К вопросу об ограничении репродуктивных прав женщин в Российской Федерации

Автор: Лядова А. С.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Юриспруденция

Статья в выпуске: 3 (96), 2023 года.

Бесплатный доступ

В последние несколько лет на фоне демографического кризиса в России все чаще звучат призывы ограничить право женщин на искусственное прерывание беременности. Предлагаемые меры не только являются малоэффективными, но и нарушают права человека, что влечет за собой дискриминацию женщин, и в случае реализации данных предложений последствия как для женщин, так и для общества в целом будут негативными.

Аборт, права человека, демография, дискриминация

Короткий адрес: https://sciup.org/14128422

IDR: 14128422

Текст научной статьи К вопросу об ограничении репродуктивных прав женщин в Российской Федерации

На протяжении истории человеческой цивилизации женщины сталкивались с различными формами дискриминации и неравенства. Как и в любом патриархальном обществе, в течение многих веков женщины России были лишены основных прав, таких как право на образование, право на участие в политической жизни и др. Они были ограничены в своих возможностях, а их обязанности сводились в основном к семейным и бытовым домашним делам. С приходом к власти большевиков, после революции 1917 г., женщины смогли получить формальное равенство с мужчинами и права. Однако, несмотря на законодательное закрепление равенства, в советский период женщины продолжали сталкиваться с дискриминацией, хотя и завуалированной, в различных сферах жизни, включая трудовые отношения и политическую активность.

Следует отметить, что данная проблема не исчезла с развитием нашего государства, и в современном обществе мы наблюдаем проявления неравенства мужчин и женщин в различных сферах общественной жизни.

Нормативное закрепление равенства полов и запрет дискриминации по любым признакам содержит ст. 19 Конституции Российской Федерации1. Однако по данным исследования Высшей школы экономики, проведенного в 2022 г., разница в оплате труда мужчин и женщин на российском рынке в среднем составляет 37,3 %, а иногда может достигать почти 70,0 % [1]. Помимо этого, в большинстве российских семей именно женщина занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Безусловно, это совпадает с традиционным распределением социальных ролей и сложившимися общественными стереотипами. Но если принять во внимание, что в меняющемся мире женщина наравне с мужчиной, а иногда и более интенсивно вовлечена в сферу производства, то следует признать ошибочность данных стереотипных суждений и социальных ролей.

Это лишь малая часть вполне очевидных доказательств того, что равенство между полами в России существует лишь на бумаге и имеет серьезные проблемы при попытках претворения его в жизнь.

Наибольшую тревогу вызывает все возрастающее желание государства вмешаться в еще одну сферу жизни женщин – право распоряжаться своим телом и репродуктивной функцией.

В последние несколько лет Россия столкнулась с острым демографическим кризисом. Так, по данным Росстата, из-за пандемии в 2021 г. естественная убыль населения за год впервые в современной истории достигла 1,04 млн человек. За 2022 г. население России сократилось на 555 тыс. – до 146,4 млн человек [2].

Несмотря на активно принимаемые правительством меры по преодолению демографического кризиса, такие как материнский капитал и точечные меры поддержки семей с детьми, демографическая политика России оказалась недостаточно эффективной и не дала ожидаемых результатов, а в 2023 г. рождаемость в России снизилась до минимального уровня за последние пятнадцать лет [2]. В связи с этим некоторые государственные деятели обратились к поиску решения демографической проблемы в той области, которая напрямую затрагивает права человека, а именно: в России активно обсуждают регулирование государством абортов.

Согласно ст. 56 федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», любая женщина имеет право на аборт на сроке до окончания двенадцатой недели беременности и может воспользоваться им без объяснения причин, по собственному желанию2. Данным законом предусмотрено также искусственное прерывание беременности по социальным и медицинским показаниям. Однако в течение последнего года в правительстве и Государственной думе все чаще звучат призывы ограничить данное право женщин – от совершенно необоснованных и радикальных идей до вполне реализуемых в законодательстве решений.

Все эти предложения напрямую ограничивают или нарушают право женщин на искусственное прерывание беременности. Так, 8 ноября 2023 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письмо председателю Государственной думы В. Володину, в котором попросил рассмотреть вопрос о запрете на проведение абортов в частных клиниках [3], а 9 ноября спикер Госдумы дал поручение профильному комитету рассмотреть это предложение. Стоит отметить, что согласно ст. 14 Конституции РФ Россия является светским государством и все религиозные организации отделены от государства. Следовательно, ни патриарх, ни лидеры каких-либо конфессий и религиозных организаций не являются компетентными в вопросах законодательного ограничения прав граждан. Однако данная инициатива была поддержана если не на федеральном, то на региональном уровне: в ноябре 2023 г. частные клиники Республики Крым отказались от услуг по прерыванию беременности, такой же законопроект подготовлен в Астраханской области и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

27 октября 2023 г. в Государственной думе состоялся круглый стол комитета по охране здоровья, на котором в числе прочих был поднят вопрос о необходимости изменения «абортного» законодательства в РФ. Участники мероприятия озвучили ряд идей, которые могут существенно ограничить право россиянок на аборт. Среди инициатив прозвучали: ввести в РФ наказание за склонение к аборту и его рекламу и пропаганду, ограничение срока проведения аборта восемью неделями беременности, получение женщиной согласия на прерывание беременности от отца ребенка [4], а также запрет розничной торговли препаратами экстренной контрацепции. Некоторые инициативы кажутся абсолютно абсурдными, но при этом их обсуждение ведется всерьез и на высоких уровнях власти.

Еще одной красноречивой иллюстрацией явилось выступление сенатора от Челябинской области М. Павловой 14 ноября 2023 г. на Русском экономическом форуме, где она озвучила предложение прекратить пропаганду получения высшего образования среди девочек, поскольку, согласно ее мнению, высшее образование мешает женщинам заводить семьи и рожать детей, пока девушка учится и строит карьеру. Сенатор считает, что в связи с этими обстоятельствами уходит время, максимально «пригодное» для родов [5].

Подобные высказывания звучали и ранее, и несмотря на то что они вызывают недовольство в обществе, чиновники вовсе не стремятся закрывать данную тему. Следует отметить, что если рассматривать данный вопрос в контексте верховенства конституции и признания доминирования института прав человека, то речь идет уже не об ограничении права на аборт, а о попытках ограничить базовые права, закрепленные в Основном Законе.

Подобные инициативы наглядно демонстрируют отсутствие глубокой проработки вопроса. Выдвигая инициативы по ограничению права на аборт или пропаганде раннего рождения детей у россиянок, депутаты, похоже, абсолютно не опираются на научные и статистические данные. Так, еще в 2018 г. Н. Смулянская из Московского государственного университета проанализировала, можно ли исправить демографическую ситуацию, если стимулировать женщин рожать детей в юности. Данные ряда зарубежных исследований говорят о том, раннее материнство приводит молодую мать и ее семью к бедности и возлагает дополнительное социальное бремя на государство, особенно если речь идет о матерях, не получивших высшего образования. Затраты на поддержку таких семей оказываются больше, чем возможная экономическая выгода от налогоплательщиков [6].

Если же приводить данные по ограничению права женщин на аборт, то большинство ученых сходится во мнении, что это принесет лишь негативные последствия для общества и государства, чему есть реальные примеры и в истории нашего государства, и в настоящем. Так, после запрета абортов в СССР в 1936 г. смертность молодых женщин возросла в несколько раз, поскольку женщины вовсе не стремились рожать нежеланных детей, а пытались прервать беременность нелегальными способами, без помощи квалифицированных специалистов, часто в домашних условиях. Например, на 1935 г. в России было зафиксировано четыреста пятьдесят смертей женщин от последствий нелегальных абортов, а к 1936 г. эта цифра увеличилась до девятисот десяти [7]. Помимо увеличения смертности среди женщин, запрет или ограничение права на аборт влечет за собой увеличение числа детоубийств: не имея возможности прервать нежелательную беременность, женщины начинают избавляться уже от родившихся детей [7]. Все эти последствия запрета абортов вынудили правительство СССР все же отказаться от подобной практики и вернуть женщинам право на аборт.

Если исторические данные не впечатляют сторонников запрета абортов, то им стоит обратить внимание на текущую ситуацию в мире, например в Соединенных Штатах Америки. В 2022 г. Верховный суд США отменил постановление о правах на аборт, закрепленное на федеральном уровне. Теперь каждый штат получил право самостоятельно регулировать законодательство об абортах. Данный инцидент не только вызвал широкий общественный резонанс на фоне дискриминации женщин, но и повлек за собой опасные последствия, которые уже сейчас, спустя год, обнаруживают пугающую статистику. Так, после решения Верховного суда США об отмене конституционного права на аборт миллионы женщин и девочек в стране столкнулись с серьезными ограничениями доступа к медицинским услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья. Об этом 2 июня 2023 г. заявили независимые правозащитники Организации Объединенных Наций [8]. По состоянию на январь 2023 г. аборты запрещены в четырнадцати штатах, и, согласно исследованиям, показатели материнской смертности в этих штатах на 62,0 % выше, чем в штатах, где аборты разрешены [9].

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что в попытках увеличить численность населения государство прежде всего должно думать о правах и свободах человека, помнить о недопустимости их ограничения. Для поднятия рождаемости следует не пытаться применять малоэффективные, а порой и абсурдные методы, отбрасывая развитие государства на десятилетия назад, а стараться найти решение вне плоскости ограничения демократических прав и свобод. Необходимо помнить, что рождение ребенка ни в коем случае не является обязанностью женщины, а целиком и полностью зависит от ее желания и относится к сфере ее частной жизни, а вмешательство государства в частную жизнь граждан недопустимо, что закреплено в ст. 23 Конституции РФ.

Список литературы К вопросу об ограничении репродуктивных прав женщин в Российской Федерации

  • Виноградова Е. Эксперты оценили разрыв в зарплатах между женщинами и мужчинами в России // РБК : сайт. URL: https://www.rbc.ru/economics/27/06/2022/62b5957d9a7947935d720fec?ysclid=lozvx8le4i456042597 (дата обращения: 13.11.2023).
  • Демография // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 13.11.2023).
  • Пламенев И. Патриарх Кирилл предложил принять закон о запрете склонения к аборту // РБК : сайт. URL: https://www.rbc.ru/society/12/11/2023/6550d2189a7947898e512c02 (дата обращения: 13.11.2023).
  • Депутат Думы предложила проводить аборты при согласии отца // ТАСС : сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/19132039 (дата обращения: 13.11.2023).
  • Новикова А., Мясумова А. «Упускается детородная функция»: российский сенатор призвала рожать, а не получать высшее образование // Газета.ru : сайт. URL: https://www.gazeta.ru/social/2023/11/14/17864809.shtml?ysclid=lp9e14z62e655006522 (дата обращения: 13.11.2023).
  • Смулянская Н. С. Почему стимулирование ранних рождений в России не имеет перспектив // Женщина в российском обществе. 2018. № 3 (88). С. 121–132. https://doi.org/10.21064/WinRS.2018.3.12.
  • Фадеева О. В. Нарушение конституционных прав личности на получение медицинской помощи путем наложения запрета на проведение искусственного прерывания беременности (аборта) в 1936–1955 гг. // Право и практика. 2019. № 1. С. 22–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-konstitutsionnyh-prav-lichnosti-na-poluchenie-meditsinskoy-pomoschi-putem-nalozheniya-zapreta-na-provedenie/viewer (дата обращения: 13.11.2023).
  • Правозащитники ООН: запреты на аборты в США ставят под угрозу жизнь и здоровье миллионов женщин // Организация Объединенных Наций : офиц. сайт. URL: https://news.un.org/ru/story/2023/06/1441617 (дата обращения: 13.11.2023).
  • Малешина А. В. Ограничение права на искусственное прерывание беременности в США // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2022. № 6. С. 101–115. URL: http://вестник-право.рф/articles/article/8544/ (дата обращения: 13.11.2023).
Еще
Статья научная