К вопросу обеспечения продовольственной безопасности России в первой половине XX века
Автор: Шель Т.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Политические науки
Статья в выпуске: 1-1 (52), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается политика советской власти, направленная на обеспечение продовольственной безопасности до 1950-х гг. Действия советского руководства страны по защите населения от голода и его последствий носили зачастую политизированный характер, прослеживалась большая роль политической компоненты. Многие принятые решения были достаточно жесткими, что порождало ещё большие последствия неурожаев. Формирование государственной безопасности зачастую проходило в ущерб продовольственной безопасности населения.
Неурожай, голод, защита от голода, государственная политика, государственная поддержка, продовольственная безопасность, система мер по защите от голода
Короткий адрес: https://sciup.org/170188158
IDR: 170188158 | DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1038
Текст научной статьи К вопросу обеспечения продовольственной безопасности России в первой половине XX века
Революция 1917 года стала переломным моментом в истории нашего государства, который усилил значение политической составляющей в принятии управленческих решений. После 1917 г. в истории нашей страны случилось ещё несколько голодных периодов, где весомую роль сыграла политическая компонента. В 1921-1922 гг. случился ещё один масштабный голод, причиной которого стал широкий спектр проблем: засуха 1921 г. и неурожай, который она породила, деструктивные последствия Гражданской войны, политика, проводимая новой властью (в том числе и продразвёрстка), ситуация некой экономической стагнации, отсутствие системы мер защиты по преодолению последствий голода и другие социальные причины. Меры, которые принимались для ликвидации и преодоления последствий голода новым правительством, носили хаотичный, стихийный и несистемный характер. Советское государство было не готово к такого рода потрясениям. По официальным данным численность голодавших насчитывала более 28 человек и 5 миллионов умерших от голода, т.е. неурожаю и голоду были подвержено население около 30 губерний. Советское руководство страны долгое время не принимало помощь от интеллигенции и церкви, запрещая им принимать участие в мероприятиях по борьбе с голо- дом. Стоит отметить, что страны Европы не оказывали необходимой помощи голодающей России под лозунгом борьбы с большевизмом. Международные благотворительные организации принимали посильное участие. В итоге помощь церкви и общественных организаций была принята, но была она менее эффективна, чем, если бы оказывалась сразу, и не чинились бюрократические препоны. При этом Ленин распоряжался о закупке продуктов питания (муки и зерна) за рубежом, но было закуплено недостаточно пищевой продукции, чтобы удовлетворить потребности всех голодающих. Под руководством ВЦИК М.И. Калинина была создана Центральная комиссия помощи голодающим, наделенная полномочиями по снабжению и распределению продовольственных ресурсов.
Это был первый столь масштабный голод в истории уже советской России, который показал малоэффективность деятельности нового политического руководства и имел значительные последствия в том числе политического характера таких как, например, уничтожение кулачества, изъятие церковных ценностей и преследование духовенства и представителей интеллигенции.
В конце 1920-х годов началась коллективизация, направленная на создание кол- лективных крестьянских хозяйств. Чуть позднее политика коллективизации была представлена в Постановлении ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» от 5 января 1930 года, согласно которому кулачество должно было быть ликвидировано как класс. В результате проводимой политики раскулачивания и коллективизации значительная часть крестьянского населения подалась в города и многие крестьянские семьи были выселены в отдаленные необжитые регионы [1], что привело в 1931-1933 г. к снижению урожайности. Образовалась острая нехватка в деревнях крестьянской рабочей силы и тяглового скота [2]. В том числе причиной неурожая стали хлебозаготовки: единоличные хозяйства, колхозы и целые регионы, в соответствии с планами хлебозаготовок, сдавали почти весь выращенный урожай в пользу государства. В большинстве случаев хлеб, зерно и другой урожай изымался у крестьян принудительно с применением насильственных методов вплоть до обысков и убийств. Стоит отметить, что необходимость хлебозаготовок была объективной и связана с ростом городского населения и развитием промышленности, а также необходимостью наращивания экспорта для пополнения госбюджета. В результате неурожая 1931 г. власть была вынуждена снизить темпы хлебозаготовок, но от голода эта мера не спасла.
Важную роль для возникновения голода сыграл тот факт, что крестьяне-собственники, чтобы избежать отъёма и обобществления скота (и в первую очередь тяглового), осуществляли его забой, с одной стороны. С другой стороны, из-за нехватки кормов колхозная скотина забивалась самими колхозниками. Отягощающим фактором ситуацию стала политика мясозаготовок, которая была не менее жесткой, чем политика хлебозаготовок.
Таким образом, коллективизация, хле-бо- и мясозаготовки, забой скота, репрессии против крестьянства и некоторые иные факторы привели к самому страшному голоду ХХ века, который вызвал голодный мор населения. Голодом 1932-33
годов была охвачена значительная часть сельского населения России и даже часть городского населения, от его последствий погибло не менее 7-ми миллионов человек [3].
Следует отметить, что голод 1932-33 годов является одной из национальных гуманитарных катастроф ХХ века [4]. Как отмечено, в Постановлении ГД РФ от 2 апреля 2008 г. № 262-5 ГД «О заявлении Государственной Думы Российской Федерации «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР» главными причинами столь страшного голода является не низкая урожайность, а политика, связанная с действиями действующей в тот период времени власти.
Последним масштабным голодом в СССР в ХХ веке стал голод 1946-47 годов [5], связанный, прежде всего, с послевоенной разрухой: бедственная экономическая ситуация, разрушенная инфраструктура городов и деревень, дефицит трудоспособного населения, почти полное отсутствие тяглового скота и сельскохозяйственной техники, нехватка посевного зерна. Все эти факторы усугубила засуха 1946 года, что в результате привело к массовому голоду, эпидемиям, голодным миграциям и мору. Последствия неурожая были усугублены государственной политикой хлебозаготовок, в результате которой хлеба не осталось даже в тех регионах, в которых был собран относительно большой урожай. Кроме того, в голодный 1946 год Советское государство вывозило зерно в Восточную Европу в качестве гуманитарной помощи. Колхозам выдавались зерновые и семенные ссуды под видом государственной помощи и поддержки. Т.к. в государстве не был официально объявлен голод, то это не давало возможности мировому сообществу и международным организациям оказывать помощь голодающим. Последствиями голода стал голодный мор, эпидемии и смертность в результате болезней, рост детской и младенческой смертности, миграция населения из деревни в города, запустение деревень и сел, рост «голодной преступности» (краж продовольствия, «колосков»), обеднение и обнищание части населения, детская беспризорность.
В заключении стоит отметить, что проблема голода в первой половине XX века в период советской власти коренилась в большинстве своем политике, которая была ориентирована на подъем экономики и зачастую была жесткой и бескомпромисс- ной, внешнеполитические составляющие стояли в приоритете зачастую в ущерб, в том числе, и продовольственной обеспеченности населения. Таким образом, безопасность государства до 50-х XX столетия обеспечивалась без учета продовольственной безопасности и часто ей в урон.
Список литературы К вопросу обеспечения продовольственной безопасности России в первой половине XX века
- Кузнецов П. Голод на Украине 1932-1933-х годов как итог колхозного строительства и раскрестьянивания украинской деревни // Сайт общественно-политического журнала "Историк". - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://historicus.ru/129/ (режим доступа 20 января 2021).
- Anderson B.A. and Silver B.D. Demographic Analysis and Population Catastrophes in the USSR. // Slavic Review. 1985, 44, № 3, p. 517-536.
- Цаплин В.В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопросы истории. - 1989. - № 4. - С. 177-178. Осокина Е. А. Жертвы голода 1933 года: сколько их?: (Анализ демогр. статистики ЦГАНХ СССР) // История СССР. - 1991. - №5. - С. 18-26.
- Харькова Татьяна. Вспоминая о голодоморе // Еженедельник "Демоскоп Weekly", 17.02-02.03.2003. - № 101-102.
- Волков И.М. Засуха, голод 1946-1947 годов // История СССР. - 1991. - №4. - С. 3-19.
- Большакова О.В. 97.02.009. Зима В.Ф. Голод в СССР 1946-1947 гг.: происхождение и последствия / РАН. ин-т Росс. Истории. - М., 1996. - 265 с.
- Попов В.П. Государственный резерв хлеба в СССР и социальная политика // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 24-33.
- Лоза Г.Г., Строкова Т.А. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы: монография / Лоза Г.Г., Строкова Т.А.; Акад. военных наук Российской Федерации, Отд-ние общ. учения о войне и армии, Секция военно-философских проблем. - М.: ИИУ МГОУ, 2013. - 133 с.
- Эллман М. Голод 1947 г. в СССР / Экономическая история. Обозрение // Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 10. М., 2005.
- Ивницкий Н.А. Репрессивная политика Советской власти в деревне (1928-1933 гг.). - М.: ИРИ РАН, 2000. - 350 с.