К вопросу о возмещении вреда при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
Автор: Муллахметова Н. Е.
Журнал: Виктимология @victimologiy
Рубрика: Потерпевший от преступления
Статья в выпуске: 1 (23), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается понятие чрезвычайной ситуации, ее признаки, правовая основа возмещения вреда, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Автор указывает на недостатки правового регулирования в данной сфере, в частности, на отсутствие четкого механизма определения размера выплат конкретному пострадавшему. По мнению автора, нуждаются в законодательной регламентации вопросы о целевом расходовании полученных в счет возмещения вреда средств, об индивидуальном подходе при определении размера возмещения для пострадавших (учете их семейного положения, уровня дохода и пр.). Предлагается урегулировать эти вопросы в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Чрезвычайная ситуация техногенного, природного, социального характера, возмещение вреда
Короткий адрес: https://sciup.org/14118725
IDR: 14118725
Текст научной статьи К вопросу о возмещении вреда при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
Совершенствование современных технологий в различных сферах деятельности людей приводит не только к оптимизации процессов жизнеобеспечения, но и предполагает создание мощных производственных комплексов, неправильная эксплуатация которых способна вызвать серьезные разрушительные последствиям. Примером могут послужить катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, унесшие десятки человеческих жизней. Вред, причиненный в результате происшествий, связанных с возникновением или угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, огромен и исчисляется миллионами рублей. В среднесрочной перспективе кризисы и чрезвычайные ситуации остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту. Так, по данным МЧС России в 2018 г. произошло 266 чрезвычайных ситуаций, при этом погибло 717, пострадало 57 477 человек. Материальный ущерб, причиненный чрезвычайными ситуациями различного вида, составил в 2018 году 11 228,028 млн рублей. Большой общественный резонанс вызвала трагедия, случившаяся в марте 2018 года в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», в результате которой пострадало 142 человека, из них 60 погибших, в том числе 41 ребенок. Также в 2018 году произошло 44 чрезвычайных ситуации природного характера, сильные дожди, снегопады, град привели к гибели 8 человек1.
Описание исследования
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ к чрезвычайной ситуации относится такая обстановка на определенной территории, которая: а) сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия; б) может повлечь или повлекла человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, причинами бедствия могут быть как природные, техногенные, так и иные факторы.
В научной литературе также можно встретить перечень квалифицирующих признаков чрезвычайного происшествия как источника возникновения чрезвычайной ситуации: 1) это всегда событие, нарушающее обычный порядок жизнедеятельности и исключительное по своему характеру; 2) оно влечет наступление или угрозу наступления тяжких последствий (это могут быть большие человеческие жертвы, вред или ущерб, обусловленные разрушением или повреждением предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи и объектов жизнеобеспечения населения); 3) наличие повышенной общественной опасности (гибель или угроза гибели людей, животных, растений, причинение крупного материального ущерба, ослабление экономики и обороноспособности государства, дестабилизация социально-политической обстановки в стране, наличие работы органов государственной власти и общественной организаций) [3].
Законодательством предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская ответственность за деяния, связанные с нарушением специальных правил безопасности, а также стабильности окружающей среды и ее природно-ресурсного потенциала. Так, если обратиться к уголовному закону, в соответствии со ст. 215 УК РФ преступлением является нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, ст. 250, 251 УК РФ устанавливают уголовную ответственность за загрязнение вод, атмосферы. Помимо этого, ряд нормативных правовых актов регулируют отношения, возникающие в связи с происшедшим чрезвычайным происшествием техногенного характера в сфере опасных производств, нарушения правил техники безопасности, санитарно-эпидемиологического контроля, охраны природы и т. д. К их числу, например, относится ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994. № 68-ФЗ и др. Однако в специальной литературе указывается на недостатки правового регулирования в данной сфере. Так, И. Б. Романов пишет, что «лица, виновные в возникновении техногенных аварий и иных бедствий, будут привлекаться к уголовной ответственности по различным составам. Например, за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ) или правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), но только не за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — таких, как отсутствие или несвоевременное проведение оповещения, эвакуации персонала и населения из опасных зон, выдачи им средств индивидуальной защиты и др.» [4, с. 57—58]. В. Г. Громов и А. Н. Макеев, анализируя вопросы уголовной ответственности за нарушения правил безопасности в различных отраслях, также отмечают, что «защита отдельных сфер и видов деятельности, где возникают отношения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, может привести к тому, что отдельные отношения останутся без должной государственной охраны» [2].
В законодательстве разработана классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в зависимости от числа погибших, размера причиненного ущерба и зоны охвата. По названному критерию выделяют чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального, федерального характера1. Данная классификация служит для определения границ зон чрезвычайных ситуаций в соответствии со ст. 5 ФЗ № 68, что является основой для реализации мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, а также по возмещению ущерба.
Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), и, соответственно, корреспондирующую им обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера. Следует отметить, что часто чрезвычайная ситуация возникает вследствие преступных нарушений специальных правил безопасности, тогда должна действовать также ст. 52 Конституции РФ о праве потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно ст. 18 ФЗ № 68 граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вред, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций, возмещается из разных источников: из федерального, регионального бюджета, за счет средств предприятий и организаций. Так, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. В ряде случаев, когда масштабы бедствия огромны, государство создает дополнительные механизмы помощи пострадавшим. Например, законом от 15.05.1991. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями и дополнениями предусмотрены конкретные меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 про- центов, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие ЧАЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы в зависимости от группы инвалидности и др. Ст. 17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ устанавливает особый порядок расчета размеров пенсий для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенный катастроф, и членов их семей.
Что же касается иных источников финансирования мер по возмещению вреда, то это могут быть и средства компаний, где произошла трагедия. Так, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС помимо помощи из федерального бюджета владелец станции, компания «РусГид ро» обеспечила оказание существенной социальной поддержки семьям погибших и пострадавших. Так, несовершеннолетним, в том числе сиротам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, было предоставлено 16 квартир, членам семей погибших в равных долях было выплачено по 1 млн рублей и годовому заработку погибшего сотрудника1. Еще одним источником для выплаты компенсаций пострадавшим являются добровольные пожертвования. Так, на счета, открытые для сбора средств пострадавшим в результате аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, поступило около 33,8 млн рублей2.
Значимым, на наш взгляд, исследованием существующих механизмов выплаты компенсаций погибшим и пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций является публикация А. М. Бычковой, в которой содержится системный анализ размеров и источников выплат по конкретным резонансным происшествиям, сформулированы рекомендации по оптимизации порядка выплаты компенсаций [1].
Сегодня разработана единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций (утверждена МЧС России 01.12.2004 г.)3. Данный документ устанавливает формы для отражения показателей, характеризующих потери населения, трудовых ресурсов, в инфраструктуре и др. Но здесь нет механизма определения размера вреда для отдельно взятого человека.
Ряд ученых отмечают, что в отношениях по возмещению вреда от чрезвычайных ситуаций государство выступает как субъект социальной защиты, а не как субъект, несущий ответственность за причиненный вред [5. с. 64]. Такая позиция изложена и в Определении Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 523-О, которое вышло в связи с вопросом о компенсации жертвам терактов: организуя систему компенсаций, государство выступает не как причинитель вреда (что требовало бы полного возмещения причиненного вреда) и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах. Представляется, что такой подход не способствует обеспечению прав и законных интересов пострадавших от чрезвычайных ситуаций, многие из которых одновременно являются потерпевшими от преступлений.
Заключение
Таким образом, сегодня разработана, казалось бы, достаточная правовая база относительно порядка возмещения вреда, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Помимо названных нормативных актов в нее можно включить также Гражданский кодекс РФ (нормы об обязательствах из причинения вреда, о страховании), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (положения о гражданском иске в уголовном деле). Вместе с тем, анализ приведенных источников показывает, что законодатель не разработал единых подходов в вопросах возмещения вреда от техногенных катастроф, стихийных бедствий, терактов. Нет четкой системы обеспечения материальной компенсации семьям погибших и пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Существенно отличается и размер резервных фондов субъектов РФ, из которых осуществляются выплаты. Нуждаются в законодательной регламентации вопросы о целевом расходовании полученных в счет возмещения вреда средств, об индивидуальном подходе при определении размера возмещения для пострадавших (учете их семейного положения, уровня дохода до трагедии и пр.) Представляется, что порядок возмещения вреда пострадавшим должен более четко регулироваться в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Список литературы К вопросу о возмещении вреда при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера
- Бычкова, М. А. Состояние и задачи упорядочения выплат компенсаций в связи с потерей жизни / М. А. Бычкова. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2014. - № 2. - С. 112-113. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-zadachi-uporyadocheniya-vyplat-kompensatsiy-v-svyazi-s-poterey-zhizni/viewer (дата обращения 19.02.2020).
- Громов, В. Г. Правонарушения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / В. Г. Громов, А. Н. Макеев // Современное право. - 2011. - № 4. - С. 116-119.
- Коткин, П. Н. Основания возбуждения уголовных дел, связанных с возникновением или угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера / П. Н. Коткин // Российский следователь. - 2008. - № 21. - URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=33109#0774706389649569 (дата обращения 19.02.2020).
- Романов, И. Б. Административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: дис. … канд. юрид. наук / И. Б. Романов. - Москва, 2004.
- Шафиков, А. М. Государство как публичный субъект правоотношений с участием граждан, пострадавших от техногенных катастроф / А. М. Шафиков, М. С. Сагандыков // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2014. - Т. 14, № 1.