Кант и вера в чудеса

Бесплатный доступ

Основная задача статьи - анализ взгляда И. Канта на сущность и типологию чудес, а также связи понятия чуда и веры в чудо с кантовской концепцией моральной религии в целом. В рационалистической философии религии эпохи Просвещения, с присущим ей антропологическим оптимизмом, нет места вере в чудеса, в корне парализующей работу теоретического разума. Кант же трактует чудо не столько как нарушение закона опыта, сколько как неэмпирическое действие эмпирической причины; постольку и отрицание чудес в мире, и признание чудом конкретного события в опыте одинаково превышает полномочия рационального знания. В своей классификации чудесных событий Кант уделяет главное внимание «теистическим» (Божьим) и «ангельским» чудесам. Последние, однако, почти не обнаруживаются в опыте вследствие обременяющего волю конечных деятелей радикального зла - естественной наклонности принимать чувственные мотивы в верховный принцип действия как самодостаточные. При таких условиях человек совершенно не может иметь доброго сердца (умонастроения) и совершать морально добрые поступки. Для возможности морального добра требуется «революция умонастроения», переворот в иерархии мотивов воли. Силами самого человека, в его обыкновенном состоянии, подобный переворот совершенно немыслим, однако он категорически требуется законом практического разума. Отсюда представление о сверхъестественном содействии в этом коренном акте воли, при условии посильной моральной активности человека, делающей его достойным такого содействия. В моральной религии Канта «революция умонастроения» и благодатное содействие ей занимают ключевое место; если же все совершающееся по недоступным нашему разуму правилам есть чудо, то моральная вера в это чудо категорически требуется витальным интересом самого практического разума.

Еще

Кант, философия религии, чудо, вера в чудо, историческая вера, моральная вера, революция умонастроения, сверхъестественное содействие

Короткий адрес: https://sciup.org/140294182

IDR: 140294182   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2021_2_68

Список литературы Кант и вера в чудеса

  • Кант - Фихте. 2 февраля 1792 // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 580-581.
  • Кант И. Религия в пределах только разума // Его же. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. C. 78-278.
  • Kant I. Der einzig mögliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseins Gottes // Idem. Gesammelte Schriften. Abt. 1. Werke. Bd. II. Vorkritische Schriften: 2. Berlin: Reimer, 1912. S. 63-164.
  • Kant I. Die Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft // Idem. Werkausgabe: in 12 Bd. Bd. VIII: Die Metaphysik der Sitten. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1989. S. 645-880.
  • Гулыга А. В. Кант. М.: Молодая гвардия, 1977.
  • Bonaccini J. A. Two Recent Accounts of Kant's Conception of Miracles // Studi Kantiani. 2017. Vol. XXX. P. 155-168.
  • Nuyen A. T. Kant on Miracles // History of Philosophy Quarterly. 2002. Vol. 19. No. 3. P. 309-323.
  • Peddicord C. Die Wunderkritik Immanuel Kants. (Dissertation. Justus-Liebig Universität Giessen), 2001. URL: http://geb.uni-giessen.de/geb/volltexte/2001/450/pdf/ d010052.pdf.
  • Wimmer R. Kants kritische Religionsphilosophie. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 1990. (Kantstudien: Ergänzungshefte; 124).
Статья научная