К вопросу об эстетизации современной культуры
Автор: Симонова С.А., Аверюшкин А.Н.
Рубрика: Гуманитарные науки
Статья в выпуске: 85 т.24, 2022 года.
Бесплатный доступ
В процессе ретроспективного анализа культурных эпох можно наблюдать движение маятника культуры от эстетизма к морализаторству, и наоборот. Одним из первых критиков эстетизации был С. Кьеркегор, который, не отрицая значимость эстетического, в духовной иерархии помещал последнее ниже этического. Отечественные философы отстаивали необходимость синтеза этики и эстетики. Исследователи ХХ века указывают на тенденцию тотальной эстетизации, на трансформацию и деформацию базовых нравственных идеалов. В современности актуализируется феномен эстетизации всех социальных сфер, в том числе, политики и экономики, что во многом обусловлено формированием «общества потребления», визуальным и цифровым поворотами в культуре. В статье анализируются основные черты постмодернизма, способствующие эстетизации: фрагментация, массовизация, клиповое сознание, визуальный поворот, утрата сакральности традиционных смыслов и символов. Все вышеуказанное способствует усилению эстетической составляющей и нарушению этико-эстетического баланса. Авторы выявляют, что абсолютизация красоты в искусстве приводит к деградации трагических жанров, базирующихся на этических коллизиях. Искусство способно воспитывать, формировать ценностную иерархию. Таким образом, искусство обладает преображающими человека возможностями, которые заключены в синтетической целостности этического и эстетического, следовательно, приобретает уже космологические параметры. В свою очередь, эстетизация как доминанта культуры приводит к нравственной ограниченности и разрушению духовной целостности человека и общества.
Эстетизация, этико-эстетический синтез, культура, ценности, постмодернизм
Короткий адрес: https://sciup.org/148324718
IDR: 148324718 | DOI: 10.37313/2413-9645-2022-24-85-73-77
Список литературы К вопросу об эстетизации современной культуры
- Бибихин, В. В. Новый ренессанс. - М.: Наука, Прогресс-Традиция, 1998. - 496 с.
- Белый, А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - 525 с.
- Гартман, Н. А. Эстетика. - Киев: Ника-Центр, 2004. - 240 с.
- Клеман, О. Отблески света: Православное богословие красоты. - М.: библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. - 94 с.
- Крылов, В. Л. Убить искусство: От Малевича и Пикассо до Глазунова и концептуалистов. - М.: Астрея, 2005. -С. 3.
- Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - С. 280.
- 7.Мириманов, В. Б. Изображение и стиль: Специфика постмодерна. Стилистика 1950-1990-х. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 80 с. - С.11-12.
- Назаров, В.Н. История русской этики. - М.: Гардарики, 2006. - 319 с.
- Парамонов, Б.М. Конец стиля. - М.: Аграф, 1999. - 464 с.
- Ратмайр, Р. Текстовое пространство упаковки пищевых продуктов: Эстетический аспект // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. - М.: Индрик, 2004. - 720 с.
- Рикер, П. История и истина. - СПб.: Алетейя, 2002. - 399 с.
- Симонова, С. А. К вопросу о смыслах «актуального» искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 5. - С. 25-28.
- Федотов, Г. П. В защиту этики // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.2: Статьи 1920-30-х гг. - М.: Мартис, 1998. - 378 с.
- Франк, С. Л. Непостижимое // Франк С.Л. Соч. - М.: Правда, 1990. - 608 с.
- Шердаков, В. Н. Добро-истина-красота. - М.: Знание, 1983. - 64 с.
- Dudareva, M. A., Morozova, S. M., Smirnova S.V., Avakova O.V. The figures of thanatos and eros in A.S. Pushkin's poetics // Amazonia Investiga. - 2019. - Vol. 8, no. 20. - P. 410-414.