К вопросу об истории мирового идеологического пространства
Автор: Гринь Максим Валентинович
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье предлагается термин «идеологическое пространство» как методологически удобный для рассмотрения духовных процессов на макросоциальном уровне. Описывается изменение характера идеологического пространства в ходе исторической динамики на основе методологического синтеза культурно-цивилизационного и геополитического подходов. В доиндустриальную эпоху идеологическое пространство имело главным образом иррациональную религиозную основу. В Новое время в качестве основной компоненты идеологического пространства выступили рационализированные и практически ориентированные теоретические построения, увязанные с конкретными макросоциальными интересами. Тотальные идеологические системы - либерализм, социализм, консерватизм - являются результатом существенных онтологических сдвигов, связанных с индустриализацией. Борьба между означенными идеологическими системами велась как на национальном, так и на международном уровнях, ее результаты определяли состояние идеологического пространства в соответствующих масштабах. Победа в этом противостоянии либерализма обеспечила широкую реализацию его принципов в глобальном масштабе. В ситуации усиливающихся глобализационных тенденций мировое идеологическое пространство заявляет о себе все более явственным образом. Тем не менее меняющаяся суть основных идеологических акторов, государства и общества, делает перспективы мирового идеологического пространства довольно размытыми.
Идеология, идеологическое пространство, государство, общество, глобализация, либерализм, социализм, консерватизм, постлиберализм
Короткий адрес: https://sciup.org/14941416
IDR: 14941416 | DOI: 10.24158/fik.2018.1.2
Список литературы К вопросу об истории мирового идеологического пространства
- Кузнецов В.Н. Социология идеологии. М., 2007. 403 с.
- Тамбиянц Ю.Г., Шалин В.В. Идеология государства и общества: варианты взаимодействия//Общество и право. 2017. № 1 (59). С. 166-176.
- Модели общественного переустройства России. XX век/отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2004. 607 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
- Hübner K. Das Nationale. Verdrängtes Unvermeidliches Erstrebenwertes. Graz; Wien; Köln, 1991. 313 S.
- Тамбиянц Ю.Г. Почему побеждает либерализм: осмысление механизмов взаимодействия идеологии и социальной иерархии. Ростов н/Д., 2006. 395 с.
- Федорова М.М. К вопросу о генезисе понятия идеологии (Просвещение и идеология)//Политическая теория, язык и идеология. М., 2008. С. 252-268.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. 250 с.
- Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003. 256 с.
- Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс: в 3 т. Т. 2. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. М., 2007. 368 с.
- Дугин А.Г. Философия войны. М., 2004. 256 с.
- Кефели И.Ф. Философия геополитики. СПб., 2007. 208 с.
- Дугин А.Г. Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI в. СПб., 2009. 352 с.
- Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. 240 с.
- Гофман А.Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности//Социологические исследования. 2005. № 1. С. 18-25.
- Чесноков А. Роль идеологии в условиях глобализации //Космополис. 2007. № 16. URL: http://www.intelros.ru/index.php?newsid=349 (дата обращения: 07.12.2014).
- Мусихин Г.И. Концептуальные изъяны демократии как проблема глобализации//Полития. 2008. № 2 (49). С. 31-45.
- Смирнов А.Н. Аксиология европейского консерватизма: между традицией и прогрессом//Там же. 2014. № 4 (75). С. 129-144.
- Грей Дж. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности. М., 2003. 368 с.
- Бабосов Е.М. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты. 2-е изд. Минск, 2009. 488 с.
- Волков Ю.Г. Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. Ростов н/Д., 2005.