К вопросу об установлении общероссийской системы меры веса в Закавказье: историко-правовой аспект
Автор: Саламов Н.Г.
Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ @social-kgau
Рубрика: История
Статья в выпуске: 2 (12), 2019 года.
Бесплатный доступ
Интенция автора направлена на исследование единства измерений, а также нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы обеспечения единства измерений в Закавказье. Проводится историко-правовой экскурс и анализируются официальные документы, регулирующие вопросы, связанные с одним из семи основных единиц международной системы единиц - веса - в Российской империи, а также соответствующие нарративные материалы. На основе историографии представлена возможность изучить состояние метрологии в других окраинах Российской империи. На их примере проводится сравнительно-правовое исследование развития обеспечения единства измерений. На конкретном материале показано, как под влиянием потребностей экономики и человеческих факторов Закавказье в начале XIX в. было включено в зону распространения метрологического законодательства Российской империи, была введена общеимперская мера веса и надзор за мерами. Особе внимание уделяется нормативной базе государственной системы обеспечения единства измерений. На основе юридических актов и нарративных материалов предложена обоснованная авторская позиция о том, что с целью зашиты экономических интересов государства и прав подданных в начале XIX в. в Закавказье была введена мера веса, применяемая во всем Российском государстве. Данное экономико-правовое решение напрямую влияло на интеграцию окраины в единый государственно-правовой и социально-экономический организм империи.
Российская империя, закавказье, начало xix века, метрология, мера веса, пуд, правовые основы
Короткий адрес: https://sciup.org/140245731
IDR: 140245731
Текст научной статьи К вопросу об установлении общероссийской системы меры веса в Закавказье: историко-правовой аспект
В конце XVIII в. к Российской империи была присоединена Грузия (Картли-Кахетия) [1]. Позднее к Российскому государству были присоединены ханства северного Азербайджана, составляющие основную часть Закавказья [2–5]. С этого времени в этом регионе закладывается матрица единого экономического пространства.
Кавказ, образно говоря, – огромная академия со всевозможными естественными лабораториями, открывающая наблюдателю и исследователю широкое поле для самостоятельных выводов [6, с. 9].
Одним из существенных аспектов исследования экономикоправовой жизни Закавказья в составе Российской империи в XIX в. является изучение процесса установления в этом регионе общероссийской измерительной системы – метрологии. Установление единой системы меры веса было одной из сфер хозяйствования, требующих унификации с общеимперскими стандартами. Но этот аспект в сознании научной общественности до сих пор не получил должной оценки.
В исследуемый период работы по обеспечению единства измерений в Российской империи осуществлялись на основе Высочайшего повеления «Об учреждении повсеместно верных весов, питейных и хлебных мер» 1797 г. В конце 1800 г. был издан Указ Сената «Об употреблении повсеместно верных весов, гирь и мер по данным образцам» [7]. Соглас- но этому Указу, все меры, гири и весы должны были пройти проверку на соответствие образцам и получить соответствующее клеймо.
В 1810 г. Государственный совет России принял решение ввести по всей стране единую меру длины – стандартный 16-вершковый аршин (71,12 см). Казенный клеймённый аршин, ценой 1 рубль серебром, приказано было вводить по всем губерниям, с одновременным изъятием старых аршинных шаблонов.
К исследуемому времени на территориях с русским населением местные меры почти исчезли, но они сохранялись на окраинах, населенных другими народностями или испытавших иноземное влияние [8, с. 117]. Как пишет Н.А. Шостьин, местные меры сохранялись главным образом на западе и юге европейской России и в Сибири [8, с. 118].
История предоставляет нам акты, доказывающие, что правительство сознательно допускало стихийное разнообразие мер. Например, так было в Новороссийском крае в конце XVIII в. [8, с. 121].
Естественно, что переход от одного строя и склада жизни к другому должен соотноситься с народной психологией, и перемена в существе отношений должна быть сопряжена с возможно меньшим изменением и осложнением их форм. Видимо, с учетом этих моментов в Закавказье отсутствовало единообразие мер и весов.
Не сообщая о числе эталонов, целый ряд источников свидетельствуют о метрологическом разнообразии этого региона.
Не только в каждом ханстве, но часто даже в отдельных местностях ханств употреблялись различные единицы измерения, – пишет В.Н. Ле-виатов [9, с. 39].
В Бакинском ханстве при купле и продаже часто возникали споры из-за отсутствия единства мер и весов. По выражению К. Вороневича-Бассанцева, каждый житель «измеряет везде и все, как говорится, на свой аршин» [10, с. 66].
Можно заключить, что назрела настоятельная потребность в унификации мер и весов в ханствах как территориях, вошедших в Российскую империю.
В первую очередь необходимость установления единых стандартов мер и весов диктовалась требованиями времени. Период присоединения Закавказья к Российской империи характеризовался значительно возросшими темпами развития науки, техники, промышленности и торговли. В соответствии с этим развивалась и метрология: были проведены мероприятия в целях повсеместного распространения единой системы русских мер. В этом плане изучаемый регион держался обособленно.
Кроме того, если в настоящие время государственный метрологический контроль и надзор направлены на обеспечение обороны государства, здравоохранение и т.д., то в исследуемый период меры веса в наибольшей степени находили свое применение в области торговых опера- ций и взаимных расчетов. А экономика, особенно развитие товарноденежных отношений, требовала коренных изменений в сфере обеспечения единства измерений.
Вышеуказанные причины установления единого стандарта меры веса перекликались и с требованиями действующего законодательства. Например, Устав о соли 1781 г. содержал в себе следующий пункт: «в соляной магазин соль с судов или возов принимать с весу, и предписывается пресечь злоупотребление примерного приема соли в соляные магазины» [11]. А следует отметить, что около Баку добывалась поваренная соль.
Таможенный устав 1755 г. предписывал таможням наблюдать за тем, чтобы «купецкие люди продавали товары правдиво, и не чиня никакого обмана и не мешая добрые с худыми» [8, с. 154]. В августе 1809 г. была открыта Бакинская таможня [12, 13]. Позднее Бакинская и Тифлисская таможни были усилены таможенной цепью: в Бакинской таможенной дистанции были созданы заставы, в частности в Джаваде, Саль-янах, Ленкоране, Шуше и Елизаветполе. Не позднее лета 1815 г. были утверждены «Примерные штаты таможен и застав в Грузии и в провинциях от Персии присоединенных» [14].
Применение общеимперских стандартов метрологии диктовались и другими обстоятельствами. Например, горное производство требовало образцового измерительного хозяйства. После окончания войны с Наполеоном правительство активировало свою деятельность в сфере горной добычи. Высочайше утвержденным 3 февраля 1816 г. положением дозволено было заводить рудные заводы людям всякого состояния и звания. Этим же положением существующие в Грузии рудники и заводы уступлены бывшими владельцами казне и обратно получены в свободное использование. Для управления горным производством и минеральными промыслами в Грузии учреждалась в составе Верховного грузинского правительства Горная экспедиция [15].
Все вышеуказанное требовало унификации меры измерений в регионе.
Для решения задач по обеспечению единства измерений в регионе в первую очередь необходимо было создать правовые основания.
Начало установления в крае правовых основ единого стандарта измерения связано с управлением главнокомандующего Грузией Ф.О. Паулуччи. Одной из мер, принятых им за недолгое управление, стал ввод единого стандарта меры веса.
Непосредственной причиной введения в этом регионе единой системы меры веса была та же, что и во всей империи: защита прав и законных интересов подданных, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. А поводом послужили злоупотребления комиссионеров мерами-весами при приеме от жителей провианта (хлеба). «Вникая по всей части, под управлением моим состоящим, и тщась всемерно искоренять все то, что истинно служит в отягощение жителям, я нашел немаловажное злоупотребление, с самого открытия здесь Российского правительства существовавшее, по части провиантской в рассуждении меры, каковая употребляема была комиссионерами при приеме от жителей провианта и которая, служа народу в тягость, а казне во вред, была только полезна комиссионерам по ловкости их в своих расчетах и капитан-исправникам, с взаимного между ними согласия, принимавшим от жителей хлеб кодами, коих мера для комиссионеров и капитан-исправников неопределительна, ибо их коды в приеме всегда были больше настоящей меры», – писал Ф.О. Пау-луччи [16].
Эта проблема становилась актуальной именно при приеме запасов в магазины. До 1835 г. в Российской империи существовала введенная еще в петровские времена магазинная (магазейная) система государственных заготовлений.
В 1800 г. генерал-прокурор Российской империи П.Х. Обольянинов сообщал, что «в некоторых губерниях весы содержатся в неисправности, гири заклеймены были около 40 лет тому назад и с того времени доселе оставались без проверки, от чего … при приеме запасов в магазине является великий недовес: то же самое обстоятельство встречается и в рассуждении мер» [17].
Итак, стремясь истребить это зло в Закавказье и оградить здешний народ от явного стеснения, главнокомандующий Грузией Ф.О. Паулуччи ввел здесь во всех местах «российский вес казенными пудами» и предписал Грузинскому провиантскому депо снабдить оными все магазины, с тем чтобы «на сей только вес везде от жителей принимаем был покупаемый в казну провиант» [16].
Этим решением главнокомандующий официально санкционировал применение в регионе общероссийской единицы массы – пуда, «дабы дать народу почувствовать, сколь много российское правительство печется об их выгодах и благосостоянии» [16]. Из вышесказанного видно, что Ф.О. Паулуччи обосновывал свое решение еще и соблюдением прав и законных интересов людей.
Этим же постановлением Ф.О. Паулуччи установил ответственность лиц, виновных в нарушении данного постановления. Постановление гласило: «отныне строжайше наказано будет всякое со стороны российских чиновников злоупотребление, в чем предоставлена каждому свобода приносить мне правильные жалобы с полной уверенностью в получении справедливости». В этом решении главкома были зачатки установления права на обращение высшим органам [16]. Правда, оно касалось больше государственных гражданских служащих.
Усилия Ф.О. Паулуччи получили высочайшее одобрение [18].
Данные меры соответствовали правительственным указам 1779– 1780 гг., касавшимся не только мер длины, но и других, предусматривалось изготовление и рассылка образцовых мер в наместничества [8, с. 118]. Однако официальных документов о датах доставки оных в Закавказье, об их количестве и вводе в эксплуатацию нет.
Следует отметить оперативность власти в Закавказье. Для сравнения: несмотря на присоединение к России еще в 1653 г., Украина только к 1734 г. была вовлечена в мероприятия по уменьшению разнообразия местных мер и установлению обязательных твердых соотношений между общегосударственными и местными мерами [8, с. 120].
Итак, постановлением главнокомандующего Грузией Ф.О. Паулуччи были установлены правовые основы общеимперской системы меры весов. Правда, мероприятия по унификации мер распространялись главным образом на государственные закупки, а в житейский обиход государственный аппарат не вмешивался.
Что касается применения метрологических предметов на исследуемой окраине де-факто, то они применялись и до присоединения региона к России. Например, в Баку на рынке, кроме местных весов, пользовались русскими весами и мерами [19, с. 78].
Данное постановление носило прогрессивный характер, оно не могло не повлиять на состояние эталонного и образцового измерительного хозяйства окраины. Однако было очевидно, что данные меры не могли дать мгновенный результат Для сравнения укажем, что на Украине мероприятия по установлению единой общеимперской системы мер и весов дали значительный результат лишь после ликвидации местного административного устройства (1781 г.) и введения управления по типу, существовавшему в России [8, с. 120]. А в целом по стране система мер веса, длины, объема и площади сложилась только к XX веку.
Надзор за использованием надлежащих мер и весов предусмотрен законодательством, прежде всего указом 1810 г. Проверку мер в губернских городах проводили казенные палаты Министерства финансов, в уездных – органы городского управления, в сельских местностях – органы сельского управления, которые должны были иметь заклейменные казенные меры, а также наблюдать за тем, чтобы «во всяком торге и промысле» употреблялись клейменные меры и весы [8, с. 226].
Однако система управления Закавказьем, в том числе ханствами северного Азербайджана, несколько отличалась от общеимперской, поэтому непосредственный государственный метрологический контроль за состоянием и применением эталонов главнокомандующий возложил на военно-окружных начальников. Именно им Ф.О. Паулуччи поручил неослабно наблюдать, дабы население «ни весом, ни другими какими-либо злоупотреблениями ни от кого не были угнетаемы» [16].
Можно предположить, что создание новых сфер государственного регулирования обеспечения единства измерений делало неизбежным применение и других общеимперских измерительных мер. Например, наряду с основной системой единиц, используемой в торговле и промышленности, предполагалось применение системы единиц «аптекарского» и «пробирного» веса.
Меры аптекарского веса применяли в том числе и при изготовлении лекарств. Известно, что в 1805 г. план и смета здания для Тифлисской врачебной управы и аптеки, представленные министру внутренних дел, были высочайше одобрены, и на его постройку из государственной казны было отпущено около 19 197 рублей серебром [20].
Пробирный вес применяли в основном на рудных разработках и на медных дворах при взвешивании малых количеств золота и серебра. «В России, – писал В.М. Севергин, – измеряя количество руд и металлов пудами, берется пробирный пуд …» [8, с. 122]. В Грузии имелось также горно-металлургическое производство, которое планировалось развивать.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что присоединением Закавказья к Российской империи были заложены основы перестройки социально-экономической жизни Закавказья. Новые политические и производственно-экономические условия не могли не отразиться на метрологии. Защита интересов подданных и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений требовала принятия адекватных государственно-правовых решений. В результате был принят правовой акт, закрепляющий применение в Закавказье общеимперского средства измерения веса. Юридическое оформление использования единых весовых эталонов содействовало развитию экономики, послужило обеспечению потребностей подданных и государства в получении достоверных и сопоставимых результатов измерений и в то же время способствовало имплементации ханств Закавказья в экономическое и правовое пространство империи.
goda // AKAK. – T. 5. – № 3.
goda // AKAK. – T. 5. – № 86.
Список литературы К вопросу об установлении общероссийской системы меры веса в Закавказье: историко-правовой аспект
- Приложение договора, поставленного с Карталинским царем Ираклием Вторым, о признании им над собою Верховной власти и покровительства Российских императоров // Полное собрание законодательства Российской империи (далее - ПСЗРИ). - Собрание 2. - Т. 21. - № 15835.
- Высочайшая грамота Дербентскому Владетелю Шейх-Али-Хану "О принятии его в прежнее подданство России и о пожаловании его в третий класс" // ПСЗРИ. - Собрание 1. - Т. 25. - № 19107.
- Высочайшая грамота подданным Дербентского владельца Шейх-Али-хана "О принятии их в Высочайшее благоволение и покровительство" // ПСЗРИ. - Собрание 1. - Т. 25. - № 19108.
- Государственный архив Астраханской области. Ф.1. Оп.10. Д.341. Л.4А.
- Под стягом России: сборник архивных документов. - М.: Русская книга, 1992. - 432 с.
- Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. - СПб., 1904. - Т. 1. - 224 с.
- Указ "Об употреблении повсеместно весов, гирь и мер по данным образцам" // ПСЗРИ. - Собрание 1. - Т. 26. - № 19688.
- Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии. XI - начало XX века. - М., 1975. - 272 с.
- Левиатов В.Н. Очерки из истории Азербайджана в XVIII в. - Баку, 1948. - 190 с.
- Искендерова М.С. Бакинское ханство. - Баку, 1999. - 212 с.
- О распоряжениях для заготовления соли по губерниям, доколь казенные палаты по сей части в настоящее действие не вступят // ПСЗРИ. -Собрание 1. - Т. 21. - № 15190.
- Предложение гр. Гудовича Казенной Экспедиции, от 27 января 1809 г. // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией - АКАК. - Т.3. - № 89.
- Рапорт Вадынского гр. Гудовичу, от 2 декабря 1806 г. // АКАК. - Т. 3. - № 97.
- Записка о заставах вновь учреждаемых границ наших с Персией и Турцией // АКАК. - Т. 5. - № 375.
- О горных заводах в Грузии, от 1816 г. // АКАК. - Т. 5. - № 351.
- Отношение маркиза Паулуччи министру полиции, от 6 октября 1811 года // АКАК. - Т. 5. - № 3.
- Указ "Об употреблении повсеместно весов, гирь и мер по данным образцам" // ПСЗРИ. - Собрание 1. - Т. 26. - № 19688.
- Отношение министра полиции маркизу Паулуччи, от 26 ноября 1811 года // АКАК. - Т. 5. - № 86.
- Легкобытов В.С. Обозрение российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях: в 4 ч. - СПб.: Тип. Департамента внешней торговли, 1836. - Ч.4. - 401 с.
- Саламов Н.М. Роль МВД Российской империи в управлении Закавказьем в начале XIX века // Вестник Восточно-Cибирского института. - 2018. - № 3(86). - С. 27-34.