К вопросу об определении понятия «дополнительное образование»

Автор: Рябушкина Наталья Витальевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 23, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена сравнительно-правовому анализу норм Закона РФ «Об образовании» и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященных определению целей дополнительного образования. Выявлена направленность дополнительного образования на формирование личности как субъекта гражданского общества, а также определена роль данного вида образования в подготовке военных специалистов с целью повышения уровня обороноспособности РФ. Мотивируется изменение определения дополнительного образования в статье 2 ФЗ № 273, предложено авторское определение исследуемого понятия.

Конституционное право на образование, семья, общество, государство, личность, дополнительное образование, изменения в законодательстве об образовании, федеральный закон № 273 "об образовании в российской федерации", закон рф № 3266-1 "об образовании", военный специалист, обороноспособность страны

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14937974

IDR: 14937974

Текст научной статьи К вопросу об определении понятия «дополнительное образование»

Российское законодательство об образовании, на наш взгляд, сегодня уже достаточно массивно. Определенное место в нем занимает законодательство о дополнительном образовании. Исследование изменений, которыми сопровождалось развитие законодательства об образовании с 1992 г. по настоящее время, актуально для российской правовой науки, так как способствует улучшению реализации конституционного права на образование.

После вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], на наш взгляд, требуется сравнительно-правовой анализ норм двух законов с целью выявления перспектив дальнейшего правового регулирования системы дополнительного образования.

По мнению Йохана Л. Вандерховена и Яна М. Груфа, «…основное внимание при анализе законодательства в области образования …должно быть уделено возможности поддержания творческого и динамичного баланса между правами отдельных лиц и потребностями общества…» [2, с. 73].

Подобное мнение высказывается российскими учеными: «…особенностью законодательства в социально-культурной сфере является непосредственная обращенность к человеку, поэтому в законодательных актах этой сферы деятельности в первую очередь должны регламентироваться права и свободы человека и устанавливаться гарантии их осуществления» [3, с. 13].

До принятия Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» [4] учреждения дополнительного образования детей создавались на базе сети внешкольных учреждений на основе существующего кадрового потенциала. 23 февраля 1991 г. было принято Временное положение о внешкольном учреждении в РСФСР [5], регламентировавшее деятельность учащихся во внешкольном учреждении в одновозрастных и в разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и другие) [6, с. 106–110].

Реформы образования последних двадцати лет отразились и на учреждениях дополнительного образования.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 12) было предусмотрено функционирование учреждений дополнительного образования. Данным учреждениям посвящена статья 26, где устанавливалось, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ и в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В Федеральном законе № 273 дополнительному образованию уделено более значительное место. Прежде всего отметим появление дефиниции в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «...дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» определения дополнительного образования не содержал.

Выделим основные элементы определения дополнительного образования в действующем ФЗ:

  • -    это вид образования; в объединении в термине «образовательное учреждение» всех типов и видов учреждений единой сферы образования Российской Федерации заключено основание внутренней целостности самой системы и подчеркивается особенность организационно-правового положения образовательного учреждения;

  • -    данный вид образования направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека (в Законе РФ «Об образовании» - в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства) в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании;

  • -    не сопровождается повышением уровня образования.

Главное отличие нового закона в том, что он определяет направленность на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей именно человека, в отличие от ранее действовавшего закона Российской Федерации, который в п. 1 ст. 26 устанавливал цели реализации дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг как «всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства».

Какое же определение, на наш взгляд, более соответствует общим целям образования?

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 273, «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», то есть образование осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а дополнительное образование осуществляется только в интересах человека.

Здесь возможны два варианта трактовки понятия дополнительного образования: первый -дополнительное образование есть часть общего образования, равное по значению и важности для человека, семьи, общества и государства; второй - дополнительное образование способствует реализации иных, не равных основному образованию потребностей человека.

Со вторым мы не можем согласиться, потому что учреждения дополнительного образования позволяют достигать тех же целей образования, что и учреждения общего образования, и отнюдь не только для человека, но и для общества и государства.

Например, такие учреждения образования, как станция юных техников, научно-технического творчества, детский морской центр, парашютные кружки и кружки юных летчиков, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая), в том числе олимпийского резерва, школа, позволяют не только реализовывать потребности человека в определенных областях знаний, умений и навыков, но и решать задачу огромной важности для общества - задачу подготовки будущих обучающихся военных училищ, институтов и университетов различного профиля, а впоследствии - подготовки военных специалистов с целью повышения уровня обороноспособности Российского государства.

В этом плане согласимся, что получение дополнительного образования значительно расширяет общие возможности получения образования и способствует решению проблемы выбора формы обучения. Например, «такие направления деятельности межвузовского центра дистанционного образования, как создание специальных учебных пособий для системы дистанционного обра- зования в электронной версии и твердых копиях, создание электронных библиотек, специализированной системы тестов контроля качества образования, несомненно, необходимы в период прежде всего становления новых форм и методов обучения, новых технологий обучения» [7, с. 17–20].

Следовательно, вся система дополнительного образования должна восприниматься не только как система, благодаря которой возможна реализация личностных потребностей человека, мы отмечаем необходимость направленности ее на обеспечение подготовки специалистов оборонной промышленности, кадровых военных и т. д.

Система дополнительного образования решает и другую важную для личности, государства и общества задачу, формируя личность не только как субъект, реализующий право на образование, но и как частицу гражданского общества. Одна из целей данной системы в данном случае – определение той сферы деятельности, в которой повзрослевший человек видит сферу служения отечеству. Нацеленность личности на определение данной сферы формируется в детстве, подростковом и юношеском возрасте в кружке планеристов, в центре юных моряков или летчиков.

Результаты сравнительно-правового анализа норм Закона РФ «Об образовании» и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященных определению целей дополнительного образования, позволяют нам предложить следующее определение дополнительного образования: «вид образования, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Ссылки:

  • 1.    Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. № 303. 31 дек.

  • 2.    Вандерховен Й.Л., Груф Я.М. Законодательное формирование структур высшего образования // Высшее образование в Европе. 1994. Т. XIX, № 4. С. 73.

  • 3.    Ноздрачев А.Ф., Пронина В.С., Хангельдыев Б.Б. О развитии административного законодательства // Государство и право. 1996. № 7. С. 13.

  • 4.    Об образовании : Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266–1. Утратил силу: ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30. Ст. 1797.

  • 5.    О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР [Электронный ресурс] : постановление Совета министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 119. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

  • 6.    Матюшева Т.Н. Типы и виды учреждений дополнительного образования: динамика правового регулирования // Современное право. 2008. № 6 (1). С. 106–110.

  • 7.    Матюшева Т.Н. Право на образование граждан Российской Федерации и роль дистанционного обучения в его реализации // Общество и право. 2005. № 3 (9). С. 17–20.

Список литературы К вопросу об определении понятия «дополнительное образование»

  • Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ//Российская газета. 2012. № 303. 31 дек.
  • Вандерховен Й.Л., Груф Я.М. Законодательное формирование структур высшего образования//Высшее образование в Европе. 1994. Т. XIX, № 4. С. 73.
  • Ноздрачев А.Ф., Пронина В.С., Хангельдыев Б.Б. О развитии административного законодательства//Государство и право. 1996. № 7. С. 13.
  • Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Утратил силу: ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 30. Ст. 1797.
  • О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР : постановление Совета министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 119. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
  • Матюшева Т.Н. Типы и виды учреждений дополнительного образования: динамика правового регулирования//Современное право. 2008. № 6 (1). С. 106-110.
  • Матюшева Т.Н. Право на образование граждан Российской Федерации и роль дистанционного обучения в его реализации//Общество и право. 2005. № 3 (9). С. 17-20.
Еще
Статья научная