К вопросу об организации изучения землетрясений 20 апреля 1966 г. и 14 мая 1970 г. в Дагестанской АССР
Автор: Кармуков Расим Рамизович
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 5, 2023 года.
Бесплатный доступ
Трагические события в Турции и Сирии, связанные с землетрясением 6 февраля 2023 г., вновь заставляют нас вернуться к аналогичным фактам из прошлого и пристальнее изучить опыт ликвидации последствий природных катаклизмов, имевших место 20 апреля 1966 г. и 14 мая 1970 г. в одном из сейсмоопасных регионов России - Дагестанской АССР. Цель данной статьи - проследить процесс организации изучения землетрясений в Республике Дагестан и привлечения к научным исследованиям специалистов из ведущих научных учреждений страны, а также рассмотреть историю формирования дагестанской сети сейсмостанций и становления республиканской школы сейсмологов. В статье рассматривается ряд специальных законодательных актов, направленных на повышение качества строительства в сейсмически опасных районах.
Дагестанская асср, землетрясение, 20 апреля 1966 г, 14 мая 1970 г, сейсмостанция, сейсмический мониторинг, сейсмический отряд, дагестанский филиал академии наук ссср, институт физики земли академии наук ссср
Короткий адрес: https://sciup.org/149142730
IDR: 149142730 | DOI: 10.24158/fik.2023.5.32
Текст научной статьи К вопросу об организации изучения землетрясений 20 апреля 1966 г. и 14 мая 1970 г. в Дагестанской АССР
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, ,
,
Касумкентское землетрясение 20 апреля 1966 г. в Южном Дагестане и последовавшее за-ним землетрясение 14 мая 1970 г. в северных районах Дагестана были чрезвычайными, катастрофическими событиями не только для Кавказа, но и всего Советского Союза в целом. Значение этих катаклизмов определялось прежде всего их силой и тяжестью последствий.
В связи с тем, что при данных землетрясениях (и в первом, и во втором случаях) зона сейсмической опасности охватила Дербент, Буйнакск, Кизилюрт, Хасавюрт и Махачкалу (столица Дагестанской АССР), ряд других населенных пунктов, а также участок строительства плотины
Чиркейской ГЭС, перед руководством республики встал вопрос о научном исследовании произошедших землетрясений, а также об обеспечении непрерывного сейсмического мониторинга территории Дагестанской АССР для прогнозирования землетрясений и оперативного оповещения органов власти о возможной опасности.
Изучением сейсмичности территории всего Северного Кавказа и, в частности, Дагестанской АССР в 1960-е гг. занимался Институт физики Земли Академии наук СССР. 7 марта 1967 г. Совет Министров Дагестанской АССР направил официальное обращение в Институт физики Земли Академии наук СССР (г. Москва) и Институт геофизики АН Грузинской ССР (г. Тбилиси) с просьбой сообщить о всех сильных землетрясениях (мощностью свыше 5 баллов), произошедших в Дагестане и смежных с ним районах с 1880 г.1
Согласно информации, представленной из вышеназванных научных учреждений страны, на территории Дагестана и смежных с республикой районов с 1880 до 1966 гг. было зафиксировано 32 землетрясения силой более 6 баллов2. Для сведения также сообщалось, что видным специалистом сейсмического районирования Северного Кавказа является сотрудник отдела инженерной сейсмологии Института физики Земли Академии наук СССР – Ананьин Игорь Владимирович3.
Важно отметить, что сразу же при получении сведений о землетрясении 20 апреля 1966 г. в Южном Дагестане была организована группа по макросейсмическому обследованию землетрясения. Она состояла из сотрудников Института физики Земли Академии наук СССР и Института геологии Академии наук Азербайджанской ССР, в числе которых были: И.А. Зыбына, Ю.В. Быстрицкая, К.Ш. Исламов, В.А. Алиев, О.Н. Айвазов. Р.А. Агамирзоев. Руководили исследовательскими работами И.В. Ананьин (Институт физики Земли Академии наук СССР) и Ф.Т. Кулиев (Институт геологии АН Азербайджанской ССР) (Ананьин, Кулиев, 1970: 44).
Дагестанский сейсмический отряд Института физики Земли АН СССР работал в районе землетрясения с 5 по 22 мая 1966 г. Отряд проводил изучение эпицентральной зоны землетрясения с помощью инструментальных измерений. В населенных пунктах Куркент, Хив и Капир были установлены три сейсмические станции4.
Предварительный отчет о результатах обследования последствий землетрясения 20 апреля 1966 г. был направлен в Совет Министров ДАССР уже 16 мая 1966 г.5 Согласно документу, научной экспедиции удалось выявить эпицентр землетрясения, который был расположен между населенными пунктами Касумкент, Курах, Хив. Также была установлена его сила, которая соответствовала 7–8 баллам. В результате землетрясения пострадало 418 населенных пунктов Южного Дагестана, было разрушено 5 041 жилых домов, 75 школ, 26 больниц, 33 клуба, 17 сельских магазинов. Подверглись различным повреждениям 16 395 домов, 224 школы, 67 больниц, 169 клубов, 136 сельских магазинов6.
Учеными отмечалось, что разрушительный эффект землетрясений был усилен качеством строений. В Южном Дагестане преобладали постройки из рваного камня, а в некоторых случаях – из самана, с тяжелыми земляными крышами. Все каменные дома, сложенные на цементном или известковом растворе с антисейсмическими поясами (из дерева), имели незначительные повреждения.
Землетрясение 20 апреля 1966 г. в Южном Дагестане, по определению И.В. Ананьина и Ф.Т. Кулиева, получило название – «Касумкентское» (Ананьин, Кулиев, 1970). И под этим наименованием оно вошло в ежегодный сборник «Землетрясения в СССР в 1966 году», в котором были опубликованы научные результаты проведенных исследований.
14 мая 1970 г. Дагестанская СССР столкнулась с еще одним ударом стихии. Землетрясение 1970 г., в отличие от предыдущего, носило более разрушительный характер и было определено как самое крупное землетрясение на Кавказе за прошедшее столетие. Как свидетельствует данные из письма Совета Министров Дагестанской АССР от 10 сентября 1970 г. «О ходе ликвидации последствий землетрясения в Дагестанской АССР» в адрес заместителя Председателя Совета Министров РСФСР А.Е. Бирбкова, землетрясение охватило 16 сельских районов и 4 города, занимавших 25 % территории республики, в которых проживало 50 % населения. В результате землетрясения были полностью разрушены 22 населенных пункта, 257 – получили серьезные повреждения, пострадали 41,2 тыс. объектов, в том числе 38,8 тыс. жилых домов, 462 объекта просвещения, 150 объектов здравоохранения, 233 объекта культуры. Осталось без крова около 45 тыс. человек7.
Повинуясь научному долгу, в Дагестан приехали сейсмологи, геофизики, геологи из Москвы, Баку, Ленинграда, Тбилиси, Ташкента и многих других городов. Так, доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник кафедры петрологии геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.Л. Сывороткин, бывший в составе геологического отряда, делится своими воспоминаниями о событиях 1970 г. в Дагестане: «В мае 1970 г. на железнодорожной станции Дербент в Дагестане я оказался в воинском эшелоне, который простоял несколько часов из-за того, что на путях горели горы зерна, обильно политые нефтепродуктами. Незадолго перед нашим прибытием здесь столкнулись два состава с соответствующими грузами. Виновником аварии было восьмибалльное землетрясение» (Сывороткин, 2011: 124).
Вместе с дагестанскими специалистами ученые из других регионов сразу включились в исследование природного явления. На первом этапе координацию исследований осуществлял Межведомственный совет по сейсмологии и сейсмическому строительству АН СССР (МССС). В дальнейшем для координации всех работ по изучению землетрясения при Дагестанском филиале АН СССР был создан научный Совет по изучению природы и последствий землетрясения в Дагестане. Председателем Совета был назначен известный учёный-сейсмолог, заведующий лабораторией сильных землетрясений Института физики Земли АН СССР Н.В. Шебалин. Ученым секретарём и заведующим лабораторией сейсмологии Института физики Дагестанского филиала АН СССР – Р.А. Левкович. Первоочередная задача заключалась в детальном изучении последствий землетрясения (Асманов, Адилов, 2020: 31).
Инструментальными наблюдениями в эпицентре землетрясения занималась группа Института физики Земли во главе с Н.В. Шебалиным. Основной целью ее работы было уточнение координат эпицентра землетрясения, глубины и размера очаговой области. Костяк экспедиции составляли специалисты: Д.Н. Рустанович, К.Г. Плетнев, В.В. Штеинберг, П.А. Алексин, к которым присоединился исследователь П.И. Крамынин из Иркутского института Земной коры.
Особенно большой вклад в изучение землетрясения 14 мая 1970 г. внесли Ф.Т. Кулиев и И.В. Ананьин, обследовавшие повреждения населенных пунктов в большей части Дагестана и в районах Чечено-Ингушской АССР, а также М.Д. Закиров (Институт сейсмологии АН Узбекской ССР), проведший совместно с сотрудниками Института геологии Дагестанского филиала АН СССР наблюдения за изменением содержания радона в подземной воде в эпицентральной зоне (Щебалин, 1970: 23).
4 июня 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О мерах помощи Дагестанской АССР по ликвидации последствий землетрясения»1. В соответствии с указанным постановлением Академии наук СССР было предложено рассмотреть и решить вопрос об укреплении сейсмической службы в Дагестанской АССР2. На момент землетрясения 14 мая 1970 г. в республике уже функционировала единственная постоянная сейсмостанция «Махачкала». До ее организации в декабре 1951 г. сейсмологические наблюдения на территории Дагестанской АССР и соседних республик велись на основании данных сейсмических станций Закавказья (Мирзалиев, 2018: 18).
В свою очередь подготовительная работа в этом направлении началась в первые же дни после землетрясения. Так, уже 20 мая 1970 г. Президиумом Дагестанского филиала АН СССР было принято решение о создании сети сейсмических станций. В непосредственной близости от эпицентра начала работать станция «Дружба». Именно она обеспечивала сбор наиболее ценной сейсмологической информации. 22 мая 1970 г. были запущены временные полевые сейсмостанции «Экибулак», «Буйнакск», «Кумторкала», «Ахатли», «Миатли» (Асманов, Адилов, 2020: 32).
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР3 в период с 1973 г. по 1975 г. в Дагестане сотрудниками Лаборатории сейсмологии было открыто пять постоянных региональных сейсмостанций: «Буйнакск», «Дылым», «Дубки», «Дербент», «Ахты». Для этой цели междуведомственный совет по сейсмологии и сейсмическому строительству АН СССР выделил значительное количество оборудования. Из Ленинакана (Армянская ССР) поступила сейсмическая аппаратура. Большое количество оборудования прибыло из Новосибирска (Ахмедов, Вагабов, 1971: 37).
18 июня 1870 г. решением Института физики Земли АН СССР коллектив самой первой сейсмической станции в республике – «Махачкала» – был удостоен Почетной грамоты победителя
Всероссийского социалистического соревнования между опорными сейсмическими станциями единой системы сейсмических наблюдений СССР1.
Результатом деятельности Научного Совета по изучению природы и последствий землетрясения стала двухтомная монография о Дагестанском землетрясении 14 мая 1970 г. под редакцией известного ученого-физика Х.И. Амирханова. Содержание первого тома относится к очагу Дагестанского землетрясения и условиям его залегания. В первой части содержатся работы по сейсмологии, во второй – по геологии, геофизики и геохимии (Дагестанское землетрясение 14 мая 1970 г. …, 1980). Во втором томе содержится информация о различных проявлениях землетрясений на поверхности Земли (Дагестанское землетрясение 14 мая 1970 г. …, 1981).
Особое значение для республики имело обеспечение развивающейся сейсмической службы квалифицированными кадрами. В этом отношении подготовке местных специалистов способствовала совместная работа коллективов Института физики Земли АН СССР и отдела геофизики Института физики Дагестанского филиала АН СССР. По мнению Н.В. Щебалина, эпи-центральная экспедиция дала не только ценнейший научный материал – она стала в то же время и кузницей будущей сейсмической службы Дагестана. 1970 год – это не только печальная дата сейсмической катастрофы, но и год рождения дагестанской сейсмологии» (Щебалин, 1970).
Созданная в республике сеть станций позволила детально изучить сейсмоактивные районы, выделить отдельные эпицентральные зоны, в ряде случаев уверенно связать проявленную сейсмичность с геологическим строением и тектонической деятельностью. Изучение землетрясений 1966 и 1970 годов позволило усовершенствовать методы обработки для более точного определения очагов землетрясений на территории Дагестана и прилегающих районов (Асманов, Адилов, 2020: 34).
20 мая 1970 г. в целях упорядочения строительства в сейсмических районах страны Совет Министров СССР принял постановление «Об упорядочении строительства в сейсмических районах страны»2. Документ обязывал размещать предприятия на благоприятных территориях с учетом сейсмического районирования и микрорайонирования. Также согласно постановлению в 1970–1973 гг. необходимо было провести исследования и составить карты сейсмического микрорайонирования крупных городов.
В Дагестанской АССР работы в этом направлении проводили Дагестанский государственный университет, институт «Дагестангражданпроект» совместно с Московским инженерно-строительным институтом3. Одним из первых результатов этой работы стала утвержденная Межведомственным советом по сейсмологии и сейсмическому строительству АН СССР карта сейсмического микрорайонирования города Махачкалы, которая была издана в 1972 г.4 В ее составлении наравне с маститыми учеными и сотрудниками московских институтов приняли значительное участие молодые научные работники Дагестана5.
Кроме того, в целях повышения качества строительства и сейсмостойкости индивидуальных жилых домов в опасных в этом отношении районах республики Совет Министров ДАССР принял постановление от 25 июня 1970 г. № 270 «О мероприятиях по повышению качества строительства и сейсмостойкости индивидуальных жилых домов в районах республики»6. Документ утверждал несколько проектов одноэтажных и двухэтажных домов, рассчитанных на строительство в районах с сейсмичностью 7 баллов, а также содержал технические указания на выполнение сейсмических мероприятий при строительстве жилых домов. Кроме того, постановление запрещало строительство двухэтажных жилых домов из саманного кирпича и рваного бутового камня, допускалось использовать только кирпич и камень правильной формы при условии строгого соблюдения норм и правил строительства в сейсмических районах7.
Таким образом, после событий сейсмической катастрофы, произошедших в Дагестане 20 апреля 1966 г. и 14 мая 1970 г., в лаборатории сейсмологии Института физики была проделана значительная работа по сейсмическому районированию Дагестанской АССР, поиску предвестников сильных землетрясений. Сеть сейсмостанций, организованная Дагестанским филиалом Академии наук СССР, стала отправной точкой для изучения сейсмичности Дагестана. Несомненно, пристальное внимание советского руководства страны и республики, научного сообщества к столь жизненно важному для Дагестана вопросу в последующие годы способствовало обеспечению развивающейся республиканской сейсмической службы квалифицированными кадрами и формированию собственной дагестанской школы сейсмологов.
Список литературы К вопросу об организации изучения землетрясений 20 апреля 1966 г. и 14 мая 1970 г. в Дагестанской АССР
- Ананьин И.В., Кулиев Ф.Т. Касумкентское землетрясение 20 апреля 1966 г. // Землетрясения в СССР в 1966 году. М., 1970. С. 44-55.
- Асманов О.А., Адилов З.А. Опыт инструментального изучения землетрясений территории Дагестана // Труды Института геологии Дагестанского научного центра Российской академии наук. 2020. № 2 (81). С. 31-35.
- Ахмедов Д.Н., Вагабов М.В. Дагестан, 14 мая 1970. Махачкала, 1971. 148 с.
- Дагестанское землетрясение 14 мая 1970 г.: в 2 т. / отв. ред. Х.И. Амирханов. М., 1980. Т. 1. 221 с.
- Дагестанское землетрясение 14 мая 1970 г.: в 2 т. / отв. ред. Х.И. Амирханов. М., 1981. Т. 2. 260 с.
- Мирзалиев М.М. Развитие сейсмического мониторинга на территории Дагестана // Мониторинг. Наука и технологии. 2018. № 2 (35). С. 18-22.
- Сывороткин В.Л. Землетрясения // Пространство и время. 2011. № 2 (4). С. 124-137.
- Щебалин Н.В. Дагестанское землетрясение 14 мая 1970 г. Махачкала, 1970. 34 с.