К вопросу о свойствах христианской общины
Автор: Костромин Константин Александрович
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Современная экклезиология: проблемные поля
Статья в выпуске: 2 (6), 2020 года.
Бесплатный доступ
Во все века существования христианства Церковь как мистическое Тело Христово мыслилась как объединительное начало всех христиан. Данное ее свойство имело различные терминологические выражения в догматических формулах христианских церквей, и прежде всего два близких по смыслу термина - οικυμενικη и καθολικη, причем второй из них в русской традиции принял форму «соборная». Данные термины отражают различный взгляд на природу Церкви, принятый в разных христианских церквах. Отсюда проистекает и особенное представление Православия об общине, о пастырском призвании и о характере отношений священника и прихода. Так, через ощущение родства христиан между собой созидается церковная община - одна из основ социальной организации людей, противостоящая цветущему в западном мире индивидуализму, не имеющему основ в новозаветном Откровении. Однако одновременно с общинностью в византийской и русской традиции большое значение уделялось монархической власти и ее отношении к общине. При этом монархическая воля как бы «разбивается» о волю соборной общинности, заставляя каждую из сил - общинно-соборную и монархическую - находить формы сосуществования, что означает, что священник или епископ в большей степени ответственен за свои деяния, нежели управляет «как власть имеющий». В традиционных православных представлениях священник является частью общины, ее полномочным представителем, что определяет характер поведения священника в отношении паствы. Одной из первых целей миссии является «насаждение Церкви», причем не только вовне, но и внутри церковной ограды. В ХХ веке православное богословие сделало существенный шаг вперед, поставив в центр жизни общины евхаристическую жизнь. Такое «евхаристоцентричное» богословие чуждо другим христианским церквям, вероятно, в силу большей рациональности в вопросах жизни Церкви.
Община, церковь, богословие, монархизм, соборность, евхаристия, православие, католицизм, протестантизм, христианство
Короткий адрес: https://sciup.org/140294854
IDR: 140294854 | DOI: 10.47132/2541-9587_2020_2_5
Список литературы К вопросу о свойствах христианской общины
- Адельгейм П., прот. Догмат о Церкви. Псков, 2003.
- Адельгейм П., прот. Перспективы диалога в Русской Православной Церкви. Доклад на международной научно-богословской конференции «Вера — диалог — общение: проблемы диалога в церкви» (Москва, 24-26 сентября 2003 г.). М., 2004. С. 6-10.
- Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Киев, 2003.
- Афон // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 103-181.
- Барт К. Оправдание и право. М., 2006.
- Бьянки Дж. Христианская соборность и социальная солидарность // Христианская соборность и общественная солидарность. Материалы международной научно-богословской конференции. М., 2012. С. 74-96.
- Василий Великий, свт. Избранные поучения. М., 2003.
- Воронов Л., прот. Евхаристия // Богословские труды. Т. 21. М., 1980. С. 60-70.
- Гайденко П. И. Иночество и монастыри в социальной и политической жизни древнерусского города XI — середины XIII вв. // Novogardia. 2019. №4. С. 20-43.
- Гайденко П. И. Несколько замечаний о социальных аспектах древнерусского монашества XI — первой половины XIII вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 4 (12). С. 48-78.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
- Григорий Палама, св. Беседы. Т. 3. М., 1994.
- Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапиз-ме». СПб., 2010.
- Данилова Л. В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994.
- Евхаристия (Согласованный документ из доклада Комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей № 73 «Одно Крещение, одна Евхаристия и взаимно признаваемое служительство». Женева, 1975) // Богословские труды. 1980. № 21. С. 54-59.
- Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М., 2006.
- Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. Ч. 2. СПб., 1898.
- Иоанн Павел II. Верую в церковь единую, святую, вселенскую и апостольскую. М., 2000.
- Катехизис Католической Церкви // URL: http://ccconline.ru/#830 (до §838) (дата обращения: 25.05.2020).
- Колб Р. Христианская вера. Duncanville, 2000.
- Коновалова Н.А. Образ самодержавия в представлениях русского крестьянства по фольклорным материалам // Вестник Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. 2007. №4. С. 121-126.
- Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. М., 2002.
- Легеев М.В., свящ. Формирование кафолической проблематики в истории церкви: от колливадов к евхаристической экклезиологии // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 63-76.
- Легеев М.В., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Путь Церкви: аскеза, таинства, кафолическая полнота // Христианское чтение. 2017. №2. С. 57-80.
- Легеев М.В., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. «Вперёд к отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии ХХ века // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 107-127.
- Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия и священство // Богословские труды. 1980. №21. С. 103-117.
- Михаил (Мудьюгин), архиеп. Евхаристия по учению Православной Церкви // Богословские труды. 1980. № 21. С. 71-89.
- Михаил (Мудьюгин), архиеп. Благодатное преобразование-преображение мира и святая Евхаристия // Богословские труды. 1980. № 21. С. 90-102.
- Михаил (Мудьюгин), архиеп. Православное учение о личном спасении. Спасение как цель и как состояние. СПб., 2010.
- Мусин А. Е. Христианская община средневекового города северной Руси XI-XV вв. по историко-археологическим материалам Новгорода и Пскова: автореф. дис. д-ра ист. наук. СПб., 2002.
- Мюллер Д. Христианская догматика. Duncanville, 1998.
- Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873.
- Петров А. В. Несколько замечаний о древнерусском «одиначестве» // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2011. № 6. С. 71-83.
- Петров А.В. Православие, «одиначество», самодержавие (к вопросу об исторических основаниях русской политической культуры) // Христианское чтение. 2017. №6. С. 178-185.
- Русселе К. Об отношениях между священниками и мирянами: послушание и благословение // Приход и община в современном Православии: корневая система российской религиозности: сб. ст. М., 2011. С. 298-316.
- Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. СПб., 1995.
- Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002.
- Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в ХШ-XVII веках. М., 2002.
- Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Репринт. СПб., 1992.
- Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 1999.
- Тихон Задонский, св. Творения. Т. 5. М., 1889.
- Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? М., 2004.
- Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб., 2002.
- Успенский Н.Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. [Собрание сочинений]. Т. 3. М., 2007.
- Хемниц М. Ключевые вопросы богословия. Т. 2. М., 2003.
- Хомяков А. С. Богословские сочинения. СПб., 1995.
- Шмеман А., прот. Церковь и приход. New Jork, 1959.
- Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992.