Как программируется сознание подростков (психологический анализ литературного произведения)
Автор: Манапова Е.И.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 4 (81) т.15, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен психологический анализ одного печатного издания, автором которого является канадская писательница и художница Кэри Смит. Её книга «Уничтожь меня везде!» - одна из серии подобных произведений. Поскольку основной целевой аудиторией являются подростки, то особую значимость приобретает вопрос о содержании, предлагаемом автором для них, и о влиянии этого содержания на незрелую психику подростков. В статье подробно проанализирована структура построения и подачи материала, выявлены элементы скрытого программирования сознания: использование цвета, цифр, выделений, повторов, информационных усилений и т.п. Все это позволяет автору книги навязать «активному читателю», исполняющему предлагаемые в книге задания, деструктивные модели поведения.
Программирование сознания, идентификация с именем, информационная установка, визуальное восприятие, размывание образа я, самоуничтожение
Короткий адрес: https://sciup.org/140248165
IDR: 140248165
Текст научной статьи Как программируется сознание подростков (психологический анализ литературного произведения)
Мы часто слышим о программировании созна-ниячеловека в современных условиях. Сегодня этим термином уже никого не удивишь. Суть программирования заключается в том, чтобы навязать человеку определенные поведенческие рамки и модели выбора. И это не всегда плохо. Например, воспитание в семье предполагает усвоение «навязанных» родителями установок, убеждений и т.п. Массовая культура также является рычагом программирования. Через СМИ, рекламу идет поток информации, который ложится затем в основу нашего выбора. Главное здесь – ЧТО нам внушают, к чему подталкивают. Взрослому человеку, безусловно, легче (хотя не всегда это возможно) критично воспринимать и «просеивать» информацию. Дети и подростки в этом плане оказываются наиболее уязвимыми, особенно подростки. Они хотят поступать по-своему и вопреки, попробовать запретное, экспериментировать во всем. Именно поэтому легко проглатывают приготовленную для них наживку, даже не поняв ее вкус. Яркими примерами являются многочисленные интернет-сообщества для подростков с опасным информационным наполнением («Тихий дом», «Синий кит», «Группа смерти», «НяПока», «Привет со дна» и т.п.), а также отдельная печатная продукция, ориентированная на подростковую аудиторию.
Наша статья представляет собой психологический анализ книгиканадской художницы, а теперь и писательницы Кери Смит. Интернет пестрит восторженными анонсами ее работ, цены на ее книги в российских магазинах достаточно высоки, что указывает на повышенный спрос со стороны читателей. Мы тоже не остались в стороне и прочли (если этот глагол уместен в отношении данного произведения) одну из ее книг под названием «Уничтожь меня везде!» [6].
Кери Смит предлагает читать ее книгу внимательно, не пропуская ни одной страницы. Автор надеется, что при работе с книгой произойдет выплеск творческой энергии, скрытых эмоций. Все, что предлагает автор, якобы, позволяет творческому человеку найти необычные методы самовыра- жения. К слову сказать, книга пользуется популярностью в кругу подростков. Те, кто постарше, чаще отзываются о ней скептически или с иронией. Мол, ну и где тут креативность, творчество?
К достоинствам книги относят ее необычный формат. Автор ломает стереотипное представление о книге, у нее это небольшой блокнот с заданиями, своего рода, карманный тренажёр креативности. Сама Кери Смит говорит о том, что хорошим стимулятором креативности является взгляд на предметы под другим углом. Именно это мы и попробовали сделать, посмотрев на содержание книги сквозь призму собственных знаний и опыта психологической деятельности.
Блокнот начинается с работы с именем. Имя -это один из компонентов самосознания человека. Человек идентифицирует себя с именем, оно становится для него частью его сущности [5]. Идентификация себя с именем становится защитным барьером от дестабилизирующих личность влияний. Нарушение связи «Я-имя», уничтожение имени равнозначно разрушению образа себя в мире [3].
Смит К. предлагает поэкспериментировать с написанием своего имени и сама задает варианты экспериментирования (написать имя белым цветом, неразборчиво, малюсенькими буквами, задом наперед, как можно бледнее, гигантскими буквами). Сначала предлагается написать имя белым цветом, который объединяет в себе все цвета радуги. В психологии цвета он рассматривается как амбивалентный: с одной стороны, он символизирует невинность, открытость, чистоту, с другой, - скрытность, отчужденность. На Востоке белый цвет является символом вечной жизни, освобождения от оков, а в христианской религии - это цвет отрешенности от мирского. Написанное в блокноте собственное имя на белом листе белым цветом будет либо расплывчато, либо вообще недоступно для восприятия («я никто», «меня нет»).Далее идут следующие пять вариантов написания имени, которые, по сути своей, представляют собой размывание и искажение имени. Их цель - нарушить идентификацию с именем.
Следует отметить, что подобные задания есть и в арсенале арт-терапии. Однако там задания всегда имеют альтернативу, например, написать имя слева направо и справа налево. И главное, после выполнения задания всегда предусматривается направленный рефлексивный анализ (изменился ли образ имени?Какие чувства это вызывает? Какие воспоминания возникают? ... и т.п.). Таким образом, подсознательные процессы переводятся в область сознания человека. У Кери Смит этого нет. По незнанию или умышленно она предлагает просто искажать восприятие собственного имени. Зачем? Американские индейцыполагали, что от дурного обра- щения с именем вреда не меньше, чем от телесной раны. Поскольку имя презентует человека в мире, то обесценивание имени лишает его уверенности в себе.
Следующий лист блокнота содержит всего одну строчку на русском языке - «Уничтожь меня везде!». По форме и содержанию - это призыв, который вполне логично располагается после работы по нарушению идентификации с именем.
На странице 5 автор говорит о том, что безрассудство, разрушение есть, ни что иное, как креативность, развитие творчества. Тем самым она как бы дает разрешение на безрассудные и разрушительные действия. А предложение носить блокнот везде с собой (стр. 9) и постоянно что-то с ним делать может рассматриваться как стимулирующие, подкрепляющие действия (они подкрепляют установку, навязываемую автором). Кстати, простейшим приемом психологической защиты от сторонних манипуляций с нашим сознанием является сознательное прерывание контакта с источником информации [2]. Другими словами, для «восстановления» сознания достаточно пользоваться этим блокнотом лишь периодически.
Страница 19 содержит инструкцию придумать собственный метод уничтожения. Визуально выделено слово «метод» (оно написано большими буквами) и «уничтожения» (жирная обводка букв). Мы зрительно обращаем внимание, в первую очередь, на то, что привлекает наш взгляд (яркое, большое, необычное). В данном случае визуальное восприятие «выделяет» информацию «метод уничтожения». Это воспринимается читающим как основная мысль - как уничтожить.
Следует отметить, что эта информационная установка («придумай метод уничтожения») повторяется в блокноте 9 раз с определенной периодичностью. Невольно возникает ассоциация с девятью кругами ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, что число 9 в нумерологии символизирует начало и конец, весь жизненный цикл. Многократное повторение задания с использованием визуального выделения и символики цифр можно расценивать как элемент программирования, глубинным содержанием которого является идея, что разрушение - это путь к началу, к обновлению и улучшению мира. Можно лишь домысливать, каким путем будет достигнуто это обновление и улучшение мира.
В блокноте много инструкций, побуждающих к проявлению агрессии: «проткни страницу» (стр. 25), «утопи страницу» (стр. 27), «натри страницу грязью» (стр. 35), вынеси свой рисунок под дождь, «пусть размокнет» (стр. 39), «засыпь страницу компостом» (стр. 42); «заберись на самый верх и урони этот блокнот» (стр. 51), «привяжи нитку к корешку и тащи блокнот за собой по земле» (стр. 59) и т.п. Задания такого рода составляют четверть всех инструкций. Если читатель начинает заполнять блокнот со своего имени, то блокнот – это его лицо, это отражение его самого. То, что делается с блокнотом, ассоциируется с его хозяином. Есть даже инструкция, в которой прямо предлагается «надеть этот журнал на себя» (стр.110). По сути, автор рекомендует познакомиться с уже известными способами уничтожения и самоуничтожения (проткнуть острым, утопить, сбросить тело вниз и другие) и примерить это к себе.
На стр. 61 предлагается поставить печать и лучше всего настоящую. Ключевую смысловую нагрузку несет слово «печать». Печатью завершаются все важные дела, соглашения, с ее помощью подтверждают принятое решение. Такое задание наводит на мысль, что читатель уже созрел для разрушительных действий, остается только поддержать его в этом решении.
Действительно, далее задания отчасти видоизменяются по смыслу. Например, на стр. 66-67 предлагается, где бы вы не находились, рисовать линии. Абсолютное большинство лиц, начиная с подросткового возраста, знают, что линии могут быть тонкие, жирные, сплошные, пунктирные, вертикальные, горизонтальные, прямые, волнистые и т.п. Тем не менее, думается, что на просьбу рисовать линии большинство подростков будут рисовать, скорее всего,прямую сплошную (тем более, что в блокноте образец уже дан). Одна из закономерностей развития человека гласит, что развитие всегда нелинейно. Любая жизненная функция в рабочем состоянии на мониторе изображается как зигзагообразная или волнообразная кривая. И только состояние смерти фиксируется как прямая линия. А если предположить, что подросток будет рисовать эту линию всегда и везде, то рисованные линии в данном случае – это, своего рода, повторяющееся пиктографическое письмо, основным содержанием которого является нечто противоположное жизни.
На стр. 69 предлагается уронить на блокнот комок земли, затем повторить еще - картина символического захоронения. На стр. 71 предлагается написать что-нибудь. При этом, половину страницы читатель обменивает на возможность написать, а на оставшейся половине пишет. Символически – это предсмертное/посмертное послание, когда самого человека уже наполовину нет. На стр. 75 появляется запах!
Продолжается размывание образа Я: для этого предлагается на отдельные страницы прилепить что-нибудь липкое (стр. 81), размазать что-нибудь по странице (стр. 89), из-за чего страницы склеятся и не будут восприниматься как самостоятельные фрагменты. На стр. 87 надо обвести контуры пред- метов так, чтобы линии перекрывали друг друга. Если таких наложений будет много, то предметы будут неузнаваемы. Процесс восприятия начинается именно с различения контура объекта: размывая контуры, мы размываем восприятие. Похожее по смыслу задание на стр. 93.
Заслуживает внимания страница 100, на которой владельцу блокнота предлагается «сделать эту страницу черной при помощи всего, что найдешь в мире». По М. Люшеру, черный цвет – это отрицание света как такового, негатив. Черный цвет символизирует стремление к уничтожению всего сущего [4]. Гаральд Браэм пишет, что в устном народном творчестве черный цвет используется как символ пессимизма, потерь и несчастий; черный цвет ассоциируют с болезнями,упадком исмертью. Черный цвет – это конечное состояние всего живого на земле [1]. Если с этих позиций посмотреть на задание автора, то надо не только и не просто изменить свой эмоциональный настрой, надо все, что есть в мире обернуть негативной стороной.
На стр. 138 – журнал мест уничтожения.
Именно эти слова выделены автором. Там же мелким шрифтом дается пояснение, что надо нарисовать карту локализаций, в которых хозяин блокнота уничтожал свой блокнот. Заметим, что речь уже не о способах уничтожения, их уже подсказано и придумано достаточно. Теперь важно зафиксировать в сознании читателя не КАК, а ГДЕ это можно сделать. Подтверждение этому мы находим на стр. 142. Это финальная страница, на которой в рамочке дан вопрос «ГДЕ ты будешь уничтожать?».
Как видим, даже неглубокий и неполный психологический анализ данной книги позволяет хотя бы задуматься о том, что предлагается подросткам и молодежи. Думается, мы имеем дело со скрытым программированием сознания. Если книга попадет в руки психически здоровых молодых людей, то, возможно, что она не вызовет длительного интереса. Но если она окажется в руках незрелой личности, у психически неуравновешенных людей, у лиц с выраженными внутриличностными конфликтами, то она может усилить их негативное эмоциональное состояние, актуализировать деструктивное и аутодеструктивное поведение.
Список литературы Как программируется сознание подростков (психологический анализ литературного произведения)
- Браэм Г. Психология цвета. М.: ACT: Астрель, 2009. 158 с.
- Зеркалов Д.В. Социальная безопасность [Электронный ресурс]: Монография. Электрон. данные. Киев: Основа, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
- Ломова М.В. Соотношение «Я» и «Имени» человека в развитии самосознания: Автореф. дисс. канд. пс.н. (19.00.07). М., 2002. 126 с.
- Люшер М., Сара Д. Цвет вашего характера. Тайны почерка. М.: Вече, Персей, АСТ, 1996. 400 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М.: Академия, 2010. 452 с.
- Смит К. Уничтожь меня везде! (Wreck This Journal Everywhere). М.: Эксмо, 2016. 144 с.