К вопросу распространения фейковых новостей на просторах глобальной сети интернет

Бесплатный доступ

Акцентируется внимание в проведенном исследовании на проблеме распространения фейковой информации среди новостей на интернет-площадках. В статье проводится семантический анализ того, что из себя представляют недостоверные сведения. Целью научной работы является раскрыть значение исключительного использования истины в опубликованной информации и обратить внимание на актуальность популяризации ложных сведений в интернет-коммуникации. Отмечаются последствия публикаций в массы ложных новостей, а также в качестве результатов критического осмысления и научного анализа имеющихся взглядов в доктрине и праве, текущей обстановки в обществе приводятся возможные решения для борьбы с фейковыми новостями в информационном пространстве. Рекомендуется использование идеализированной, но верной модели построения новостных сводок в виде формулы «новости=факт».

Еще

Киберпространство, информация, сми, фейк, интернет, недостоверные новости, глобальная сеть, сведения, истина

Короткий адрес: https://sciup.org/170200407

IDR: 170200407   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-9-2-129-132

Текст научной статьи К вопросу распространения фейковых новостей на просторах глобальной сети интернет

Информация - самый ценный товар в мире после времени. Подобный «товар» гораздо дороже любых денег.

Кристина Дэвер

Процесс цифровизации произвел модернизацию во всех сферах общества, однако в данном научном исследовании за-тронутся именно последствия и проблемы от кардинальных изменений в работе с информацией и дальнейшем её транслировании, которое представляет собой как взаимодействие людей друг с другом, так и обоюдную коммуникацию государства с обществом.

Контакт с данными подразумевает интерактивность с новостными источниками. Речь идет о любых способах распространения информации от печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, что обозначено отечественной законодательной формулировкой в ФЗ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», до современной расширенной модели публикации сведений на просторах социальных сетей, что предоставило возможность сразу получить обратную связь и размыть географические границы. Насущной проблемой и негативным последствием из-за цифровой рево- люции в сфере коммуникаций становится распространение фейковых новостей.

Целью работы является не только обсуждение актуальной проблемы в виде популяризации ложных сведений в интернет-коммуникации, но и раскрытие значимости достижения достоверности публикуемой информации на площадках глобальной сети с помощью теоретикоприкладного анализа научных взглядов, законодательства и нынешней новостной обстановки в обществе. Необходимо рассмотреть основные и особенные положения, которые характеризуют явление фейков в принципе. Для полноценной реализации поставленной цели в ходе исследования и привлечения внимания к негативной стороне киберпространства можно достичь с помощью применения системного, критического и нормативно-правового осмысления данных.

Обыденным в современной практике СМИ стало явление «фейковых» новостей. Отсутствие конечной и четкой формулировки этого понятия предоставляет воз- можность перебирать разные вариации его смысла.

Обычно в содержании фейка идет речь о способности людей сопоставлять и распределять информацию в медиапространстве на настоящие и «ненастоящие» новости, из-за этого А. Соловьев отмечает в своем исследовании такой новый речевой жанр, как «fake news» [7].

Можно, естественно, обобщить разного объема трактовки термина «фейк» как ложь и недостоверность, однако для того, чтобы сложилась полноценная картина для дальнейшего понимания искаженных в истине новостей нужно обратиться к теоретическим положениям.

Мудрая И. предлагает следующее определение: «фейк – это специально созданная новость, событие или журналистский материал, содержащий ложную или искаженную информацию, которая дискриминирует определенного человека или группу лиц в глазах аудитории» [6]. Стоит отметить, что данная формулировка отражает фактически функцию опубликованных ложных сведений. Именно их искажение о событии, о каком-либо факте, человеке или государственном органе вызывает дискредитацию в социуме и к росту недоверия по отношению к происходящему или к конкретному лицу. Другими словами, речь заходит о переработке информации журналистами для своей выгоды, чтобы в конкуренции между СМИ занять первостепенное место в борьбе за внимание людей и получить материальную прибыль. Уместно привести зеркальные мнения (зарубежное и отечественное) об интерпретации журналистами имеющегося у них материала. Эверетт Дэннис и Джон Мэррилл подмечали в «Беседах о масс-медиа» то, что «Новость – это сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса. В новости прослеживаются важные для индивида или общества изменения, которые подаются в контексте общепринятого или типичного» [1]. Ровно, как и Г.В. Лазутина и С.С. Распопова оценили «великую миссию журналиста» как «посредника между но- востью и удаленными от нее людьми, он адаптирует их ко всему новому» [4].

Нельзя спорить о том, что новостные статьи не должны содержать субъективные моменты, особенную стилистику и мнение того, кто их пишет, иначе мы будем ограничивать творчество и работу журналиста, однако допускать этого без должных отметок и предупреждений перед своими «горящими» заголовками категорически нельзя. Как бы однобоко и сухо не звучала формула о том, что новость=факт, то есть содержание определенного жанра сообщения тождественен нечто реальному, имевшему место во времени и пространстве, именно данное утверждение должно являться идеализированной моделью у СМИ, к которой следует стремиться в своих публикациях.

Эффективным механизмом достижения истины в информационном пространстве стоит признать именно правовой, поскольку законодатели модернизируют с каждым годом нормативно-правовые акты, закрепляя нужные понятия и разъясняя имеющиеся, дополняя институт ответственности за популяризацию недостоверных данных. Примером являются следующие поправки за 2019-2022 г.:

  • -    ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где были уточнены признаки, по которым можно определить «фейк» как «заведомо недостоверный» и «общественно значимый»;

  • -    ст. 207.1 УК РФ, где была прописана ответственность за публичное распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации, повлекшее за собой тяжкие последствия, в качестве уголовного состава;

  • -    ст. 207.3 УК РФ, в которой раскрыта суть недостоверных сведений о Вооруженных Силах РФ и была определена ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами РФ своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами

содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Стоит отметить, что ответственность за правонарушения касаемо распространении недостоверных данных, не образующие состав преступления, определена и иными поправками только в КоАПе, одним из примеров является ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Нельзя утверждать, что явление фейков новое, поскольку на протяжении всей истории массовых коммуникаций ложная информация транслировалась людям в форме политической клеветы, журналистских мистификаций и сенсационных разоблачений [8]. Необходимо вести рассуждения о «всплесках» популярности распространения искаженных и недостоверных данных в новостях. В большинстве случаях это происходит на волне масштабных событий или высказываний известных личностей, в первую очередь политиков.

Масштабную волну недостоверной информации в медиапространстве можно связать с такими событиями, например, как пандемия или проведение специальной военной операции. Увеличившийся поток фейков нельзя привязать к отсутствию нужного количества верифицированных данных, ключевую роль играет ведение агрессивной и безжалостной «информационной войны» западными СМИ. Использование недостоверных, заведомо поддельных данных является механизмом по сути легкой не требующих усилий медиавойны, однако с вытекающими тяжелыми последствиями, что подтверждается рассуждениями И. Мудрой, которая как раз отождествляла фейк с «инструментом информационной войны», подтверждала она это такими основными задачами ложных сведений, как дезинформация населения, пропаганда и навязывание своего мнения, формирование зачатков агрессии, зарождение мыслей об изменении позиции из-за минутного сомнения текущими событиями, побуждение к определенному действию, убеждение и запугивание аудитории с помощью вымышленных фактов [6, с. 185].

В результате от безобидной и несерьезной модели недостоверных сведений в виде «желтой» прессы, которую никто всерьез не воспринимал, о медийных личностях мы пришли к «из ряда вон выходящему» построению популяризации фальшивых новостей, влияющих на правовую культуру общества и на мнение, в частности о деятельности должностных лиц и социальных институтов.

Для эффективного противодействия фейковым новостям в информационном пространстве можно предложить следующие решения и методы. Во-первых, со стороны граждан проявлять недоверие к броским заголовкам и к «яркой» непроверенной информации, необходимо полагаться на свой опыт и имеющиеся знания, сопоставляя полученные данные. Опыт последних лет показывает, что фейковые новости могут подменять реальную картину мира и формировать в головах людей особую аксиоматику. Необходимо опасаться фейков, даже шуточных, и учиться различать их в безграничном медиапространстве. Проверять нужно подлинность фотографий с помощью специализированных        ресурсов,        например:

[5], аналогичный поиск можно произвести как через компьютер, так и телефон с помощью сервиса «Яндекс». Во-вторых, продвижение медиаграмотности социальными институтами и государственными органами будет эффективно способствовать в борьбе с недостоверными новостями и способствовать выработке первичных навыков критического мышления при получении знаний и правил для навигации в информационном пространстве. В-третьих, нужно совершенствовать работу платформ социальных сетей, где продвигаются различные мнения, чтобы избежать эхо-камер и ограничивать доступ к ложным данным. Все описанные простые механизмы очистки медиапространства от дезинформации сводят к одному верному решению – балансу между свободой слова и интенсивным отслеживанием, регулированием со стороны Правительства интер-нет-площадок с помощью правовых норм и своих подведомственных профессио-

СМИ, которые необходимо фильтровать и нальных кадров.

В результате делаем вывод о том, что Интернет содержит огромный пласт сведений как от пользователей, так и от их источников, в данном описанном случае от не допускать к распространению недосто верные новости, чтобы сохранить цен ность информации как ключевого совре менного ресурса и стабильность обще ственных отношений в цифровую эпоху.

Список литературы К вопросу распространения фейковых новостей на просторах глобальной сети интернет

  • Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. - М: Вагриус, 1997. - 383 с.
  • Закон Российской Федерации "ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Российская газета.
  • Закон Российской Федерации "ФЗ от 27.12.1991 №2124-1 "О средствах массовой информации" // Российская газета.
  • Лазутина Г.В., Распопова С.С. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2008. - № 5. - С. 82-98. EDN: KVAWPV
  • Морозова С. Как распознать фейк: пособие для журналистов и пользователей соцсетей // Adindex.ru. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adindex.ru/news/adyummy/2015/10/8/128695.phtml. (дата обращения: 12.08.2023 г.).
  • Мудрая И. Понятие "фейк" и его виды в СМИ // Теле- и радиожурналистика. - 2016. - Вып. 15. - С. 184-188.
  • Соловьев, А. Fake news как средство пропаганды: фальшивые новости признаются правдивыми, а реальные - фейками // Международная журналистика-2017: идея интеграции интеграций и медиа: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 16 февраля 2017 года / Составитель Б.Л. Залесский, под общей редакцией Т.Н. Дасаевой. - Минск: Белорусский государственный университет, 2017. - С. 296-301. EDN: XWMWZP
  • Creech B., Roessner A. Declaring the Value of Truth: Progressive-Era Lessons for Combatting Fake News. Journalism Practice. - 2019. - Vol. 13. - № 3. - P. 263-279. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/full/?scroll=top&needAccess=true&role=tab (дата обращения: 05.08.2023 г.). DOI: 10.1080/17512786.2018.1472526
Еще
Статья научная