К вопросу о вооружении кочевников Монголии и сопредельных территорий Китая в VII-VI вв. до н. э

Автор: Шульга Петр Иванович, Шульга Даниил Петрович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Археология Китая

Статья в выпуске: 4 т.17, 2018 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются предметы вооружения пришедших с территории Монголии кочевников, обнаруженные на могильнике Юйхуанмяо под г. Пекином. Среди предметов вооружения и воинского снаряжения выделяются чуждые культурам Северного Китая, но имеющие явные аналогии в памятниках VII-VI вв. до н. э. на территории Монголии, Тувы и Забайкалья. «Северные» наконечники стрел, кинжалы с разнонаправленными головками хищных птиц на перекрестиях, специфические ножи, а также поясные обоймы и пряжки-застёжки, имеющие аналогии в Туве и Забайкалье, встречались в Юйхуанмяо только на первых трёх этапах функционирования могильника. Преимущественно они находились в захоронениях высшей знати (М18, М250) и в воинских погребениях высокого ранга. Представители воинской элиты всё это время (вторая половина VII - первая треть VI в. до н. э.) продолжали поддерживать связи с северными племенами и традиционно использовали «северные» наконечники стрел и другие изделия. В результате на могильнике Юйхуанмяо аккумулировался комплекс датированного оружия и деталей воинского снаряжения, в течение 50-70 лет привносимого кочевниками с территории Монголии, а возможно, и более удалённых районов.

Еще

Северный китай, могильник юйхуанмяо, монголия, оружие кочевников

Короткий адрес: https://sciup.org/147219943

IDR: 147219943   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-4-40-45

Текст научной статьи К вопросу о вооружении кочевников Монголии и сопредельных территорий Китая в VII-VI вв. до н. э

Территория Монголии с благоприятными для занятий скотоводством горно-степными и степными ландшафтами отличается высокой степенью насыщенности погребальными и поминальными памятниками эпохи бронзы и раннего железного века. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь складывается один из центров кочевнической культуры с херексу-рами, оленными камнями и плиточными могилами, приобретшей к IX–VIII в. до н.э. скифо-идный облик. Несомненно, местные племена, являвшиеся связующим звеном между яркими культурами скотоводов Северного Китая и Минусинской котловины, обладали разнообразным инвентарём и вооружением. Однако, в силу особенностей погребального обряда, в Монголии XII–VI вв. до н. э. почти не встречаются богатые инвентарём погребения людей и животных. О вооружении эпохи поздней бронзы исследователи вынуждены судить по изображениям на оленных камнях, соотнося их со случайными находками в Монголии и материалами с соседних территорий. Вопрос о вооружении кочевников Монголии VII–VI вв. до н. э. даже не ставился, поскольку оно представлено лишь немногочисленными находками бронзовых наконечников стрел в плиточных могилах с неопределённой датировкой. Иногда там встречаются роговые накладки на лук и бронзовые ножи [Цыбиктаров, 1998; Эрдэнэ-Очир, 2008].

Шульга П. И ., Шульга Д. П. К вопросу о вооружении кочевников Монголии и сопредельных территорий Китая в VII–VI вв. до н. э. // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 4: Востоковедение. С. 40–45.

ISSN 1818-7919

Вестник НГ”. Серия: История, филология. 2018. Том 17, 4: Востоковедение © П. И. Шульга, Д. П. Шульга, 2018

Заметно продвинуться в решении данной проблемы, на наш взгляд, позволяет привлечение материалов из могильника Юйхуанмяо, исследованного в 80-е гг. XX в. в 80 км к северо-западу от Пекина. Всего там выявлено 400 могил, в которых обнаружено около 18 тыс. изделий из бронзы, в том числе 86 кинжалов, 137 ножей, 305 бронзовых и 481 костяных наконечников стрел, 4 клевца (гэ), 38 кельтов и 31 «долото». С оружием найдено и 9-10 оселков с отверстиями. Каждый вид оружия, за исключением наконечников стрел, помещался в могилу в одном экземпляре. Захоронения на могильнике совершались последовательно во второй половине VII–VI вв. до н. э. Согласно археологическим и антропологическим данным, могильник Юйхуанмяо оставлен смешанным населением. Часть его, по-видимому, относилась к культуре «верхнего слоя Сяцзядянь», до этого существовавшей в 200-300 км к северо-востоку. Другая часть населения относилась к «северным кочевникам», предположительно пришедшим с территории Монголии, и, возможно, Забайкалья [Цзюндушань, 2007; Шульга, 2015]. Судя по археологическим материалам, на начальных этапах в VII – начале VI в. до н. э. жители в Юйхуанмяо поддерживали связи с кочевым миром, продолжая использовать характерные для культур Саяно-Алтая и Забайкалья (или близкие им) наконечники стрел, а также кинжалы, ножи, оселки, детали сбруйной и поясной фурнитуры. Определённое сходство отмечается с изображениями на оленных камнях монголо-забайкальского типа [Шульга, 2012] (см. рисунок, А ), однако основные черты погребального обряда в Юйхуанмяо (одиночные грунтовые захоронения людей в сравнительно глубоких ямах с большим количеством инвентаря, в сопровождении черепов животных) принципиально отличается от обрядности культуры херексуров и оленных камней Центральной и Западной Монголии. Наиболее близкие аналогии (до полного совпадения) в погребальном обряде и инвентаре Юйхуанмяо имеет с дворцовскими погребениями Забайкалья [Шульга, 2015, рис. 122]. Не останавливаясь на вопросах этнокультурного взаимодействия, отметим, что часть обнаруженного в Юйху-анмяо вооружения принадлежала «северным кочевникам», пришедшим на границу с царством Янь и в район озера Дайхай с территории современной Монголии, независимо от того, проживали они там долгое время или двигались из более северных районов.

Все «северные» изделия из Юйхуанмяо найдены в погребениях первых трёх этапов, датируемых в рамках второй половины VII – первой трети VI в. до н. э. Они представлены нехарактерными для Северного Китая наконечниками стрел, кинжалами, ножами, поясными обоймами и пряжками. Вместе с этим оружием «северных кочевников» находились также относящиеся к вооружению кельты и «долота». Однако эти изделия «местные», бытовавшие в Северном Китае с эпохи бронзы, а потому они полностью сохранили свои позиции после резкого исчезновения в конце третьего этапа оружия и других изделий «северных» кочевников.

Лучше всего представлена группа «северных» бронзовых наконечников, насчитывающая 85 экз., что составляет около 36 % от их общего количества (233 экз.). Почти все они черешковые и происходят из элитных погребений. Больше половины (около 50 экз.) представлены трёхлопастными массивными наконечниками с относительно длинным черешком (тип 3, около 20 экз.) и черешковыми трёхлопастными малыми с относительно коротким черешком (тип 4, около 30 экз.). Сравнительно много наконечников черешковых трёхгранно-трёх-лопастных с зубчатыми вырезами в основании бойка (тип 6, 12 экз.) и черешковых наконечников с плечиками без жалец (тип 7, 7 экз.). Восемь наконечников типа 6 и все необычные как для Китая, так и для скифоидных культур наконечники типа 7 происходят из одного колчанного набора элитной могилы № 18. Несколько меньше черешковых трёхгранно-трёхлопастных наконечников с зубчатыми вырезами в основании бойка (тип 5, около 4 экз. из могилы № 18) и четырёхгранно-лопастных (тип 8, 4 экз. из могилы № 250). По одному представлены крупный черешковый наконечник с трёхгранно-трёхлопастной сводчатой головкой (тип 9), черешковый трёхлопастной наконечник с узкими лопастями и почти не выделенными жальцами (тип 10), черешковый двухлопастной наконечник (тип 11) и черешковый двухлопастной наконечник (тип 12). Присутствуют также втульчатые четырёхгранные наконечники (тип 13, 3 экз.). Все указанные черешковые наконечники принципиально отличаются от втульчатых двухлопастных и трёхлопастных, характерных для культуры юйхуанмяо (см. рисунок). За исключением типа 7 они имеют аналогии в Монголии, Забайкалье,

Оленный камень № 14 из Ушкийн-Увэра ( А ) и план расположения инвентаря с воином из могилы 250 в Юйхуан-мяо ( Б ). Оружие и снаряжение «северных» кочевников из Юйхуанмяо: бронзовые поясные обоймы (1, 2) и пряжки ( 3 , 4 ), ножи ( 5–16 ), кинжалы, наконечники стрел. По: [ 1 – Волков, Новгородова, 1975, c. 76, рис. 3; 1–23 – Шульга, 2015, с. 245, рис. 74; с. 249, рис. 78; с. 263, рис. 92; с. 269, рис. 98; с. 271, рис. 100; с. 295, рис. 124]

на Саяно-Алтае и в Казахстане в памятниках VII–VI вв. до н. э. Вместе с тем следует обратить особое внимание на тот факт, что среди учтённых черешковых наконечников, относимых к культуре плиточных могил Монголии и Бурятии [Эрдэнэ-Очир, 2008. рис. 24, 25, 44], почти все принадлежат к четырём основным типам: трёхгранно-трёхлопастным (14 экз.) и трёхлопастным (16 экз.), а также трёхгранным (5 экз.) и двухлопастным (6 экз.). Как видим, наборы «северных» наконечников из Юйхуанмяо значительно разнообразней. В частности, три из них включали трёхгранно-трёхлопастные наконечники со специфичными зубчатыми вырезами. В Монголии они пока не найдены, но хорошо известны на Саяно-Алтае и в Казахстане в памятниках VII–VI вв. до н. э. [Завитухина, 1966; Čugunov, Parzinger, Nagler, 2010, taf. 96–12, 13]. Важно отметить, что одновременно с «северными» наконечниками в Юйху-анмяо бытовали и также исчезли в конце третьего этапа поясные обоймы двух разных типов, подобных найденным в Аржане-2 (Тува) и в дворцовских погребениях (Забайкалье).

Из среды пришедших с севера кочевников происходят три однотипных кинжала из захоронений 2-го и 3-го этапов. Их навершия и бабочковидные перекрестия выполнены в виде обращённых в разные стороны схематичных головок хищных птиц (см. рисунок, 17–19 ). На более поздних этапах они не встречаются, но в местной среде приживаются кинжалы с бабочковидной формой перекрестий и навершиями в виде протом противопоставленных существ. Важно отметить и серию разнотипных ножей, которые также почти полностью исчезают на третьем этапе и заменяются местными выгнутообушковыми ножами с кольчатыми навершиями (см. рисунок, 12 ).

«Северные» наконечники стрел, кинжалы с разнонаправленными головками хищных птиц на перекрестиях, специфические ножи, а также поясные обоймы и пряжки-застёжки, имеющие аналогии в Туве и Забайкалье, встречались в Юйхуанмяо только на первых трёх этапах функционирования могильника. Преимущественно они находились в захоронениях высшей знати (М18, М250) и в воинских погребениях высокого ранга. Представители воинской элиты всё это время (вторая половина VII – первая треть VI в. до н. э.) продолжали поддерживать связи с северными племенами и традиционно использовали «северные» наконечники стрел и другие изделия. В результате на могильнике Юйхуанмяо аккумулировался комплекс датированного оружия и деталей воинского снаряжения, в течение 50-70 лет привносимого кочевниками с территории Монголии, а возможно, и более удаленных районов.

Список литературы К вопросу о вооружении кочевников Монголии и сопредельных территорий Китая в VII-VI вв. до н. э

  • Волков В. В., Новгородова Э. А.Оленные камни Ушкийн-Увэра (Монголия) // Первобытная археология Сибири. Л., 1975. С. 78-84.
  • Завитухина М. П. Курганы у села Быстрянского в Алтайском крае (по раскопкам С. М. Сергеева в 1930 г.) // АСГЭ. 1966. Вып. 8. С. 61-77.
  • Цыбиктаров А. Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. 288 с.
  • Шульга П. И. Особенности расположения оружия на оленных камнях и в погребениях могильника Юйхуанмяо (Северный Китай) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Улан-Батор: Изд-во Монг. гос. ун-та, 2012. Вып. 3. С. 298-306.
  • Шульга П. И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае (VII-VI века до нашей эры). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. 304 с.
  • Эрдэнэ-Очир Н. Военное дело древних кочевников Монголии (II тыс. до н. э. - III век до н. э.): Автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2008. 26 с.
  • Čugunov K., Parzinger H., Nagler A. Der skythenzeitliche Fürstenkurgan Aržan 2 in Tuva // Archäologie in Eurasien 26. Steppenvölker Eurasiens. Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 2010. 330 S., 289 Abb., 153 Taf.
  • Цзюньдушань муди: Юйхуанмяо [都山墓地:玉皇 ] Могильники в горах Цзюньдушань: Юйхуанмяо. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2007. 1660 с. (на кит. яз.)
Еще
Статья научная