Категория «земельный сервитут» в российском послереволюционном законодательстве
Автор: Терновая Ю.Е.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 1-1 (14), 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140110730
IDR: 140110730
Текст статьи Категория «земельный сервитут» в российском послереволюционном законодательстве
Категория земельный сервитут в советском законодательстве отсутствовала как таковая. В 1917 г. земельные правоотношения претерпели революционные реформы на основании Декрета «О земле» и принятого в его развитие последующего законодательства, в частности, Закона «О социализации земли» от 28 января 1928г. В соответствии с этими нормативными актами вся земля вне зависимости от категории обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся.
Сервитут не рассматривался как правовая категория в принципе. Кроме того, даже в научных кругах землю не относили к разновидности имущества и не рассматривали как подлежащую оценке. Частично в качестве права, обладающего признаками сервитута, можно назвать предусмотренное в ГК РСФСР 1964 г. право пожизненного проживания в чужом доме. Таким образом, сервитуты как таковые в советское время исследовались только в рамках исторического анализа римского права
Необходимо отметить, что отрицание сервитута и придание ему статуса «исторической категории»[1], тем не менее не устраняло потребности в законодательном регулировании права ограниченного пользования земельным участком со стороны несобственника.
Возникает идеология соседского права, рассматривая котрорую И.Б. Новицкий отмечает, что смысл соседского отношения «заключается в том, чтобы устроить, наладить соседскую жизнь, отношения между соседями...Правовой титул каждого из соседей с этой точки зрения — дело второстепенное. Будут ли это два землепользователя, или, как было в дореволюционном праве, два частных собственника, у них в этом отношении одни и те же заботы, одни и те же поводы к несогласиям и распрям...»[2]. Далее автор указывает, что «если бы соседское право приурочивалось, по существу, к собственническим отношениям, оно не имело бы для нас актуального интереса, а между тем в жизни бы остался нерегламентированным очень важный круг отношений, что привело бы к самым неожиданным и неблагоприятным результатам. Но на самом деле такая узость постановки вопроса есть лишь историческая случайность: соседское право по существу того общественного отношения, для урегулирования которого оно предназначается, должно представлять собою систему норм, регламентирующих вообще соседские отношения, и в этом качестве оно имеет практическое значение»[3].
Таким образом, национализация земли не устранила необходимости правового регулирования прав пользования чужими земельными участками., но в данный период эти отношения рассматривались как соседское право.
Особое внимание уделялось ограничениям прав землепользования сельскохозяйственных предприятий. В соответствии с ч.5 ст. 11 Основ земельного законодательства права землепользования сельскохозяйственных предприятий могли ограничиваться в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей. К категории других землепользователей относились отдельные несельскохозяйственные землепользователи, чьи земельные участки расположены по соседству с землями сельскохозяйственных предприятий или находятся непосредственно на их территории. При этом необходимо отметить, что в действовавшем законодательстве не содержалось разъяснений по поводу содержания понятия «государственные интересы». Таким образом, можно утверждать, что проблеме правовой регламентации сервитутных правоотношений внимание стало уделяться лишь на закате существования советского государства. Впервые об отношениях, имеющих черты сервитута, упоминается в ст. 54 ЗК РСФСР 1991г. В соответствии с этой нормой права собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца и арендатора могут быть ограничены в интересах других природопользователей. Основанием установления назывались законы и другие нормативные акты. Анализ содержания данной статьи приводит нас к выводу о неточности формулировки. Во-первых, использование термина «природопользователи» подразумевает неоднозначную трактовку. К этой категории могут относиться как конкретные лица, так и неограниченный круг субъектов. Во-вторых, содержание статьи свидетельствует о признании только публичных сервитутов. Норма, посвященная регулированию сервитутов, содержится в п.8 ст. 2 Закона РСФСР от 24.12. 1990 г. «О собственности в РСФСР» (необходимо отметить, что термин сервитут в данном случае не используется), правда, в несколько другой конструкции: «в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законом, на собственника может быть возложена обязанность допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами»
Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик от 31.05.1991 г. в п. 4 ст. 45 устанавливали обязанность собственника допускать ограниченное пользование его имущества другими лицами в случаях, на условии и в пределах, предусмотренных законодательными актами. Данная норма практически аналогична ст.2 ст. 2 Закона РСФСР от 24.12. 1990 г. «О собственности в РСФСР»
Таким образом, указанные нормы хотя и не содержат понятия «сервитут», регламентируют именно сервитутные правоотношения. Сущность сервитута заключается в праве ограниченного пользования чужим имуществом. Именно об этом идет речь в Основах гражданского законодательства и Республик и в Законе «О собственности в РСФСР». Ранее действовавшее законодательство говорило об ограничениях права собственности или пользования.
В соответствии со ст. 2 Закона «О собственности в РСФСР» разрешалось установление сервитутов как на основе закона, так и по собственному усмотрению собственника на основании договора. При этом важным условием было то, что пределы такого ограниченного пользования оговаривались в законе.
Дальнейшее развитие законодательства в сфере регулирования имущественных, и в частности земельных, отношений, а также переход к принципиально иному экономическому строю привело к появлению такой правовой категории, как сервитут, которая получила свое закрепление и в ГК РФ, и ЗК РФ, и в некоторых других нормативных актах.
Список литературы Категория «земельный сервитут» в российском послереволюционном законодательстве
- Самончик О.А. Ограничение права землепользования сельскохозяйственных предприятий/Отв. Ред Н.И. Краснов. М., 1989. С.10.
- Новицкий И.Б. Право соседства. М., 1978. С.4.
- Новицкий И.Б. Право соседства. М., 1978. С.5.