Катумских овец не надо стричь

Автор: Людмила Черноносова

Журнал: Фермер. Поволжье @vfermer-povolzhye

Рубрика: Обмен опытом

Статья в выпуске: 6 (83), 2019 года.

Бесплатный доступ

Овцеводческие хозяйства составляют значительную часть продовольственного рынка мира. В России овец можно встретить в большинстве регионов. И хотя наибольший уровень развития овцеводство получило в сухих степных, полупустынных и горных регионах, овец успешно выращивают и в средней полосе, и на Урале, и в Сибири. При этом сегодня овцеводы уделяют внимание мясному направлению, а шерсть, в связи с не востребованностью промышленностью, уходит на второй план, а то и вовсе становится обременением.

Короткий адрес: https://sciup.org/170177412

IDR: 170177412

Текст научной статьи Катумских овец не надо стричь

Стрижка одной овцы в среднем обходится в 80-100 рублей. А что со стоимостью шерсти? Наиболее качественную шерсть дают овцы тонкорунных пород, которых разводят в более благоприятных условиях, в основном в сухих степях Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. Такая шерсть еще может найти своего покупателя, за килограмм могут предложить 100-120 рублей, а за самые лучшие образцы, которые и на экспорт забирают, 140-180 рублей. Ключевое слово «могут», потому что могут и не предложить, или предложить цену в два раза ниже. В ситуации, когда продавцов в десятки раз больше, чем поку-

пателей, цена диктуется спросом, а не предложением. К тому же шерсть такого качества получается не у всех производителей, даже в этих регионах. Что уж говорить о цене на шерсть грубошерстных пород, ареал разведения которых еще шире – от пустынь до лесных зон. Продать такую шерсть по 10-20 рублей уже большая удача, при трех килограммах с овцы есть возможность покрыть часть затрат на стрижку. Но, в основном, цена – ноль. И к стоимости стрижки еще прибавляется стоимость утилизации полученных отходов. Поэтому овцеводы часто сетуют – почему овцы не линяют? Самостоятельный сброс шерсти животным освободил бы производителя сразу от нескольких проблем, сохранил бы и финансы, и время.

ООО СХП «Катумы» находится во Всеволжском районе Ленинградской области. Долгие годы хозяйство занималось разведением овец романовской породы, которые отлично приспособились к местным климатическим условиям. Овец разводили ради мяса, но ставка на романовскую породу оказалась неверной. Когда-то породу вывели ради производства овчины, из которой производили отличные шубы и дубленки, а мясо было дополнительным бонусом. Без спроса на шкуры производство мяса романовской овцы стало нерентабельным. Мяса мало, а вкусовые качества оставляют желать лучшего, у него рыхлая структура и сильный запах. Задача романовской овцы – потратить ресурсы организма на отращивание своей знаменитой шубы, вместо того, чтобы расходовать их на наращивание мышечной массы. Проще говоря, все питательные вещества получает шерсть, а не мясо. А шерсть, в свою очередь, за счет содержащегося в ней сильного жиропота, влияет на запах. К тому же, ее надо регулярно стричь – шерсть романовской овцы грубая, используется в основном в не особо востребованном сейчас валяльном производстве.

Перед руководителем предприятия Олегом Лебедем встала задача – найти породу овец, которая бы подходила под местные условия, обладала высоким выходом мяса с отличными вкусовыми качествами и скороспелостью, имела бы не шерсть, а волосяной покров, который не надо стричь. В параметры поиска Лебедь включил рождение 2-3 ягнят и минимальные трудозатраты. Поиски закончились неудачей – ни одна порода (ни отечественная, ни импортная) необходимых качеств в полном объеме не имела. На тот момент, 2000 год, поголовье романовской овцы в

хозяйстве достигло двух тысяч голов, из которых пятьсот – овцематки. Для местных условий это достаточно большое поголовье. Оценив собственные ресурсы и силы, Олег Лебедь принял решение создать породу овец с требуемыми качествами. А в мае этого года на ХХ-ой выставке племенного овцеводства и козоводства мы смогли увидеть результат проделанной работу – овец катумской породы. Про породу, про то, как она создавалась, какой получилась, какова в содержании, нам рассказал специалист ООО «Катумы», руководитель отдела продаж Громов Сергей Евгеньевич.

– Изначально была задача – уйти от шерсти, не стричь овец, – показывает нам катумских овец Сергей Евгеньевич. – Рост шерсти – это затраты калорий: кормишь овцу, ждешь мяса, а все питание идет на шерсть. Плюс затраты на стрижку. Была поставлена задача – получить овец, которых не надо стричь, чтобы они сами линяли. За основу новой породы мы взяли, имеющихся у нас, романовских овец, которые отлично подходят под наши климатические условия и кормовую базу. Сначала пробовали скрещивать романовских овец с муфлонами. Результат получился инте- ресным, но не совсем то, что требовалось. Дроперы не подошли по кормовой базе, питаться им тут особо нечем. А вот когда мы привезли 20 элитных гладкошерстных баранов породы ката-дин и покрыли ими романовских овец, поняли, что движемся в правильном направлении. Катадин – порода очень популярная в Северной Америке. У катадинов нежное вкусное мясо, покладистый характер. Линяют катадины раз в год. Началась работа по выведению новой породы, причем отбор и инбридинг были ориентированы на отцовские качества – мясо и волосяной покров. От матерей ягнята получали многоплодие, иммунитет и приспособленность к местным условиям.

– Как проводилась селекционная работа? Какими качествами обладают катумские овцы?

– Работа велась путем поглощающего скрещивания. Важным условием селекции было проведение работ по закреплению желаемых признаков в четырех неродственных между собой линиях для того, чтобы можно было перейти к непосредственному спариванию, когда будут получены по всем линиям более или менее однородные генотипы. Количество линий у нас доходило до семнадцати, но сейчас мы работаем с четырьмя линиями. Во время работы отбор шел очень жесткий, без сожаления выбраковывались животные, которые хоть в чем-то не соответствовали поставленным требованиям. Официально порода зарегистрирована в 2018 году. Порода мясного типа, с ранним половым созреванием, нагул массы составляет 500-600 граммов среднесуточного привеса. Овцы крупные, вес баранов 110-120 килограммов, маток до 80 килограммов. Овцы с хорошим иммунитетом, имеют здоровые копыта, комолые. Мясо нежное, без запаха, по вкусу схоже с телятиной, с очень низким содержанием холестерина. Выход мяса 50-53%, с трехмесячного барашка можно получить 8-12 килограммов мяса.

– А главная задача, отсутствие шерсти, выполнена?

– Мы добились, что волосяной покров у катумских овец – это обычная природная шерсть диких животных, которая не нуждается в уходе и стрижке. Когда наступают холода, у овец появляется подшерсток, который помогает переносить суровые морозы. Весной же подшерсток линяет и остается только гладкий волос, который хорош для влажного климата. Линяют овцы самостоятельно, трутся боками о Ilk

Барашек в процессе линьки

.«4*

ОБМЕН ОПЫТОМ

По характеру овцы очень спокойные, дружные, спят вповалку, обнявшись. Доверчивые, а бараны еще и умные, привязываются к человеку, как собаки. Покормил барашка с руки пару раз, и он уже твой, бежит, ластится. При этом у них развито стадное чувство, лидер им просто необходим. Иногда не выходят из помещения, не определившись с лидером.

заборы, кусты. Кстати, именно отсутствие шерсти влияет на вкусовые качества мяса. У других овец 30% микроэлементов и питательных веществ, полученных из кормов, уходит на рост шерсти, у катумских же овец все элементы остаются в мясе, а менее активные потовые железы не портят его специфическим запахом. Также на аромат и вкус мяса влияют растения на местных пастбищах. Их обилие и разнообразие позволяют овцам выбрать самые лучшие, сочные и питательные.

– Давайте подробно поговорим о кормлении. Климат Ленинградской области не предполагает круглогодичного выпаса?

– Летом, как я уже отметил, овцы преимущественно на выпасе. Причем, имея большой выбор травы и кустарников, катумские овцы на самом деле неприхотливы в питании. В трудный засушливый год едят любую траву, даже ту, от которой отказались другие породы, и при таком скудном пайке могут держать вес. Зимой у нас овец не попасешь. Поэтому мы заготавливаем достаточно много сена.

Наши сенокосы – это бывшие заросшие поля. Мы вырубили кусты, завезли хороший грунт и сеем травы. На год нам надо минимум 1000 катушек сена. В прошлом году мы заготовили 3000 катушек, сено лишним не бывает. Хранится сено в помещениях с вентиляцией, каждый день мы проверяем влажность, и при необходимости проветриваем сеновал, чтобы не было сырости. Качественное сено важное условие в питании катумских овец. Меня спрашивают, сколько сена овца съедает в день? А как измерить? Потому что сено у наших овец есть всегда. Чтобы любое животное, когда захотело поесть, подошло и поело, даже ночью. Сена у них всегда вдоволь, а какая голова сколько съела, мы не считаем. Вот эта компания (Громов показывает на вольер, – прим.) из четырех больших баранов и одного маленького съедает мешок сена за 10 минут, и просит еще, есть катумы готовы всегда. После сена самое важное для овец – солевые лизуны и вода. А вот зерно – это как бонус, его даем совсем немного, чтобы овцы добрали какие-то элементы, но овцы вполне могут обходиться и без зерна.

Больше всего зерна получают кормящие матки, от него вырабатывается больше молока, повышается его качество. Смотрим, если молока с избытком, зерна матке даем меньше, а если ягненку мало молока, добавляем зерно в кормушку. При этом щедрость в этом вопросе опасна – от избытка зерна у животных может начаться диарея.

– В каких условиях содержатся овцы?

– Катумским овцам, как и другим, необходима защита от сквозняков. Морозы они переносят отлично, бараны по пять лет живут на улице, хоть бы один чихнул. У нас ферма находится на возвышенности, но легкий ветер овцам не вредит, а вот от сквозняка надо защищаться. На улице стоят навесы из трех стенок, 50 на 100 метров, это укрытие от сквозняка. Также следим, чтобы сквозняка не было в закрытых помещениях.

На ферме очень чисто, овцы содержатся на песчаной подушке. Все просто: раз в год освобождаем площадку от овец, загоняем трактор и снимаем прошлогодний слой, это песок, навоз, остатки корма. Все вывозится на специальный бетонный плац, где после положенного срока превращается в перегной и разбрасывается по полям под сев травы. А на площадке белятся стенки, заново насыпается слой песка 70-80 сантиметров, и все – место готово. Потом овцы в процессе жизнедеятельности роняют и утаптывают остатки сена и корма, получается дополнительный верхний слой, сквозь который все ненужное уходит в песок. Сухо, чисто и никакого запаха. Через год, обычно летом, все повторяется.

По характеру овцы очень спокойные, дружные, спят вповалку, обнявшись. Доверчивые, а бараны еще и умные, привязываются к человеку, как собаки. Покормил барашка с руки пару раз, и он уже твой, бежит, ластится. При этом у них развито стадное чувство, лидер им просто необходим. Иногда не выходят из помещения, не определившись с лидером. Так как большого барана сдвинуть тяжело, приходится выбирать мелкого и выталкивать его вперед, за ним уже выходят и все остальные.

- В задачах получения породы стояла многоплодность. С этим справились? Куда деваете молодняк?

– Рождение двойни или тройни у катумской овцы считается нормой. Матка обычно без проблем переносит период вынашивания и сам окот. Ягнята рождаются крепкие, особого внимания не требуют. Овцы обладают полиэстричностью – круглогодичной готовностью к спариванию. Производительность одного барана – 70 маток за месяц. Окот у нас распределен на три-четыре этапа в течение года. Это удобно и в плане рабочих рук, и в плане продаж: небольшие партии ягнят легче подготовить. Цена на маленьких ягнят относительно небольшая, покупатели их охотнее берут, а мы не несем дополнительные затраты на выращивание. Зачем вкладывать лишние деньги в откорм ягненка, предназначенного на продажу? И хотя очередь на ягнят у нас расписана на два года вперед, и продать всех разом не составит труда, нам удобнее работать с небольшими партиями. Продали одну партию, и начинаем готовить другую, сбыт регулярный.

Очень большой спрос на ярок. Вот дай мне сейчас 5000 голов, я их за неделю продам, еще и не всем желающим хватит. За счет приспосабли-ваемости, полученной от романовских предков, катумские овцы отлично показали себя у наших покупателей во всех уголках страны. Наши овцы есть на Кубани, в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму. У нас сейчас заявки на 300, на 500, на 1000 голов. Цена на четырехмесячную ярку 25000 рублей, барашек в таком возрасте также, а за взрослого уже 50000 рублей, а некоторые бараны-производители стоят 100000 рублей. При этом у нас нет статуса племенного хозяйства, оформление всех документов в процессе. Скоро мы получим статус, и цена на наших овец станет выше.

- Интересен ли ваш опыт соседним хозяйствам?

– Мы являемся самым крупным овцеводческим хозяйством в округе, соседи держат по 600-800 голов, не больше. В основном разводят, как и мы раньше, романовскую овцу. Сейчас по договору некоторые овцеводы покупают у нас овец и баранов-производителей и организуют у себя площадки, где под нашим контролем разводят катум-ских овец. По условиям договора обязательно строгое соблюдение нашей технологии, никаких самостоятельных экспериментов не допускается. Катумские овцы, по моему мнению, большая перспектива для тех хозяйств, которые хотят заниматься промышленным скрещиванием и работать на получение мяса, не выкидывая деньги на стрижку.

– А какие задачи перед собой сегодня ставит ваше хозяйство? Порода выведена, что дальше?

– Работа никогда не заканчивается. Когда Олег Лебедь организовал ООО

«Катумы» здесь, после развала колхозов, были голые заброшенные земли. Он купил 200 гектаров, построил первую овчарню и привез романовских овец, которые приносили только убытки. А сейчас у нас есть отличная кутумская порода, но на этом этапе останавливаться нельзя. Порода получена поглощающим скрещиванием, и всегда есть возможность проявления признаком романовских предков. Поэтому нельзя прекращать жесткий отбор. Работа в этом направлении продолжится.

Если интересны планы хозяйства в целом, расскажу о некоторых моментах. У нас есть еще 26 айширских коров, это 700 литров молока в сутки. Часть коров, чтобы у работников хозяйства всегда было молоко, а часть, чтобы подстраховаться с подкормкой ягнят. Но теперь молока стало столько, что уже думаем организовать переработку, поставить линию для производства сливок, творога, йогуртов. Куры свои, большой сад с яблоками, грушами, вишнями. А еще открою вам секрет, который, наверное, будет интересен тем, кто покупает наших овец для небольшого домашнего хозяйства. Весной можно не дожидаться линьки, а начать выщипывать подшерсток вручную, и прясть из него шикарную пряжу для вязания. Мы в этом году «надергали» несколько мешков, постирали, почесали и сейчас ищем мастеров прядения и вязания. Давайте встретимся осенью в Москве на выставке, покажу вам, какие шарфики-носки получились из катум-ской шерсти.

В вольере, возле которого мы беседовали с Сергеем Евгеньевичем, вместе с взрослыми животными находился молодой барашек, линька у которого еще не завершилась. Он активно терся о стенки вольера, оставляя на деревянных зазубринах маленькие клочки рыжего подшерстка. Действительно мягкая шерстка, сгодится для рукоделия. Но, все-таки главное достоинство шерсти катумских овец – ее отсутствие. Овцеводы оценят.

P.S.

Встретиться на осенней выставке с героем нашего интервью мы уже не сможем. Наша беседа состоялась 24 мая, а 16 июня

Сергея Евгеньевича Громова не стало. Редакция «Фермера» выражает соболезнования его родным, близким и кол- легам.

Людмила Черноносова f

Статья научная