Канонические ответы митрополита Иоанна II (Продрома; †1089) о священнических одеждах: реалии Руси и культура Византии

Бесплатный доступ

14 и 33 правила Канонических ответов митрополита Иоанна II (Продрома; †1089) посвящены одежде клириков. Такое внимание к священническому облачению объяснялось не только важностью иерейских одежд, но и тем, что реалии Руси вступали в противоречие с культурой и традицией Византии. Так, совершение служб в зимнее время предполагало использование одежд из шкур животных, что не соответствовало представлениям о ритуальной чистоте. Не меньшую трудность представляли местные нравы в кругу богатого духовенства, инкорпорированного в круг киевской знати. Использование ими богатых одежд, вероятно, соперничавших со святительскими одеждами, вынуждало митрополита обратиться к авторитету VI Вселенского Собора. Однако, вынести суждение об эффективности принятых первосвятителем мер затруднительно.

Еще

Церковное право, каноническое право, канонические ответы митрополита иоанна ii, церковные облачения, одежда клириков, культура и традиции византии, русская православная церковь

Короткий адрес: https://sciup.org/140307704

IDR: 140307704   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2024_4_213

Список литературы Канонические ответы митрополита Иоанна II (Продрома; †1089) о священнических одеждах: реалии Руси и культура Византии

  • Вопросы Кирика, Саввы и Илии, с ответами Нифонта, епископа новгородского, и других иерархических лиц // Русская историческая библиотека. Т. 6. Ч. 1: Памятники XI–XV в. СПб., 1880. Стб. 21–62.
  • Изборник 1076 г. М.: Наука, 1965. 1094 с.
  • Исидор Пелусиот, прп. Творения. Ч. 1. М., 1859. 480 с.
  • Канонические ответы митрополита Иоанна II // Русская историческая библиотека. Т. 6. Ч. 1: Памятники XI–XV в. СПб., 1880. Стб. 1–20.
  • Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. СПб.: Наука, 1997. С. 296–489.
  • Константин Багрянородный. Об управлении империей. 2‑е изд., испр. М.: Наука, 1991. 496 с.
  • Никодим (Милаш), еп. Правила Православной Церкви: с толкованиями Никодима, епископа далматинско-истрийского. [Репринт. изд. СПб., 1911]. Т. 1–2. М.: Междунар. изд. центр православ. лит., 1994. 660, 645 с.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки славянской культуры, 2001. 733 с.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998. 1105 с.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 13: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (Продолжение). М.: Языки русской культуры, 2000. 540 с.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 29: Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. Лебедевская летопись. М.: Знак, 2009. 389 с.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М.: Наука, 1978. 304 с.
  • Послание к игумену Василию о схиме. Послание некоего старца к блаженному в Боге архимандриту Василию о схиме // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. СПб.: Наука, 1997. С. 198–205.
  • Правда Русская: в 3‑х томах. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 862 с.
  • Слово о бельцах и монашестве // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. СПб.: Наука, 1997. С. 170–185.
  • Устав князя Ярослава о церковных судах [Пространная редакция. Основной извод] // Древнерусские княжеские уставы церкви XI–XV вв. М.: Наука, 1976. С. 85–91.
  • Адамова Т. В. История богослужебного облачения: учебное пособие. М.: ПСТГУ, 2023. 122 с.
  • Баранкова Г. С. Цикл дополнительных статей о чернецах, приписываемых Василию Великому, в Варсонофьевской кормчей XIV в. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 3 (в печати).
  • Белов Н. В. «…И велел его предати псарем»: Падение и гибель князя А. М. Шуйского в декабре 1543 г. (новый штрих к истории политической борьбы времени «боярского правления») // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 3 (в печати).
  • Гайденко П. И. Религиозная ситуация в Новгороде по материалам «Вопрошания» Кирика Новгородца // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 2. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2012. С. 139–153.
  • Гайденко П. И. Священная иерархия Древней Руси (XI–XIII вв.): Зарисовки власти и повседневности. М.: Университетская книга, 2014. 212 с.
  • Голубинский Е. Е. История Русской Церкви [Репр. изд.]. Т. 1: Период первый, киевский или домонгольский. Первая половина тома. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. 992 с.
  • Голубинский Е. Е. История Русской Церкви [Репр. изд.]. Т. 1: Период первый, киевский или домонгольский: Вторая половина тома. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. 950 с.
  • Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М.: Языки славянской культуры, 2003. 375 с.
  • Калугина Е. М. Средневековые ткани по сообщениям берестяных грамот второй трети XIII–XV вв. // Археология Евразийских степей. 2024. № 1. С. 169–176.
  • Калугина Е. М. Текстиль домонгольской Руси по данным берестяных грамот XI — первой трети XIII века // Археология Евразийских степей. 2023. № 1. С. 86–92.
  • Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. (Памятники древнерусской мысли: исследования и публикации. Вып. VII). 544 с.
  • Митрофан (Баданин), митр. Очерки истории церковных одежд. СПб.: Ладан, Мурманск: Изд-во Мурманской епархии, 2023. 155 с.
  • Салтыков А. А., прот. «Нагота» и «одежды» в Шестодневе // Гуманитарное пространство. 2019. Т. 8. № 5. С. 596–622.
  • Солнцев Н. И. Провиденциальная историческая концепция в трудах русских историков-клириков XVIII–XIX веков. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2005. 197 с.
  • Толочко А. П. «Порты блаженных первых князей»: к вопросу о византийских политических теориях на Руси // Южная Русь и Византия: сб. научных трудов (к XVIII конгрессу византинистов. Киев: Наукова думка, 1991. С. 34–42.
  • Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017. 344 с.
  • Устинова Е. А. Православные облачения. История и технология. М., 2004. 99 с.
  • Шапиро Б. Л. Россия в шубе. Русский мех: история, национальная идентичность и культурный статус. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 302 с.
  • Шмидт С. О. Продолжение Хронографа редакции 1512 года // Исторический архив. Т. 7. М.: АН СССР, 1951. С. 254–299.
  • Braun J. S. J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient nach Ursprung und Entwicklung. Freiburg im Breisgau: Herder, 1907.
  • Innemée K. C. Clothes make the magistrate: the birth of ecclesiastical dress // Rituals in Early Christianity. New Perspectives on Tradition and Transformation / Ed. A.-K. Geljon, N. Vos. Leiden: Brill, 2021. P. 175–200.
  • Innemée K. C. Ecclesiastical Dress in the Medieval Near East. Leiden: Brill, 1992. 300 p.
  • Mayo J. A History of Ecclesiastical Dress. New York: Holmes and Meier, 1985. 192 p.
  • Muthesius A. M. Silk, culture and being in Byzantium: how far did precious cloth enrich “memory” and shape “culture” across the empire (IVth–XVth centuries)? // Δελτίοντης Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. 2015. Τ. 36. Σ. 345–362.
  • Muthesius A. M. Silk, Power аnd Diplomacy In Byzantium // Textile Society of America Symposium Proceedings: Third Biennial Symposium, September 24–26, 1992. Seattle Art Museum, Seattle, Washington. Seattle, 1992. P. 99–110. URL: https://core.ac.uk/reader/188080750 (дата обращения: 30.07.2024).
  • Papas T. Studien zur Geschichte der Messgewänder im byzantinischen Ritus. München, 1965. 261 p.
  • Tyack G. S. The historic dress of the clergy. London: W. Andrews & Co., 1897. 144 p.
  • Woodfin W. T. The Embodied Icon. Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium. Oxford: Oxford University Press, 2012. 376 p.
Еще
Статья научная