Каменные ящики как внутримогильные сооружения в культуре ситуаньшань в Китае и в дольменах Кореи: вероятные связи и аналогии
Автор: Нестеркина А.Л., Гирченко Е.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла средневековья и нового времени
Статья в выпуске: т.XXVIII, 2022 года.
Бесплатный доступ
Период Iтыс. до н.э. характеризуется активными миграционными процессами в бассейне Японского моря - движением групп земледельческого населения из континентальной зоны в прибрежные районы. Эти события наиболее ярко прослеживаются по материалам культуры бронзового века ситуаньшань современной китайской пров. Цзилинь. Одновременно на Корейском п-ве, а также на части территории китайских пров. Ляонин и Цзилинь, складывается уникальная мегалитическая культура. Цель работы - поиск вероятных связей и аналогий между культурой ситуаньшань и синхронной культурой бронзового века Корейского п-ва, представленной мегалитическими сооружениями, преимущественно дольменами различных типов. К характерным особенностям культуры ситуаньшань относятся погребальные сооружения в виде каменных ящиков, преобладание захоронений по обряду трупоположения на спине, в инвентарных комплексах - гладкостенная керамика, шлифованные каменные орудия, в том числе жатвенные ножи, бронзовые предметы вооружения. Каменный ящик является достаточно распространенным типом внутримогильной конструкции дольменов южного типа и сооружений без опорных камней типа кэсоксик. Инвентарные комплексы дольменов обычно представлены гладкостенной керамической посудой и шлифованными каменными орудиями, среди которых довольно многочисленны жатвенные ножи, наконечники стрел и кинжалы. В небольшом количестве присутствуют и бронзовые предметы вооружения. Детальное сравнение материалов культуры ситуаньшань и культуры дольменов выявило сходства в конструкции погребальных сооружений, погребальном обряде и инвентарных комплексах, свидетельствующие о культурных контактах или определенной этнической близости населения. Дальнейшее изучение этих культур представляется перспективным для решения проблемы происхождения мегалитической традиции и культуры бронзы Восточной Азии в целом.
Восточная азия, китай, цзилинь, ситуаньшань, корея, мегалиты, дольмены, каменный ящик, бронзовый век
Короткий адрес: https://sciup.org/145146463
IDR: 145146463 | DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0670-0676
Список литературы Каменные ящики как внутримогильные сооружения в культуре ситуаньшань в Китае и в дольменах Кореи: вероятные связи и аналогии
- Бутин Ю.М. Древний Чосон (историко-археологический очерк). – Новосибирск: Наука, 1982. – 330 с.
- Дун Сюэцзэн. Цзилинь Ситуаньшань вэньхуа люши нянь яньцзю чэнго гайшу (Результаты 60 лет исследований культуры Ситуаньшань в Цзилине) // Боугуань янь-цзю. – 2009. – № 1. – С. 28–37 (на кит. яз.).
- Ким Джэвон, Юн Мубён. Хвансонни юджок (Памятник Хвансонни) // Хангук чисонмё ёнгу (Исследования дольменов Кореи). – Сеул: Куннип чунан панмульгван (Нац. муз. Республики Корея), 1967. – С. 99–125 (на кор. яз.).
- Ли Гуанжи. Цун Дунлянган муцзан кань ситуаньшань вэньхуа муцзан дэ фэньци юй дуаньдай (Датировка и периодизация могильных комплексов культуры ситуаньшань на основе материалов могильника Дунлянган). Чанчунь: Изд-во Цзилиньского ун-та, 2006. – 36 с. (на кит. яз.).
- Ли Джонсу. Содансан мунхва соккванмё-ый тхыгджин-гва кивон-э тэхаё (Характеристики и происхождение захоронений в каменных ящиках культуры ситуаньшань) // Йокса-ва мунхва (История и культура). – 2008. – № 28. – С. 220–254 (на кор. яз.).
- Лю Цзинвэнь. Ситуаньшань вэньхуа дэ нунмуе фачжань таньсо (Исследование развития земледелия и скотоводства культуры ситуаньшань) // Бэйфан вэньу. – 1991. – № 2. – С. 13–17 (на кит. яз.).
- О Дэян. Йодон-гва Киллим, Собукхан чиёк чхондонги сидэ мёдже-ый чонгэ янсан комтхо (Исследование эволюции погребений периода бронзового века на п-ове Ляодун, в пров. Цзилинь и в северо-западной Корее) // Пэксан хакпо. – 2019. – № 115. – С. 173–216 (на кор. яз.).
- Пукхан мунхва юджок пальгуль кэбо (Собрание отчетов об археологических раскопках памятников культуры Северной Кореи). – Сеул: Мунхваджэ кваллигук мунхваджэ ёнгусо (Нац. ин-т культурного наследия при Управлении культурного наследия Республики Корея), 1991. – 643 с. (на кор. яз.).
- Тун Чжучэнь. Цзилинь Ситуаньшань шигуаньму фацзюэ цзяньбао (Отчет о раскопках могил в каменных ящиках на горе Ситуаньшань в Цзилине) // Каогу сюэбао. – 1964. – № 1. – С. 29–49 (на кит. яз.).
- Ха Мунсик. Кочосон чиёг-ый коиндоль ёнгу (Исследование дольменов на территории Древнего Чосона). – Сеул: Пэксан чарёвон, 1999. – 380 с. (на кор. яз.).
- Хан Бёнсам, Ким Джончхоль. Йанпхён гун Санджапхори чисонмё (соккванмё) пальгуль пого (Отчет о раскопках дольменов (каменных ящиков) Санджапхори в у. Йанпхён) // Пхальдан, Сояндэм сумоль чигу юджок пальгуль чонхап чоса погосо (Сводный отчет о раскопках археологических памятников в зоне затопления водохранилищ Пхальдан и Соян). – Сеул: Мунхва конбобу мунхваджэ кваллигук (Управление культурного наследия Республики Корея при Министерстве культуры и информации Республики Корея), 1974. – С. 7–113 (на кор. яз.).
- Хангук чисонмё (коиндоль) юджок чонхап чоса ёнгу – пунпхо, хёнсик, кивон, чонпха мит сахве погвон (Комплексное изучение дольменов Кореи – распространение, типология, происхождение, взаимосвязи и социальная реконструкция). – Сеул: Мунхваджэ кваллигук, Соуль тэхаккё панмульгван (Управление культурного наследия Республики Корея, Муз. Сеульского нац. ун-та), 1999. – 1251 с. (на кор. яз.).
- Чжао Биньфу. Ситуаньшань вэньхуа фэньци яньцзю (Периодизация культуры ситуаньшань) // Каогу сюэбао. – 2009. – № 4. – С. 469–496 (на кит. яз.).
- Ю Ёнджин. Тэгу Тэбондон чисонмё: чебальгуль чоса пого (Дольмены Тэбондон в г. Тэгу: отчет о повторных раскопках). – Тэгу: Кёнбук тэхаккё панмульгван (Муз. ун-та Кёнбук), 1991. – 129 с. (на кор. яз.).