К вопросу об отражении реалий Уральского региона в древнеиндийском эпосе "Махаабхаарата"

Бесплатный доступ

Основные культурные связи Древней Руси и Древней Индии после принятия христианства осуществлялись в рамках переводной литературы, в том числе в переводах с арабского языка. В целях изучения более ранних этапов становления славянской общности на территории Русской равнины исследователи традиционно привлекают труды арабских, греческих и европейских путешественников и историков. В немногочисленных исследованиях указывается на то, что многие топонимы и гидронимы современной России санскритского происхождения. Некоторые из них содержат указания на древнеиндийских мифологических персонажей. В качестве источника информации о периоде инославянской общности в настоящей статье предлагается использовать главы «Книги лесной», третьей книги древнеиндийского эпоса «Махаабхаарата», в которых пятеро паандавов и их общая супруга совершают паломничество по горе Гандха-маадана. Основанием для соотнесения служат ориентация «север-юг» этой горы, её подземные богатства (руды и драгоценные камни), многочисленные озёра и полярные реалии Северного Урала. В ходе анализа устанавливается общность мотивов «Махаабхаараты» и былин «Отец Святогора и Илья Муромец» и «Смерть Святогора», указывается на три источника образа Святогора, а также на общность учения о познании, изложенного во время одной из встреч на горе Гандха-маадана и техникой северодвинской росписи. Кроме того, было отмечено удивительно точное описание алгоритмов мирового военного противостояния в древнеиндийском эпосе, выражающееся в параллелизме некоторых событий битвы Махаабхаарата и Второй мировой войны.

Еще

Урал, Россия, индия, сказки, былины, мотивы, махабхарата

Короткий адрес: https://sciup.org/148314386

IDR: 148314386   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-73-77-86

Список литературы К вопросу об отражении реалий Уральского региона в древнеиндийском эпосе "Махаабхаарата"

  • Аспекты санскритско-славянской этимологии на примере русского языка: фонология, морфология: монография/Д. В. Денисов [и др.]; под общ. ред. Д.В. Денисова. - Самара: ООО «Слово», 2019. - 352 е.: ил.
  • Блаватская, Е. П. Из пещер и дебрей Индостана / Е. П. Блаватская. - К.: МП «Муза», 1991. - 279 с.
  • Блаватская, Е. П. Была ли известна письменность до Панини / Е. П. Блаватская // Гималайские Братья. Сборник [пер. с англ.]. - М.: Сфера, 1998. - С. 215-234.
  • Былины/ [Под общ. ред. В. И. Чичерова]. - М.: МГУ, 1957. - 515 с.
  • Гаршин, И. Историческая геология - изучение эволюции Земли. - URL: http://garshin.ru/evolution/geology/geological-evolution.html (дата обращения - 15.06.2020).
  • Гусева, Н. Р. Русский север - прародина индо-славов /Н. Р. Гусева. М.: Вече, 2003.416 с.
  • Денисов, Д. В. Архаический язык цвета и образов в ремёслах и фольклорных мотивах Русского Севера: к вопросу об индо-славянской общности / Д. В. Денисов // Наука и культура России. Материалы VII Между-нар. научно-практич. конф. - Самара: СамГУПС, 2010. - С. 231-233.
  • Денисов, Д. В. К вопросу об общности древнеиндийской и восточноевропейской картин мира: Уральский регион / Д.В.Денисов // Наука и культура России. Материалы VII Междунар. научно-практич. конф. - Самара: СамГУПС, 2010. - С. 18-20.
  • Денисов, Д.В., Колесникова, Е. К. От понятия отражающей способности сознания в качестве источника сверхчувственного познания к навыкам работы с ментальной разновидностью текстов // Четвертые лемов-ские чтения. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием памяти Станислава Лема. Отв. ред. А.Ю.Нестеров. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2018. - С. 178— 187.
  • Денисов, Д. В. Русско-индийские литературные связи периода индославянской общности / Д. В. Денисов // Значение отечественной литературы в самоидентификации русского человека: Материалы Всеросс. науч-но-практич. конф. 2015 г. - Самара: ООО «Научно-технический центр»; Изд-во СРОУ «ЦДНВ «СЛОВО», 2015. - С. 138-153.
  • Матвеев, К. Древними путями миссионеров / К. Матвеев // Дорогами тысячелетий: Сб. ист. ст. и очерков. Кн. 2. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 155-177.
  • Махабхарата 1989 - Махабхарата. Выпуск VI. Лесная (книга III, гл. 80-175, 311-315) / [пер. с санск. Б. Л. Смирнова]. - Ашхабад: Ылым, 1989. - 584 с.
  • Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва) / [Пер. с санск. Я. В. Василькова, С. Л. Невелевой]. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1987. 799 с.
  • Миролюбов, Ю. П. Сакральное Руси. Собр. соч. в 2-х т. / Ю. П. Миролюбов. T.I.M.: АДЕ «Золотой Век», 1997. -600 с.
  • Приручили ветер // Волжская коммуна. - 20 сентября. - 2008. - №264. - С. 5.
  • Решетова, А. А. Литературные параллели в древнерусской словесности («Сказание об индийском царстве» и «Слово о неком старце») / А. А. Решетова // Филологические науки. - 2004. - № 3. - С. 33-42.
  • Тёмкин, Э. Н. Мифы древней Индии / Э. Н. Тёмкин, В. Г. Эрман. - М.: Наука, гл. ред. вост. лит-ры, 1982. -270 с.
  • Тилак, Б. Г. Арктическая родина в Ведах / Б. Г. Тилак [пер. с англ. Н. Гусевой]. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. -528 с.
  • Трубачёв О. Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье/О. Н. Трубачёв//Вопросы языкознания. - 1977. - № 6. - С. 13-29.
  • Шилов, Ю. А. Рахманский Великдень / Ю. А. Шилов // Гандхарва - арийский Спаситель. Ведическое наследие Поднепровья. - М.: Сфера, 1997. - 122-128 с.
  • Шохин, В. К. Древняя Индия в культуре Руси (XI - середина XV в.) /В. К. Шохин. - М.: Наука, 1988. - 334 с.
  • Шри Юктешвар Гири. Святая наука. - М.: Прометей, 1991. - 88 с.
Еще
Статья научная