К вопросу о системе объектов права, подлежащих компенсации
Автор: Ящищина Ю.С.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 8 (75), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены объекты интеллектуальной собственности а также способы их защиты.
Интеллектуальная собственность, авторские права, патентное право, товарный знак, компенсация вреда
Короткий адрес: https://sciup.org/140252940
IDR: 140252940
Текст научной статьи К вопросу о системе объектов права, подлежащих компенсации
Одним из принципов гражданского права является обеспечение защиты нарушенных гражданских прав. При нарушении нематериальных прав субъекта последний получает право, в том числе, на возмещение убытков и компенсацию вреда. В настоящее время, согласно ГК РФ, компенсация предусмотрена для объектов:
-
- авторских прав (ст. 1301 ГК РФ). В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе требовать выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения; в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель;
-
- смежных прав (ст. 1311 ГК РФ). В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права вправе требовать выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы; в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель;
-
- патентных прав (ст. 1406.1 ГК РФ). В случае нарушения исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец автор или иной правообладатель вправе требовать выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное
использование соответствующих изобретения, полезной модели, промышленного образца тем способом, который использовал нарушитель;
-
- товарных знаков (ст. 1515 ГК РФ). Правообладатель вправе требовать выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака;
-
- наименований мест происхождения товаров (ст. 1537 ГК РФ). Правообладатель вправе требовать выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости контрафактных товаров, на которых незаконно размещено наименование места происхождения товара.
Размер компенсации в случае нарушения исключительных прав определяется судом в зависимости от характера нарушения, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения. Кроме того, размер компенсации должен быть обоснован.
Так, в соответствии с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении размера компенсации суд учитывает: обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике); характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.); срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно); вероятные имущественные потери правообладателя; являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя.
Следует отметить, что нормы ГК РФ, устанавливающие определение размера компенсации без учета размера убытков, возникших на стороне правообладателя, подвергались критике на предмет их соответствия Конституции РФ в части, исключающей компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, когда убытки на стороне правообладателя подлежат исчислению, но правообладатель применяет в качестве меры ответственности компенсацию, а не убытки.
Конституционным Судом РФ была дана оценка конституционности положениям пп. 1 ст. 1301, пп. 1 ст. 1311 и пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ1, суд признал положения указанных норм, как предусматривающие в качестве специального способа защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности предоставление правообладателю возможности в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты соответствующей компенсации в случае нарушения прав на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации в результате совершения индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности одного противоправного действия, не противоречащими Конституции РФ.
В то же время Конституционный Суд РФ признал положения указанных статей не соответствующими Конституции РФ (ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 55) в той мере, в какой они не позволяют суду в случае такого нарушения прав правообладателя определить общий размер компенсации ниже минимального предела, установленного данными законоположениями, если размер подлежащей выплате компенсации, исчисленной по установленным данными законоположениями правилам с учетом возможности ее снижения, многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков (притом что эти убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком) и если при этом обстоятельства конкретного дела свидетельствуют, в частности, о том, что правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые и что использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не носило грубый характер.
Итак, среди существующих способов защиты исключительных прав взыскание компенсации является одним из наиболее распространенных. Правообладатель вместо возмещения понесенных им убытков может потребовать от нарушителя компенсацию за нарушение исключительного прав. Также компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения; в-третьих, правообладатель обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Список литературы К вопросу о системе объектов права, подлежащих компенсации
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. от 24.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.