К вопросу о выделении принципа доверия в праве
Автор: Ревина С.Н., Тихонова Ж.К.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 11, 2023 года.
Бесплатный доступ
Принципы права, как одна из фундаментальных правовых категорий, рассматриваются учеными-юристами на протяжении многих лет с различных углов зрения: выделяются новые, даются различные классификации принципов, более подробно изучаются существующие. В статье рассматривается вопрос отнесения доверия к принципу права, проанализирована классификация принципов права в целом и возможность отнесения доверия к общеправовым, отраслевым или межотраслевым принципам. При исследовании вопроса о месте принципа доверия в системе принципов даются понятия общеправовых, отраслевых и межотраслевых принципов, анализируются различные отрасли права в части наличия в них правового доверия. Затронут вопрос о зависимости от политического режима в государстве наличия правового принципа доверия, делается вывод о значимости исследуемой категории как принципа права для государства.
Принципы права, общеправовой принцип, межотраслевые принципы, доверие в праве
Короткий адрес: https://sciup.org/149144159
IDR: 149144159 | DOI: 10.24158/tipor.2023.11.34
Текст научной статьи К вопросу о выделении принципа доверия в праве
Принципы права – одна из ключевых правовых категорий, исследованием которой занимаются на протяжении долгого времени многие ученые-юристы. Однако в каждый период времени отношение к принципам права, ракурс их изучения различен и зависит от таких внешних факторов, как государственное устройство, идеология, направление развития государства и других.
Общепринято называть принципами права исходные идеи, положения, отражающие сущность, назначение и тенденции развития права, которые отражены прямо либо косвенно в нормативно-правовых актах. Принципы права регулируют действия государственных органов и общества в целом, определяя правовые гарантии и свободы каждого.
Право содержит в себе множество принципов. Многие из них отражены в нормативно-правовых актах: принцип законности, принцип равенства, федерализма, свободы и т. д. Однако не все принципы прямо поименованы в законе, некоторые из них можно выявить, исходя из смысла закона и системного анализа правовой базы.
В ходе исследований категории «доверие» было установлено, что оно выступает и как элемент правосознания, и как объект правового регулирования (Тихонова, 2019: 7–9; 2021: 14–15). Право воздействует на доверие в обществе, на правосознание людей. В правовом государстве уровень доверия общества к главе государства, государственным органам и праву в целом выше, нежели в неправовом государстве. Доверие внутри государства отражает связь общества с государством, определяет, в каком направлении развивается право.
Такое значительное влияние доверия на государство и право послужило основанием к более детальному исследованию данного феномена и раскрытию его как принципа права.
Так, в Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», одобренного на общероссийском голосовании 01.07.2020) появилась статья 75.1, согласно которой в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
По своему содержанию данная норма Конституции новая, ранее о доверии государства и общества не упоминалось. Это говорит о том, что для демократического государства действительно важны поддержка и доверие общества, народа как высшей ценности государства, и чем выше будет их уровень, тем сильнее будет государство и быстрее будет достигнута цель создания правового государства.
Доказательством важности данного феномена для любого правового государства является то, что конституции многих стран содержат в себе упоминание о доверии. Так, в преамбуле Конституции Японии от 03.05.1947 указано, что государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами пользуется народ1. В Конституции США в ч. 1 ст. 4 установлено: «полное доверие и уважение должны оказываться в каждом из штатов официальным актам, документам и судебным материалам любого другого штата».2 Конституция Мексики в ст. 126 содержит аналогичную норму: «в каждом штате Федерации оказывается полное доверие официальным актам, записям и судебному производству других штатов»3.
Ученый-конституционалист Н.А. Арапов занимался исследованием категории доверия, выделяя принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства как отраслевой принцип конституционного права. Под этим принципом ученый понимает защиту правомерных ожиданий. «Конституционный принцип поддержания доверия и конституционное правосудие, обеспечивающее его реализацию в деятельности государства, имеют первостепенное значение для того, чтобы обеспечить согласованность деятельности государства с испытываемыми о нём правомерными ожиданиями граждан, гарантировать отечественную систему норм от утраты качеств, делающих её подлинно правовой, а также для того, чтобы и конституционное право соответствовало своей природе, которая, в частности, состоит в том, что им «охраняются правомерные ожидания» граждан, а равно и иных субъектов права»4. Об этом же упоминает и профессор А.Н. Кокотов. По его мнению, граждане проявляют доверие к государству, следуя законам, ожидая получения тех благ, которые были обещаны, и любое изменение законодательства должно быть основано на принципе поддержания доверия граждан к закону и действиям государства5.
Однако видится, что принцип поддержания доверия граждан к закону является производным от принципа доверия. Для этого следует определить, является ли данный принцип общим или все же межотраслевым.
По мнению некоторых ученых, общеправовые принципы – это те принципы, которые закреплены в Конституции6 (Захаров, 2005: 36). Другие, напротив, не привязывают содержание лишь одной Конституции как источника общеправовых принципов, а говорят о том, что общие принципы права – это принципы, действующие во всех отраслях права, а не только те, которые находят отражение в Конституции1. На наш взгляд, вторая точка зрения является более верной, поскольку право есть система, и, соответственно, принципы права должны рассматриваться в их системном анализе, а не только исходя из норм Конституции.
Конституционные нормы закладывают основу всех правовых норм. Все законы и иные правовые акты принимаются лишь в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Однако не только конституционные правоотношения пронизаны доверием.
В любой отрасли права можно увидеть имманентное, а зачастую и явное содержание принципа доверия:
-
– в гражданском праве – это фидуциарные сделки, то есть сделки, основанные на доверии (рента, договоры простого товарищества, товарищества на вере, поручения, выдача доверенности);
-
– в уголовном праве – институт условно досрочного освобождения, состав мошенничества (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием);
-
– в избирательном праве избиратели оказывают доверие кандидатам на ту или иную должность, голосуя за них на выборах;
-
– в трудовых правоотношениях работодатель оказывает доверие работнику, принимая его на работу, и может уволить сотрудника в связи с утратой этого доверия;
-
– в налоговом праве взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками строятся также на принципе доверия, что проявляется в прозрачности действий налогового органа по отношению к налогоплательщикам и в презумпции добросовестности налогоплательщика;
-
– в административном праве доверие формирует основу взаимодействия государства и общества, может проявляться в различных институтах административного права, например, малозначительность правонарушения как проявление доверия государства к лицу, совершившему правонарушение, и так далее.
Право в целом зиждется на общем принципе доверия. Данные обстоятельства свидетельствуют об общеправовом его характере. «Доверие вплетается в механизм легализации общественно-политического, правового строя, конкретных властных институтов, должностных лиц, политиков» (Кокотов, 2020: 35).
Правотворчество полностью пронизано доверием, поскольку государство проявляет доверие к гражданам в их следовании закону.
Доверие, как правовой принцип, характерно больше для демократических государств, где права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. В таких государствах институт выборов является незаменимой его частью и в нем наиболее ярко раскрывается принцип доверия. Рассмотрим на данном примере проявление доверия как общеправового принципа.
«Выборный путь формирования важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов – один из наиболее ярких показателей действительного демократизма, существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности (от лат. legitimus – законный), т. е. признанности обществом или его большей частью2. Единственный способ легитимации власти – это выборы. Они должны соответствовать основным принципам избирательного права: принципу всеобщего избирательного права, равенства, принципу прямого избирательного права, тайного голосования, свободы выборов, добровольности участия, открытости, гласности, обязательности, периодичности, альтернативности.
Данные принципы являются отраслевыми, при этом некоторые из них (принцип равенства, свободы) являются изначально общеправовыми, которые трансформировались в принципы избирательного права.
Так, общеправовой принцип свободы в избирательном праве присутствует как принцип свободы выборов; принцип альтернативности проистекает из общеправового принципа политического плюрализма. То есть на отраслевые или межотраслевые принципы права оказывают прямое действие общеправовые принципы права, межотраслевые принципы конкретизируют проявление общеправовых принципов в той или иной отрасли (подотрасли) права. При этом одни и те же межотраслевые принципы права могут неодинаково проявляться в различных отраслях права, исходя из их предмета и задач.
Поскольку одним из признаков общеправового принципа является его повсеместное наличие в праве, в каждой его отрасли, то можно сделать вывод, что от них зачастую произрастают и отраслевые или межотраслевые принципы права. Между ними существует неразрывная системная связь.
Так и принцип доверия. Он играет важную роль в избирательном процессе.
Отношения между всеми субъектами избирательного процесса строятся на доверии. «Лежащий в основе взаимоотношений личности и публичной власти конституционный принцип взаимного доверия означает, в частности, создание государством условий, гарантирующих гражданам уверенность в том, что выборы, как одна из высших форм непосредственного выражения народовластия, достигают своей цели»1. Избиратели на выборах отдают свой голос тому кандидату, которому они доверяют.
Кроме того, в избирательном процессе на принципе доверия основываются и взаимоотношения между самими кандидатами. Им даны равные инструменты для проведения предвыборной кампании, используя которые они продвигают свою кандидатуру, и это дает основания полагать, что кандидаты не будут использовать противоправные способы агитации, они доверяют друг другу в том, что кампания каждого кандидата проходит на равных условиях.
В целом, избирательный процесс можно охарактеризовать как процесс, субъекты которого проявляют доверие друг другу. Сам процесс основывается на принципе доверия: граждане доверяют избранному кандидату, избирательным комиссиям, кандидаты доверяют друг другу в честности проводимой каждым предвыборной кампании, избирательные комиссии доверяют гражданам в их осознанном выборе. В результате избрания кандидата на ту или иную должность население проявляет доверие государству, государственному институту выборов, в ходе которых избранному кандидату оказано преимущественное доверие со стороны избирателей.
Таким образом, мы видим проявление межотраслевого принципа – доверия к кандидатам, но зиждется он на общеправовом принципе доверия.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что принцип доверия присутствует в праве повсеместно: в конституционном, в гражданском, в таможенном, в уголовном праве и т. д. Однако межотраслевой характер не в полной мере отражает его сущность, в связи с чем принцип доверия межотраслевым назвать нельзя. Доверие присуще праву в целом.
Отнесение принципа доверия к межотраслевому принципу означало бы, что он может регулировать лишь специфичные, относящиеся к определенным отраслям права, отношения. Однако такое понимание принципа доверия являлось бы узким. Указанные выше отрасли права являются настолько разнородными, со своими предметом и методами правового регулирования, что применение принципа доверия свидетельствует о его универсальном характере наряду с общеправовыми принципами законности, справедливости, гуманизма.
«Принципы права – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права» (Байтин, 2000: 4–16). Они отражают динамику развития, формирования права в целом, позволяют отличить демократическое право от тоталитарного. В них отражаются и объективные свойства права, обусловленные историческими предпосылками, закономерностями развития, и субъективное отношение общества к праву, в правопонимании. Таким образом, сочетание объективного и субъективного в праве позволяет говорить о принципе доверия как об общеправовом принципе права.
Доверие, как принцип права, распространяется на все его отрасли, способствует единству действующей системы права. В условиях развития современного общества данный принцип останется неизменным, что говорит о таком признаке принципа, как устойчивость. Общеправовые принципы более устойчивы, нежели отраслевые или межотраслевые, в силу их зависимости от тенденций развития государства или определенных общественных отношений, что также подтверждает отнесение принципа доверия к общеправовому принципу. В условиях возрастающего круга общественных отношений, охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, принцип доверия должен распространяться и на них.
Кроме того, общий характер принципа доверия можно увидеть, рассматривая вопрос классификации принципов права.
Одна из первых классификаций была предложена советским ученым-юристом Л.С. Яви-чем, который предлагал подразделять принципы права по сфере их действия на общесоциальные и юридические (Явич, 1978: 148). Впоследствии данной точки зрения придерживались многие ученые-юристы2, но исследования данного вопроса продолжались и получили свое развитие в трудах современных ученых-юристов.
Так, вопросу классификации принципов права достаточно большое внимание уделяли профессор М.И. Байтин, профессор М.Н. Марченко, ученый-юрист К.В. Ведяхина.
М.И. Байтин предлагал классифицировать общеправовые принципы на морально-этические (нравственные) и организационные (Байтин, 2000: 5–6). К морально-этическим принципам профессор относит естественные законы: свободу, равенство, право на жизнь, справедливость и т. д.; к организационным – соответственно, принципы организации государства и власти: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.
Профессор Н.Н. Вопленко подразделял общеправовые принципы на общесоциальные (которые подразделяются, в свою очередь, на политические, экономические, идеологические, нравственные и социально-структурные) и специально-юридические принципы права.
Мы видим, что общеправовые принципы могут отражать различные стороны государства и права, воздействовать на них и определять вектор их развития.
Если относить доверие к общеправовым принципам, то в этой классификации его место в группе морально-этических (нравственных) принципов, поскольку он тесно связан с внутренним отношением субъектов права к государству и праву в целом. Он связан с естественными законами: каждому человеку присуще доверие с рождения, не всегда и не сразу оно становится правовым, но с достижением дееспособности каждый человек, так или иначе становясь субъектом правоотношений, имманентно руководствуется принципом доверия. Принцип доверия связан с предоставлением особых привилегий субъекту правоотношений (как, например, освобождение от отбывания части наказания при условно-досрочном освобождении, амнистии), нарушение принципа доверия связано и с нравственной составляющей, поскольку это порицается, влечет негативные последствия для субъекта права.
Таким образом, если не придерживаться точки зрения о том, что общеправовые принципы – это те, которые закреплены в Конституции страны, то можно сделать вывод о том, что принцип доверия является общеправовым, входящим в классификацию морально-этических принципов. Право пронизано принципом доверия, каждая его отрасль содержит в себе правоотношения, которые основываются на данном принципе.
Выявление данного принципа, его изучение очень важно для теории государства и права, так как он определяет вектор их развития, отражает то, на каком этапе находится в данный период то или иное государство. На принципе доверия основываются многие отраслевые принципы, например, принцип добросовестности. Следование данному принципу обеспечит соблюдение и других общеправовых принципов, например, таких, как справедливость и равенство, что будет способствовать укреплению и защите прав человека.
Список литературы К вопросу о выделении принципа доверия в праве
- Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2000. № 3 (230). С. 4-16. EDN: TKSEBH
- Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права: монография. Самара, 2005. 238 с. EDN: QWGPIR
- Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право: монография. М., 2020. 189 с.
- Тихонова Ж.К. Доверие в правовом регулировании // Право и государство: теория и практика. 2021. № 11. С. 14-15. DOI: 10.47643/1815-1337_2021_11_14 EDN: VXHGDR
- Тихонова Ж.К. К вопросу о доверии в праве // Вопросы экономики и права. 2019. № 1 (127). С. 7-9. https://doi.org/10 114 1/0 /202. EDN: VEHEAJ
- Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С.224.