К вопросу об организационно-правовых формах адвокатских образований

Автор: Долгов И.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 12 (43), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема, возникшая при изменении законодателем перечня некоммерческих организаций, установленного ст. 50 ГК РФ, а именно внесение в него адвокатских образований, являющихся юридическими лицами. Анализируется обсуждаемая в юридической среде возможность внесения изменения в законодательство, допускающего создание коммерческих объединений адвокатов.

Юридические лица, некоммерческие организации, адвокатские образования, адвокатура

Короткий адрес: https://sciup.org/140235270

IDR: 140235270

Текст научной статьи К вопросу об организационно-правовых формах адвокатских образований

правовая реформа, сопутствующая становлению государства, требует переосмысления многих теоретических проблем гражданского права. Это объясняется тем, что фундаментальные вопросы отечественной цивилистики получили разработку в период действия устаревших на сегодняшний день норм гражданского права. В настоящее время обновленный нормативный материал побуждает к исследованию существующих теоретических конструкций в существенно изменившихся условиях, к анализу основополагающих понятий цивилистической науки, к уточнению их содержания. Иными словами, новые законоположения нуждаются в научном истолковании.

Вступившие в силу нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, установившие закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица, как показывает практика нескольких лет их применения, по-прежнему далеки от совершенства, хотя законодателем планомерно ведется работа по приведению всего гражданского законодательства в соответствие с треботваниями постоянно развивающихся и видоизменяющихся гражданско-правовых отношений. В цивилистике не прекращается работа над поиском наиболее оптимального варианта правового регулирования положения юридических лиц, в частности, некоммерческих организаций, однако единого подхода к доктринальному определению понятия и признаков, классификаций и видов некоммерческих организаций, а также их правового статуса до сих пор не выработано. Не наблюдается единообразия и в практике применения судами норм о некоммерческих организациях.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей работы исследователей и законодательных органов над многочисленными вопросами, связанными с регламентацией правового статуса некоммерческих организаций.

  • 1.    Федеральными законами 05.05.2014 N 99-ФЗ, от 23.05.2015 N 133-ФЗ, от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ внесены изменения в перечень некоммерческих организаций по российскому гражданскому законодательству, в настоящее время он является закрытым и содержит следующие позиции, в соответствии с которыми НКО могут создаваться в форме:

  • 1)    потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (с 1 января 2019 года слова садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы будут исключены из этого подпункта);

  • 2)    общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

    • 2.1)    общественных движений;

  • 3)    ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

  • 4)    товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (с 1 января 2019 года в данный подпункт будут включены садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества);

  • 5)    казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

  • 6)    общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

  • 7)    фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

  • 8)    учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

  • 9)    автономных некоммерческих организаций;

  • 10)    религиозных организаций;

  • 11)    публично-правовых компаний;

  • 12)    адвокатских палат;

  • 13)    адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

  • 14)    государственных корпораций;

  • 15)    нотариальных палат.

Как можно заметить, в числе прочих новшеств, к ряду некоммерческих организаций с 2015 года законодатель отнес и адвокатские образования. Именно в этом многие юристы-адвокаты видят значительную, на сегодняшний день, проблему.

Так, долгое время в юридической среде обсуждалась возможность решить подавляющее большинство из проблемных вопросов адвокатуры путем допущения ведения адвокатской деятельности в форме коммерческой организации (корпорации). Коммерческая организация выступает в гражданских отношениях от своего имени, самостоятельно несет свои права и обязанности, как правило предполагает ограничение ответственности вкладами участников и относительно независима от состава этих участников, является понятным контрагентом как для доверителей, так и для банков, выдающих гарантии для участия в тендерах, обладает фирменным наименованием и может защищать его.

Объединение адвокатов в форме коммерческой организации не противоречит принципиальному положению о непредпринимательском характере адвокатской деятельности, закрепленному в п.2 ст.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Под адвокатской деятельностью п.1 той же статьи понимается деятельность по оказанию юридической помощи, т.е. непосредственно те действия, которые связаны с представлением интересов доверителей в судах, иных органах, дача им юридических консультаций, осуществление иных действий в интересах доверителей. Сами по себе эти действия регулируются соответствующим процессуальным, административным и иным законодательством. Характер этой деятельности не зависит от того, в какой организационно-правовой форме выступает организация, участником либо работником которой выступает адвокат.

Так, медицинская деятельность сама по себе не является предпринимательской, но предоставление медицинских услуг в частном секторе организовано в формах коммерческих организаций. Несмотря на это, как сами лица, оказывающие медицинские услуги, так и организации, в которых они работают, в своей деятельности связаны нормами медицинской деятельности, предполагающими сохранение врачебной тайны, этических норм взаимоотношений врача и пациента и т.п.

Таким образом, создание коммерческих организаций, объединяющих адвокатов, не противоречит непредпринимательскому характеру адвокатской деятельности, в связи с чем не требуется изменять п.2 ст.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В настоящее время адвокатские объединения перечислены лишь среди некоммерческих организаций и поименованы как «адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами)» и «адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами». Полагаем, что если адвокатскими объединениями, являющимися юридическими лицами, будут не только некоммерческие, но и коммерческие организации, то необходимо будет изменить формулировки на «адвокатские образования, являющиеся некоммерческими организациями» или «некоммерческие адвокатские образования».

На наш взгляд, законодателю следует обратить внимание на изложенную проблему, поскольку, в частности, существующее регулирование форм адвокатских объединений создает существенные сложности в осуществлении адвокатами юридической помощи, в особенности по крупным проектам, требующим участия большого количества юристов, лишает российских адвокатов их конкурентных преимуществ по отношению к иностранным адвокатам и не позволяет эффективно распределять доходы от юридической деятельности.

Доходы, получаемые адвокатом от его доверителей, в подавляющем большинстве случаев являются единственным или основным источником средств к существованию юриста. При этом на сегодняшний день распределение полученных доходов адвокатскими объединениями не пропорционально полученным адвокатами от доверителей суммам фактически повсеместно осуществляется, однако противоречит основному признаку некоммерческих организаций — отсутствию распределения прибыли между участниками организации (п.1 ст.50 Гражданского кодекса РФ). Как следствие — на сегодняшний день адвокатские объединения, распределяя полученные доходы, вынуждены фактически нарушать установленный для них правовой режим некоммерческих организаций, что не способствует повышению уважения к адвокатуре и ко всей правовой системе в целом. Всё это в очередной раз свидетельствует о необходимости продолжения правовой реформы в сфере определения организационноправовых форм адвокатских образований. Представляется, что они не должны ограничиваться некоммерческими организациями.

Список литературы К вопросу об организационно-правовых формах адвокатских образований

  • "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)//СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 25.09.2017);
  • Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "О некоммерческих организациях"//СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 25.09.2017);
  • Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"//СПС КонсультантПлюс быть (дата обращения: 25.09.2017).
Статья научная