К вопросу о заключении под стражу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
Автор: Емельянова Александра Алексеевна
Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz
Рубрика: Уголовный процесс
Статья в выпуске: 2 (14), 2020 года.
Бесплатный доступ
Частью уголовного судопроизводства является государственное принуждение, как неотъемлемый элемент обеспечения эффективного производства по уголовному делу. Особо остро перед государством в этой связи встает вопрос о должном обеспечении прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в совершении преступных деяний. Количество совершенных несовершеннолетними лицами преступлений за последние несколько лет сократилось, однако данный социальный фактор, несомненно, был и остается основной проблемой как для российского государства, так и для мирового сообщества. Контингент несовершеннолетних бывает разный, они могут совершать преступления от менее тяжких до особо тяжких. Следователю, дознавателю необходимо тщательным образом подходить к вопросам, связанным с принятием процессуальных решений, особенно, когда их предстоит принимать на этапе избрания конкретной меры уголовно-процессуального принуждения по каждому отдельно взятому уголовному делу. Наиболее ответственно с точки зрения избрания мер пресечения должностными лицами, ведущими предварительное расследование, стоит подходить при избрании такой меры пресечения, как заключение под стражу. Её избрание и дальнейшее применение таит в себе ряд проблемных вопросов, требующих незамедлительного разрешения.
Заключение под стражу, несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, исключительные случаи, общепризнанные принципы и нормы международного права, дифференциация
Короткий адрес: https://sciup.org/143173332
IDR: 143173332 | DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10045
Текст научной статьи К вопросу о заключении под стражу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
Преступность среди несовершеннолетних — это одна из главных проблем не только российского общества, но и зарубежных государств. К сожалению, подростки в силу своих особенностей психоэмоционального, физического, духовного, интеллектуального развития в наибольшей степени подвержены не только положительному, но и негативному влиянию со стороны ближайшего окружения, с которым они общаются, средств массовой информации, всемирной сети «Интернет».
Дети являются основой развития современного общества на пути модернизации, совершенствования, продуктивного использования накопленных и добываемых ресурсов. Государство активно стремится защищать права, свободы и законные интересы подрастающего поколения, разрабатывая соответствующие эффективные механизмы их обеспечения.
Статистические данные за 2019 г., в сравнении с данными прошлых нескольких лет в целом по стране, позволяют проследить тенденцию в направлении снижения количества преступлений, совершённых несовершеннолетними и при их соучастии (всего 41,5 тыс. — 3,9 % от числа предварительно расследованных преступлений). В то же время можно выделить ряд регионов с наибольшим удельным весом совершённых ими преступлений: Республика Карелия (8,3 %), Республика Тыва (8,1 %), Ненецкий АО (7,2 %), Псковская область и Вологодская область (6,5 % ) 1 .
Как показывает статистика, в основном несовершеннолетними совершаются такие виды преступлений, как: убийство, покушение на убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; изнасилование или поку- шение на изнасилование; хулиганство; разбой; грабеж; кража; преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ.
Выявляя и задерживая лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, должностным лицам, ведущим предварительное расследование в форме предварительного следствия, а также дознания, следует с максимальной точностью и аккуратностью подходить к вопросу, связанному с принятием решения об избрании меры пресечения.
В связи с чем указанным должностным лицам следует руководствоваться не только уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, но и общепризнанными принципами и нормами международного права (например, Минимальные стандартные правила ООН (Пекинские правила), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы и др.), т. к. они представляют собой отправные основополагающие положения в сфере охраны и защиты прав и законных интересов личности несовершеннолетнего. Так, например, в п. 13 Пекинских правил прописывается: «Содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени»; «Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами»1 .
При этом в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 № 103-ФЗ установлено, что условия содержания несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых под стражей, должны исключать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего [1, с. 21].
Принятие следователем, дознавателем процессуального решения, связанного с избранием той или иной меры принуждения — выступает составной частью их деятельности, направленной на эффективное расследование совершённых преступлений, в частности, несовершеннолетними.
Раздел IV Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) закрепил перечень мер процессуального принуждения. Однако не все из них применимы непосредственно к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым. Так, применению не подлежат: «Наблюдение командования воинской части» (ст. 104 УПК РФ) (в силу недостижения призывного возраста — 18 лет); «Временное отстранение от должности» (ст. 114 УПК РФ) (в силу незанятия несовершеннолетним государственной долж- ности, или должности по специальности, с которой связано вменяемое лицу преступление); «Наложение ареста на имущество» (ст. 115 УПК РФ) (несмотря на то, что лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе при наличии письменного согласия законных представителей совершать сделки, однако право собственности возникает лишь с 18 лет1); «Денежное взыскание» (ст. 117 УПК РФ) (в силу ст. 111 УПК РФ денежное взыскание не указывается среди мер принуждения, применяемых к подозреваемым, обвиняемым).
Наиболее строгой из мер пресечения, как составной части мер процессуального принуждения, выступает заключение под стражу. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ более половины представляемых в суд ходатайств удовлетворяются (так, в 2019 г. судами общей юрисдикции из представленных 1 156 ходатайств удовлетворено 833). Имеют место и случаи удовлетворения ходатайств о заключении под стражу в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой тя-жести2. Это связано, как правило, с повторным совершением подростком преступления, невозможностью избрания иной, более мягкой меры пресечения.
Строгость данной меры проявляется в том, что она в наибольшей степени затрагивает предусмотренное Конституцией РФ право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), т. е. фактически лишает их такового.
Всё уголовно-процессуальное законодательство строится на основополагающих началах (принципах) уголовного судопроизводства. В этой связи принцип неприкосновенности по своему содержанию закрепляет возможность ограничения указанных выше прав, но на строго определенный уголовно-процессуальным законом срок (ст. 109 УПК РФ).
Конституционный суд РФ обращает внимание на то, что заключение под стражу допустимо лишь тогда, когда есть реальная возможность назначения лицу, подозреваемому, обвиняемому в совершении преступления, реального наказания в виде лишения свободы3 .
В связи с указанным выше процессуальными гарантиями законности и обоснованности принимаемого решения выступают: избрание и применение заключения под стражу к несовершеннолетним только по судебному решению (ч. 2 ст. 22 Конституции; п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК РФ); невозможность применения иной, более мягкой меры пресечения; применяется в связи с совершением преступлений средней тяжести, однако в исключительных случаях.
Несмотря на дифференцированный подход к производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, закрепленный законодателем в главе 50 УПК РФ, в части, касающейся избрания заключения под стражу в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, каких-либо особенностей отдельно не выделено.
Применение заключения под стражу в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых возможно лишь по судебному решению, с заявлением соответствующего ходатайства следователем перед руководителем следственного органа, а также дознавателем перед прокурором в случае совершения несовершеннолетним тяжкого и особо тяжкого преступления.
Однако в исключительных случаях возможны ситуации, когда следователем, дознавателем в ходе производства предварительного расследования может быть принято процессуальное решение, связанное с избранием заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление средней тяжести. При этом указанным должностным лицам надлежит учитывать положения части 6 статьи 88 УК РФ, по смыслу которой заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести впервые1 .
Необходимо отметить, что перечень исключительных случаев законодателем определен лишь в отношении лиц, достигших возраста 18 лет (применение заключения под стражу в общем порядке). К таковым можно отнести: данные о том, что подозреваемый, обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации, в связи с чем может скрыться от органов, ведущих предварительное расследование; личность лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, не установлена; подозреваемым, обвиняемым нарушена ранее избранная мера пресе- чения; а также факт того, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов, ведущих предварительное расследование, или от суда.
В уголовно-процессуальной науке имеются различные взгляды по вопросу определения набора исключительных случаев (обстоятельств).
Так, С. В. Тетюев и И. А. Макаренко считают, что применительно к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, в целях благоприятствования процессуальному положению указанных лиц в ходе уголовного судопроизводства, следует все же учитывать обстоятельства (исключительные случаи), которые закреплены в ч. 1 ст. 108 УПК РФ [2, с. 197; 3, с. 85].
И. Л. Петрухин к таким случаям относит следующие: бродяжнический образ жизни несовершеннолетнего, употребление наркотических средств, связь с криминальной средой, наличие судимости и др. [4, с. 80]
Ф. Багаутдинов, считает, что к перечню исключительных обстоятельств стоит отнести такие факты: несовершеннолетний ранее совершал преступления, либо привлекался к уголовной ответственности; несовершеннолетнего необходимо изолировать от общества (например, несовершеннолетний ведет антисоциальный образ жизни и т. п.) [5, с. 43].
Н. Г. Нарбикова в качестве исключительных рассматривает следующие обстоятельства: отсутствие должного контроля со стороны родителей и иных законных представителей; наркомания или токсикомания, которой страдает несовершеннолетний; отсутствие постоянного местожительства; совершение преступления группой лиц [6].
Очевидно, что дать исчерпывающий перечень обстоятельств, относимых к исключительным случаям, невозможно, в силу многообразия возникающих и протекающих общественных отношений.
Однако нельзя не согласиться с мнением Е. В. Мищенко, который считает, что перечень исключительных обстоятельств может быть неограниченным, но путем закрепления именно всех «возможных» случаев, будет обеспечена охрана прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, а именно: несовершеннолетний повторно совершил преступление; у него отсутствует постоянное место жительства; преступление совершено группой лиц; несовершеннолетний страдает наркоманией или токсикоманией; отсутствует должный контроль за несовершеннолетним со стороны родителей или иных законных представителей [7, с. 143].
На наш взгляд, в каждом конкретном случае принятия следователем, дознавателем процессуального решения, связанного с ходатайством об избрании в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, совершившего преступление средней тяжести, меры пресечения, связанной с заключением под стражу, надлежит учитывать помимо обстоятельств, связанных с отсутствием у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого постоянного места жительства, данных о его личности, нарушением несовершеннолетним ранее избранной меры пресечения, с сокрытием несовер- шеннолетнего от органов предварительного расследования или от суда, следующие:
-
— повторное совершение несовершеннолетним лицом преступления различной степени тяжести, ни за одно из которых он не был привлечен к уголовной ответственности;
-
— совершение преступлений группой лиц, где ведущую роль играет именно сам несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый);
-
— несовершеннолетний имеет круг общения в преступной среде;
-
— употребление наркотических средств или психотропных веществ;
-
— бродяжничество;
-
— направленность умысла, дерзость, агрессивность преступных действий и др.
Список литературы К вопросу о заключении под стражу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
- Основы уголовного судопроизводства: учеб. для бакалавров / Под ред. В. А. Давыдова, В. В. Ершовой. - М.: РГУП, 2017. - 444 с.
- Тетюев С. В. Актуальные вопросы избрания меры пресечения "Заключение под стражу" в отношении несовершеннолетнего / С. В. Тетюев // Вестник ОмГУ. Серия. Право, 2008. - № 1. - С. 197-201.
- Макаренко И. А. К вопросу о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних / И. А. Макаренко // Уголовное право. -2007. - № 2. - 85-88.
- Петрухин И. Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе / И. Л. Петрухин; отв. ред. И. Б. Михайловская; АН СССР, Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1989. - 256 с.
- Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия / Ф. Багаутдинов // Российская юстиция. - 2002. - № 9. - С. 43-45.
- Нарбикова Н. Г. Меры пресечения, связанные с ограничением свободы: автореф. дис канд. юрид. наук / Н. Г. Нарбикова. - Челябинск, 2005. - 22 с.
- Мищенко Е. В. Права человека и гражданина в производстве по отдельным категориям уголовных дел / Е. В. Мищенко. - Оренбург, 2010. - 167 с.