К вопросу о снижении возраста уголовной ответственности

Бесплатный доступ

О снижении минимального возраста уголовной ответственности в нашей стране говорят не первый год. Люди подписывают петиции об этом, депутаты обсуждают, ученые приводят аргументы «за» и «против». Причиной актуальности этого вопроса стала подростковая преступность, которая с каждым годом становится агрессивнее, циничнее и опаснее. Отмечается снижение нравственных барьеров у современных детей, отсутствие привитых культурных ценностей, воспитания в целом. Смогут ли репрессивные меры со стороны государства снизить уровень детской преступности, стоит ли обращаться к опыту зарубежных стран в этом вопросе? В статье предпринята попытка ответить на эти актуальные в философском, нравственном и уголовноправовом смысле вопросы.

Еще

Дееспособность, деликтоспособность несовершеннолетних, девиантиное поведение, уголовная ответственность несовершеннолетних, ювенальная юстиция, служба пробации

Короткий адрес: https://sciup.org/148323507

IDR: 148323507   |   DOI: 10.18101/2658-4409-2021-3-54-58

Текст научной статьи К вопросу о снижении возраста уголовной ответственности

Маркова Н. С. К вопросу о снижении возраста уголовной ответственности // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2021. Вып. 3. С. 54–58.

Ежегодно подростками в России совершается около 40 тысяч преступлений. В общей структуре подростковой преступности преобладают преступления против собственности, затем преступления против жизни и здоровья и на третьем месте находятся преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а за последние три года отмечается рост особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами.

Мотивы и способы совершения преступлений последними отличаются цинизмом, жестокостью и необоснованной агрессией. Нередко подобные преступления совершаются лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, то есть 14 лет.

В связи с этим в законотворческой и научной среде обсуждается вопрос о необходимости снижения возраста уголовной ответственности в нашей стране. Как отмечает профессор Я. И. Гилинский, такое предложение можно назвать, мягко говоря, негуманным, поскольку современный 14-летний подросток представляет собой далеко не зрелого человека, а ребенка, не способного понять характер ответственности и сути применяемых к нему уголовно-правых репрессий. Более того, помещение такого подростка в места лишения свободы, где царит и властвует тюремная субкультура, а в колониях для несовершеннолетних она имеет ярко выраженную

  • Н.    С. Маркова. К вопросу о снижении возраста уголовной ответственности форму со своей иерархией, понятиями, жестокостью и насилием, приведет не к перевоспитанию подростка, а к закреплению у него антиобщественных взглядов и преступного поведения.

Профессор С. Ю. Милюков считает, что ранняя уголовная ответственность имеет позитивное влияние на несовершеннолетнего правонарушителя, чем действующая практика многочисленных уголовных осуждений и мягких порицаний до совершеннолетия, а после реальное осуждение на 10–15 лет либо пожизненное лишение свободы [1].

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет способны контролировать свое поведение, самостоятельны, имеют стабильное эмоциональное поведение, но, несмотря на это, процесс социализации личности в этом возрасте еще продолжается. Что говорить о подростках не достигших 14 лет, конечно, для них характерны неустойчивое поведение; эмоциональная возбудимость, где реакции возбуждения преобладают над реакциями торможения; внушаемость; интеллектуальная незрелость ввиду отсутствия жизненного опыта и знаний. У таких подростков еще происходит формирование личности, и они словно «губка» впитывают как негативное, так и положительное влияние микросреды.

Для того чтобы признать несовершеннолетнего правонарушителя субъектом преступления, на наш взгляд, недостаточно установления конкретного возраста, закрепленного в уголовном законе. У подростка в первую очередь должно присутствовать понимание общественной опасности своего деяния, способность предвидеть возможность наступления определенных общественно опасных последствий, четкое решение для себя: желает, не желает или относится равнодушно к их наступлению, и, как следствие, способность нести уголовную ответственность, осознавая характер применяемых к нему репрессивных мер. На сегодняшний день в научной теории нет единого мнения о том, в каком конкретном возрасте формируется и закрепляется такая способность.

Сторонники идеи о снижении минимального возраста уголовной ответственности приводят аргументы о том, что современные 12–13-летние подростки могут полноценно осознавать и оценивать значение своих действий (бездействий), понимая их как правовой, так и социальный характер. Причиной тому выступает их ускоренное интеллектуальное и физическое развитие. Современные компьютерные технологии позволяют подросткам быстро и доступно находить информацию, также быстро ее анализировать и усваивать, тем самым быстрее развиваться и понимать как моральные, так и правовые нормы, предъявляемые обществом. Соответственно, подросток и младше 14 лет может вполне осознать свое поведение, в том и числе и общественно опасное.

Обращаясь к зарубежному уголовному законодательству, а именно к минимальному возрасту уголовной ответственности, можно столкнуться с абсолютно разными цифрами. Например, в США в каждом штате имеется свой минимальный возраст уголовной ответственности. Так, в штате Нью-Йорк общий возраст уголовной ответственности установлен с 16 лет, а за убийство снижен до 13 лет. В некоторых штатах вовсе отсутствует минимальный возраст ответственности за преступления, поэтому несовершеннолетние могут нести равный объем уголовной ответственности со взрослыми преступниками. Еще в ряде штатов возраст уголовной ответственности установлен с 10–15 лет. В Оклахоме ребенок с 7 лет может быть привлечен к уголовной ответственности, если будет установлено, что во время совершения преступления он понимал характер совершаемых противозаконных действий. Такой же практики придерживаются в Ирландии, Иордании, Египте, Бангладеше, Ливии, Ливане, Пакистане, где уголовная ответственность наступает за тяжкие и особо тяжкие преступления с 7 лет. В Японии совершение преступления в возрасте до 14 лет не влечет уголовной ответственности для несовершеннолетнего. Похожей позиции придерживаются Австрия, Италия, Германия, Испания, Таджикистан, Вьетнам. В Люксембурге ответственность за преступления возникает аж с 18 лет, в Португалии — с 16 лет, в Скандинавских странах — с 15 лет.

Примечательно, что в уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран выделяют несколько групп несовершеннолетних. К примеру, в Англии есть группы несовершеннолетних: в возрасте до 10 лет, от 10 до 14 лет и подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Английская судебная практика стоит на позиции того, что подростки в возрасте от 10 до 14 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности только тогда, когда будет доказано, что его деяние содержит оба элемента преступления, именуемые как actus reus (действие или бездействие) и mens rea, а также осознание самим несовершеннолетним факта причинения вреда своим противоправным деянием.

Уголовное законодательство Швейцарии содержит в себе специальный раздел, посвященный особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних лиц, в котором установлены возрастные категории детей правонарушителей — от 7–15 лет, подростков — от 15–18 лет, молодежи — от 18–20 лет.

В Японии в Законе о несовершеннолетних, который дополняет национальное уголовное законодательство, указано, что уголовно-правовые меры не применяются к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, а к возрастной группе от 16 до 20 лет можно применять уголовные меры только в случае совершения поступлений, наказанием за которые может быть лишение свободы с принудительным трудом или без него. Решение вопроса о привлечении подростка к уголовной ответственности находится в исключительной компетенции специализированного семейного суда [2].

В большинстве зарубежных стран к вопросу определения минимального возраста уголовной ответственности законодатели подходят комплексно, а именно оценивают психологическую и интеллектуальную способность подростка в осознании уголовно-правового запрета. На основании этой оценки решается вопрос о смягчении применяемого наказания или замене наказания на принудительные меры воспитательного воздействия [3].

Стоит отметить, что в ряде зарубежных стран не первое десятилетие действует система ювенальной юстиции, службы пробации, которые отсутствуют в нашей стране. В связи с чем неразумно сравнивать возможные последствия снижения возраста уголовной ответственности в различных странах [1].

В целом в вопросе об уголовной ответственности несовершеннолетних зарубежные страны имеют следующую особенность: с одной стороны, учитывают несформированность психики, поверхностность культурных ценностей

Н. С. Маркова. К вопросу о снижении возраста уголовной ответственности и правосознания, отсутствие жизненного опыта, как следствие недостаточная социализация личности, с другой — признание того факта, что с определенного возраста подросток может осознавать преступный характер своих действий и нести самостоятельно ответственность за них.

Сегодня в России ставить вопрос о снижении возраста уголовной ответственности, на наш взгляд, рано, поскольку в государстве отсутствуют специализированные службы, занимающиеся непосредственной работой с несовершеннолетними правонарушителями. Современная пенитенциарная система России не реализует главную цель назначенного наказания, а именно исправление осужденного. Институт ресоциализации и интеграции осужденных также имеет большие проблемы, если говорить о несовершеннолетних осужденных и их дальнейшей судьбе после отбытия наказания. Какие организации, учреждения и специалисты будут оказывать помощь несовершеннолетнему в трудоустройстве, получении образования и прочем?

Если государство использует меры наказания как инструмент подавления и воздаяния за содеянное, то вполне можно понижать возраст уголовной ответственности и до 12 и до 10 лет и ниже, обращаясь за примером к зарубежному уголовному законодательству, но если это является средством защиты от преступлений, то необходимо в первую очередь ставить вопрос о воспитании подрастающего поколения, а не о наказании.

Как верно отмечает Л. Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке: «Человек, окунувшийся в столь юном возрасте в реалии уголовно-исправительной системы, вряд ли сможет вернуться к нормальной жизни. Нужно искать другие способы, чтобы вырвать детей из среды, которая толкает их на преступления»1.

Проблема подростковой преступности заслуживает комплексного подхода и многоуровневого решения, а снижение возраста уголовной ответственности не является выходом из сложившейся ситуации. Необходимо заниматься профилактикой, выявлением девиантных форм поведения среди подростков, создавать систему ювенальной юстиции, развивать государственные и общественные организации, занимающиеся досугом детей и сделать его максимально доступным для всех категорий граждан. Необходима воспитательная политика в отношении детей, а не карательные меры, иначе нас всех ждет в недалеком будущем страна с «тюремным населением».

Список литературы К вопросу о снижении возраста уголовной ответственности

  • Гилинский Я. И., Милюков С. Ф. С какого возраста можно привлекать к уголовной ответственности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 121-125. Текст: непосредственный.
  • Оганесян Л. Р. Возраст уголовной ответственности в уголовном праве зарубежных стран (США, Англия, Франция, Австрия, Швейцария, Испания, ФРГ, Япония) // Вектор науки ТГУ. 2009. № 2(5). С.113-115. Текст: непосредственный.
  • Орлова Ю. Р. Факторы, влияющие на формирование уголовной политики в отношении несовершеннолетних в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. 2014. № 17. С. 28-32. Текст: непосредственный.
Статья научная