Кино как культурная индустрия: современное мифотворчество

Бесплатный доступ

В данной статье проанализированы возможности использования киноискусства для создания и распространения мифов (политических, социальных, культурных). При этом отмечена роль кино в качестве культурной индустрии, где создание экранной реальности выступает в качестве особого вида мифотворчества, которое оценивается не только с точки зрения экономического эффекта, но, прежде всего, как механизм создания новых оригинальных образов, имеющих социально-терапевтическое значение. Кинопроизведение рассматривается как знаковый ансамбль, при этом определено, что уровень насыщенности знаками и выбор знаковых систем подчинены замыслу автора, соответственно закономерно возникает вопрос: чему «подчинен» сам замысел автора. При этом массовый кинематограф выстраивает свое воздействие таким образом, чтобы адресат получил максимально возможное эмоциональное впечатление с гарантированным удовольствием. Поэтому он «настроен» на «широкую» публику с максимально усредненной степенью восприятия, с максимально известными иконическими знаками. В работе приводится анализ мифологии советского кино, голливудского мифотворчества. По мнению автора данного исследования, создатели современных мифов, не игнорируя термины и понятия «мифотворчество» и «мифологизация», оперируют новым понятием - «мифотехнологии», которые, в зависимости от целей, отличаются для кинематографа тем, что в процессе будет создаваться «новый мифологический образ» или будет использоваться уже существующий.

Еще

Миф, мифотворчество, кино, киноиндустрия, культурные индустрии

Короткий адрес: https://sciup.org/148325611

IDR: 148325611   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-88-79-86

Список литературы Кино как культурная индустрия: современное мифотворчество

  • Базен, А. Что такое кино? Сборник статей. - М.: Искусство, 1972. - 383 с.
  • Барт, Р. Мифология / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2008. - 351 с.
  • Барт, Р. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.
  • Ветров, С. А. Мифотворчество в процессе институциональных трансформаций культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 2. - С. 2-8.
  • Зенкин, С. Н. Ролан Барт - теоретик и практик мифологии. Вступительная статья // Барт Р. Мифология / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2008. - С. 5-69.
  • Иванова, Т. Е. «Экономика впечатлений» - инновационная ступень в повышении качества жизни. - URL: http://www.eco-oos.ru/biblio/konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-konferentciia-ustoichivoe-razvitie-ratcionalnoe-prirodopolzovanie-tekhnologii-zdorovia-2011/56/ (дата обращения 15.02.2021).
  • Ивлева, А. Ю. Концепция символических смыслов Р. Барта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2007. - № 3. - С. 104-111.
  • Ильин, В. И. Социология потребления / В. И. Ильин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2021. -433 с.
  • Интымакова, Л. Г. Проблема мифологизации и секуляризации сознания в современном обществе // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 07. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13568.htm (дата обращения: 15.03.2022).
  • Кожемякин, Е. А, Манохин, Д. К. Семиотические аспекты массовой культуры // Культура и текст. - 2013. - № 1 (14). - С. 115-132.
  • Косиков, Г. К. Идеология. Коннотация. Текст. Вступительная статья // Р.Барт S/Z. / Пер. с фр. 2-е изд., испр. под ред. Г.К. Косикова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 8-30.
  • Лёвкин, В. Е. Экранная культура и смыслообразование в свете психотехнической методологии // Экранная культура в генезисе смыслообразования / Тюмень, Издательство «Вектор Бук», 2004. - 170 с.
  • Лосев, А. Ф. Диалектика мифа. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.
  • Огурчиков, П. К. Традиции и проблемы экранной культуры в контексте современного коммуникативного пространства // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2010. - № 1. - С. 131-139.
  • Пантюхина, Т. Л. Мифотворчество как состояние культуры / /Вестник Курганского государственного университета. - 2011. - № 3 (22). - С. 116-118.
  • Понизовкина, И. Ф. Семиолог Р. Барт и социальный миф: современное прочтение // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2017. - № 5 (95). - С. 190-197.
  • Прожико, Г. С. Концепция реальности в экранном документе. - М.: ВГИК, 2004. - 454 с.
  • Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 456 с.
  • Шапинская, Е. Н. Практики массовой культуры. Мифы и герои // Электронный журнал «Культура культуры»: Практики массовой культуры. Мифы и герои (cult-cult.ru). - URL: http://www.cult-cult.ru/practice-of-mass-culture-myths-and-heroes/?ysclid=l60jfwdgu0426946917(дата обращения: 15.05.2022).
  • Шульга, Н. В. Мифотворчество в средствах массовой информации // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - URL: http://ekoncept.ru/2013/13063.htm (дата обращения: 15.03.2022).
  • Barthes, R. Le bruissement de la langue. - Paris: Seuil, 1993. - 439 р.
  • Barthes, R. Réponse à une question sur James Bond // Barthes R. Œuvres complètes en 5 tomes / Ed. E. Marty. - Paris: Seuil, 2002. - 1099 р.
Еще
Статья научная