Классическое искусство в морфологии художественной культуры: случай балета
Автор: Никифорова Лариса Викторовна
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Культурное наследие
Статья в выпуске: 3 (60), 2021 года.
Бесплатный доступ
Категория классического служит пониманию морфологии художественной культуры, помогает увидеть ее динамику, а также прояснить статус искусства на разных этапах культуры. Используются три основных подхода к пониманию классического: ориентация на эталонные художественные образцы прошлого (классицизм); связанное с последним художественное производство в рамках определенной образовательной традиции (академизм); совокупность шедевров и имен, признаваемых лучшими для своей эпохи (классика). Показана специфика выявления трех уровней классики применительно к истории балета и сложность соотнесения балетной классики с пластами классического в других видах искусства. Статус классического искусства в современной культуре определен двояко. С одной стороны, классическое искусство выступает как форма культурной памяти, т.е. апелляции к прошлому для решения задач настоящего, в том числе поддержания статуса самого классического искусства в мире ценностного плюрализма, гибридных истин, дематериализации. С другой стороны, само существование классического искусства с его установкой на вечные ценности и совершенную форму легитимирует другие виды творчества, открывает им право на статус художественных высказываний.
Балет, классический танец, классическое искусство, морфология художественной культуры, современная культура
Короткий адрес: https://sciup.org/140290304
IDR: 140290304
Список литературы Классическое искусство в морфологии художественной культуры: случай балета
- Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – С. 101–114.
- Академизм // Балет. Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Григоровича. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – С. 16–17.
- Алексидзе Г.Д. Некоторые размышления о хореографическом симфонизме// Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. – 2006, № 2(16). – С. 127–147.
- Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – Л.: Искусство, 1987. – 560 с.
- Брайсон Н. Читаемое тело: Лебрен // Мир образов – образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н.Н. Мазур. – СПб. – М.: Новое издательство, 2018. – С. 262–276.
- Веревкина Ю.В. Академическая музыка в непривычных условиях (систематика концертных форм) // Южно-российский музыкальный альманах. – 2012, № 1(10) – С. 42–47.
- Дубин Б.В. Идея «классики» и ее социальные функции // Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре. Сб. статей. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – С. 9–42.
- Дубова О.Б. Академическое художественное образование в современной культуре. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.academia.edu (25.06.2021)
- Дубова О.Б. Становление академической школы в западноевропейской культуре. – М.: Памятники исторической мысли, 2009. – 276 с.
- Илларионов Б.А. Федор Лопухов о хореографическом симфонизме в балетах Петипа // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2017, № 6. – С. 6–14.
- Колесников А.Г. Григорович Ю.Н.: Путь русского хореографа. – М.: Театралис, 2007. – 376 с.
- Красовская В.И. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Эпоха Новерра. – Л.: Искусство: Ленинградское отделение, 1981. – 286 с.
- Кривцун О.А. Искусство классическое и искусство неклассическое // Культурология. – 2018, № 1 (84). – С. 218–229.
- Лазарев В.В. Предисловие // Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. – 559 с.
- Никифорова Л.В., Васильева А.Л. Иконография достоинства и хореографические позы в русском портрете XVIII века // Новое литературное обозрение. – 2018, № 3(151). – С. 81–102.
- Пасютинская В.М. Из истории становления высшего хореографического образования // Театр. Живопись. Кино. Музыка. –2012, № 3. – С. 71–90.
- Старинная музыка в новом формате. Интервью с главным редактором журнала «Старинная музыка» Ю.С. Бочаровым // Старинная музыка. –2005, № 1–2 (27–28). – С. 5–7.
- Хоманс Д. История балета. Ангелы Аполлона. – М.: АСТ, 2019. – 588 с.
- Элкинс Д. Почему нельзя научить искусству / Пос. для студ. худ. вузов. – М.: Ад Маргинем, 2001. 180 с.
- Яковлева Ю. Создатели и зрители: Русские балеты эпохи шедевров. –М.: НЛО, 2017. – 200 с.
- Nye E. Mime, Music and Drama on the Eighteenth-Century Stage: The Ballet d’Action. – New York: Cambridge University Press, 2011. – 340 p.