой и, в свою очередь, зависит от содержания многообразных правовых и иных социальных процессов.
Таким образом, будущий юрист, при необходимом уровне прилежания, в процессе приобретения знаний, умений, навыков юриспруденции получает устойчивые представления о системе права, ее прогнозируемой динамике. Это позволяет, в процессе практической деятельности, избежать ошибок, связанных с использованием норм одной отрасли права вместо другой. По указанной выше причине прикладная ценность знаний о системе права, особенно сегодня, в период интенсивного правотворчества, не очень велика.
Окружающая юриста действительность гораздо богаче. В процессе оказания юридических услуг, направленных на удовлетворение потребностей различных субъектов, нуждающихся в юридической оценке ситуации, каждому профессиональному юристу неизбежно приходится использовать знания о различных отраслях права. Так, при обычной покупке жилого дома с земельным участком, приходится оперировать совокупностью норм различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, земельного. При этом опосредующие поведенческий акт приобретателя жилого дома нормы могут быть объединены в определенную новую систему, не совпадающую с известной нам системой права. Такая система, состоящая из норм различных отраслей права, призвана определять содержание и последовательность юридически значимых действий, совокупность и содержание документации, необходимой для оформления покупки, предполагает анализ данных о внешней среде, в том числе и о минимизации затрат, связанных с приобретением указанного имущества. Причем, критерием систематизации, ядром системы, будут выступать определенные потребности, а не деление на отрасли права.
Представляется, что вновь формирующаяся система обладает необходимыми системными признаками: 1) обладает общей целостностью, т. к. ее элементами являются закрепленные в нормах права правила поведения, направленные на реализацию конкретной потребности, выраженной в виде субъективного права; 2) характеризуется внутренней делимостью, которая обусловлена тем, что в границах отдельных отраслей права можно сформировать внутриотраслевые подсистемы реализации потребности, которые будут охватывать только правила поведения, закрепленные в конкретной отрасли права. Подсистемы более низкого уровня могут существовать и внутри подотраслей, институтов, и, возможно, субинститутов; 3) имеет связи, определяющие единство системы, при этом связи между элементами этой системы определяются характером, содержанием реализуемой потребности, и в данном случае речь не идет о связях между нормами права как элементами системы права, а о связях, закрепленных в различных отраслях права правил поведения, направленных на реализацию потребности, именно направленность на реализацию конкретной потребности и определяет тесную взаимосвязь элементов системы; 4) обладает организационным единством, т. к. для формирования разрозненных правил поведения в единую систему необходимо определить структуру системы в виде упорядочения связей между правилами поведения, в результате чего появляется организационное единство системы как результат ее упорядочения; 5) имеет интегративные качественные характеристики, так как обладает качеством, не свойственным ни одному из ее элементов в отдельности, причем на основе одноотраслевой модели поведения невозможно полностью реализовать потребности, только объединение (интеграция) правил поведения, закрепленных в различных отраслях права, придает системе новое качество — направленность на наиболее эффективную реализацию потребностей.
Обеспечить представление о таких различных системах, управление ими, своеобразное функционирование в целях удовлетворения потребностей, возможно посредством правового моделирования. Е. Н. Салыгин, рассматривая проблемы и перспективы моделирования в праве, обоснованно обращает внимание на то, что к моделированию прибегают, когда оригинал является сложной системой или его непосредственное изучение невозможно, модель облегчает задачу, воспроизводя свойства оригинала, представляющие познавательный интерес, при том, что модель упрощает и схематизирует исходную реальность, абстрагируясь от части ее свойств, она должна отвечать как минимум двум требованиям: 1) адекватность оригиналу (должна точно отражать его исследуемые свойства); 2) универсальность (должна быть применимой к анализу ряда однородных объектов) [5, с. 13–14].
Таким образом, можно вести речь о системно интегрированных моделях в правоведении (далее — СИМП), которые призваны выражать представления о различных системах, обладающих правовым содержанием и охватывающих реализацию определенных потребностей. Учитывая то, что потребности могут разграничиваться как по субъектам: (граждане, юридические лица, муниципальные образования, государство), так и по объему и степени определенности, не исключено построение общей (надотраслевой), частных (внутриотраслевых), специальных (подотраслевых, институционных) системно интегрированных моделей.
Значительный интерес разработка СИМП может представлять применительно к науке конституционного права России. Конституционное право является ведущей отраслью системы права Российской Федерации, к существенным особенностям которой относится регулирование общественных отношений, складывающихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. [2, с. 17]. Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации1, являясь актом прямого действия, непосредственно воздействует на общественные отношения, ее положения конкретизируются в текущем законодательстве, относящемся к различным отраслям права. Бесспорным является вывод В. О. Лучина о том, что конституционное воздействие обычно сопровождается, дополняется воздействием комплекса правовых норм, иногда относящихся к различным отраслям права [4, с. 79]. Наличие сложных взаимосвязей элементов такой системы является очевидным, что и определяет необходимость моделирования реализации правомерных интересов в этой комплексной сфере. При этом можно предположить, что после теоретической юриспруденции, вклад конституционно-правовой науки в разработку этой сферы может быть наиболее существенным. Особенно актуальной представляется разработка СИМП применительно к реализации конституционных прав и свобод граждан.
Каковы предполагаемые границы таких моделей? Теоретическая основа предлагаемого подхода заключается в выявлении закономерностей формирования моделей юридически значимого и направленного на реализацию правомерных потребностей поведения, на основе целевой системной интеграции норм, относящихся к различным отраслям права и охватывающих не только собственно юридически значимые поведенческие акты, но и данные о внешней среде, рисках, совокупности, а также содержании документации, обобщении и анализе судебной практики для определения перспектив удовлетворения потребностей в случаях возникновения споров.
Думается, что развитие теории построений системно интегрированных моделей в праве имеет широкую перспективу. В настоящее время субъекты практической деятельности, направленной на реализацию потребностей занимаются формированием различных моделей1, развивается направление роботов-юристов2. Сегодня сложились и другие объективные предпосылки для становления и развития теории системно интегрированных моделей в правоведении. К их числу можно отнести, прежде всего, развитие методологии познания и науки, системных исследований, развитие учения об управлении системами, оценке их качества, а также эффективности и оптимизации. К построению системно интегрированных моделей в правоведении вполне применимы учения о дифференциации и интеграции наук и процессов, синтезе научных знаний; взаимопроникновении методов, переносе методов из одной области знаний в другую; об основных методологических особенностях системных исследований; развитие справочных правовых систем, и иных программных средств, облегчающих исследование содержания больших массивов нормативных правовых актов, материалов правоприменительной практики, в том числе их взаимодействие, а также возможную противоречивость.
Конечно, разработка СИМП требует проведения соответствующих научных исследований, и, прежде всего, в области познания, охватываемой теоретической юриспруденцией. В этом контексте весьма актуальными являются вопросы: 1) формирования общетеоретических представлений о таком моделировании; 2) выявления закономерностей и способов системной интеграции моделей, направленных на удовлетворение определенных потребностей; 3) определения границ и степени универсализации рассматриваемых моделей, возможности их обобщения и типологических характеристик; 4) закономерностей возникновения коллизий между различными моделями и способов их преодоления. Естественно, что указанный выше перечень вопросов не претендует на исчерпывающую полноту. Однако их решение может позволить создать теоретическую основу для решения важных практических задач.
Практическое значение проведения соответствующих научных исследований состоит в обеспечении: 1) участия в развитии отечественного рынка юридических услуг посредством разработки и предложения заказчикам (гражданам, коммерческим и некоммерческим организациям, органам местного самоуправления, государственным органам государственной власти) адаптированных к их потребностям, выраженных в виде компьютерных программ и поддерживаемых в актуальном состоянии системно интегрированных моделей юридически значимого поведения, направленного на удовлетворение правомерных интересов конкретных субъектов; 2) перехода от справочно-правовых к экспертно-правовым системам посредством разработки программных продуктов, имеющих экспертно-правовое содержание; 3) потребностей заинтересованных лиц в консультационно-правовых и экспертно-правовых услугах.
Однако этим практическое значение СИМП не исчерпывается. Представляется, что результаты проведения соответствующих теоретических исследований могут позволить обеспечить разработку и преподавание для обучающихся юридического, экономического, управленческого и, возможно, некоторых других направлений, учебных дисциплин «Правовая логистика», «Теория и практика построения системно интегрированных правовых моделей».
При разработке теории СИМП можно предположить и возникновение трудностей, к числу которых следует отнести отсутствие у юристов фундаментальной подготовки в области системного анализа, невысокий уровень знаний юристов о программном обеспечении системных исследований, наличие у юристов лишь фрагментарных знаний экономики, теории управления, невозможность применения юристами математических методов исследования права. Поэтому разработка теории СИМП может быть интересна классическим университетам, возможности которых позволяют наиболее эффективно обеспечить интеграцию правовых, экономических, управленческих, математических, программно — информационных и других сфер научных исследований для становления и развития представленного направления.
Заключение
Сегодня методологическая ситуация, сложившаяся в отечественном правоведении и, в частности, в теоретической юриспруденции далека от идеальной. Одновременно существуют явно выраженная необходимость в совершенствовании прикладной роли отечественной юриспруденции, проявляющаяся в практической деятельности юристов и других субъектов, деятельность которых направлена на удовлетворение многообразных потребностей, на основе юридически значимого поведения. Для решения этих взаимосвязанных задач наиболее эффективным представляется разработка как на уровне теоретической юриспруденции, так в исследованиях, посвященных отдельным отраслям права, теории системно интегрированных моделей в правоведении (СИМП). Разработка указанной теории, предполагающая конвергенцию научных знаний, может позволить результативно моделировать ситуации удовлетворения правомерных потребностей, охватывая не только последовательность юридически значимых действий, но и документационное их сопровождение, данные о внешней среде, рисках, судебных перспективах отстаивания права в случаях возникновения судебных споров. При этом прикладное значение теории СИМП заключается в возможности расширения рынка юридических услуг, совершенствовании экспертноправовой деятельности. В сфере оказания образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных специалистов, разработка теории СИМП может сформировать основу для преподавания новых дисциплин юридического, экономического, управленческого и, возможно, некоторых других направлений.
Список литературы К вопросу о развитии теории системно интегрированных моделей в отечественном правоведении
- Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). Москва: Аванта+, 2000. 560 с.
- Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. Москва: Проспект, 2013. 584 с.
- Курдюк Г. П. Отрасль права как элемент системы права (теоретико-правовое исследование): автореферат дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01, Краснодар. 2004, 27 с.
- Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 687 с.
- Салыгин Е. Н. Моделирование в праве: проблемы и перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 12-35.
- Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - 2-е изд., доп. Москва: Норма, 2014. 672 с.