Классификационная модель правоприменительной символики
Автор: Шарно Оксана Игоревна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Теория и практика государственно-правового развития
Статья в выпуске: 3 (20), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется предназначение правоприменительной символики с позиции происходящих модернизационных процессов, определяется роль правоприменения в регулировании общественных отношений в условиях модернизации, обосновывается значимость таких правоприменительных средств, как правоприменительные символы, производится построение классификационной модели правоприменительной символики. Автором представлены три группы правоприменительных средств, дано их определение и выявлено их назначение в правоприменительной деятельности.
Модернизация, право, правоприменение, символы, общесоциальные символы, правовые символы, правоприменительные символы, классификационная модель правоприменительной символики
Короткий адрес: https://sciup.org/14973559
IDR: 14973559
Текст научной статьи Классификационная модель правоприменительной символики
Вопрос о необходимости анализа состава правоприменительной символики лежит в основе осознания значения правоприменения в процессе регулирования окружающей действительности в условиях модернизации. В этой связи невозможно отрицать роль права в его совершенствовании, а также тот факт, что общественные отношения, находящиеся в «эпицентре» событий, в целом архаичны, традиционны (ощущается влияние истории, религии, преемственности). «Прошлое» доминирует в условиях повсеместно проводимой модернизации. Две нити – старого и нового, права и тенденций модерна – объединяются в разнородную материю посредством двух основополагающих процессов – нормотворчества и правоприменения. При этом соотносимость последних вполне объяснима. Так, совершенствование правотворчества непосредственным образом влияет на улучшение качества правоприменения, а устранение дефектов правоприменительной деятельности повышает действенность нормативных предписаний. Первое без последнего, как и наоборот, порождает «мертвое право», влечет бездейственность правового регулирования. Поэтому в условиях модернизации именно взаимообусловленность нормотворчества и правоприменения в существенной степени обеспечивает эффективность правового регулирования общественных отношений. Несомненно, будучи теоретической, эта проблема одновременно носит практический характер, а потому актуальна.
Правоприменение, выступая «двигателем» нормотворчества, порождает жизнеспособность правовых норм и, как особый механизм реализации правовых предписаний в жизнь, осуществляется посредством ряда специфических средств, среди которых особое место занимают символы. Можно сказать, что правоприменение пронизано символикой, понятной и доступной окружающим в силу заимствованния из прошлого, порожденного «связью времен». Ее основная роль – быть инструментом экономии правового воздействия на общественные отношения.
Применительно к правоприменению символика представляет некоторое обобщение существующего многообразия разнородных символов из различных областей жизнедеятельности. Чтобы понять, какие из них наиболее эффективны в обеспечении правоприменения в условиях модернизации, следует сформировать классификационную модель (состав) правоприменительной символики.
Наполненность различных сфер человеческой жизнедеятельности символами, с одной стороны, и их многочисленность, соотносимость – с другой, а также то, что правоприменительная деятельность не является изолированным процессом, предопределяет, почему в состав символов правоприменительной сферы следует включить помимо собственно правоприменительных символы общекультурной и правовой специфики. При этом целесообразно анализировать только те, что оказывают прямое или опосредованное воздействие на правоприменительные процессы. Сформируем классификационную модель правоприменительной символики, структурное наполнение которой не иерархично, а взаимообусловлено и применяется в зависимости от цели правового воздействия:
-
1 . Общекультурные символы. Их многочисленность и многообразие вполне объяснимы: символы рождаются и умирают, переходят из поколения в поколение, играя важную роль в жизнедеятельности человека, так как общекультурная символика в большей степени является предметом исторического и культурного наследия. Она отражает традиции поколений, связь времен и классифицируется: по происхождению [2], с позиций функционального проявления [11, с. 143–144], по коммуникативным функциям, по сфере общественной деятельности [8].
-
2 . Правовые символы. Они аналогично разнообразны по содержанию и предназначению, а предикат «правовой» демонстрирует сферу их применения. Их классификацию следует проводить по следующих направлениям:
Через обзор существующих видов правовых символов , не содержащих классификационное деление. Это:
-
– письменные, устные, изобразительные и символы-действия [3];
-
– предметные, символы-действия, слова и словесные формулы, имеющие условное значение, музыкальные [1, с. 78];
-
– предметные, символы-действия, изобразительные, звуковые, световые, языковые или словесные (письменные и устные) [9];
-
– идентификационная правовая символика (графические) [9].
Через обзор правовых символов, подразделяемых в соответствии с определенными классификационными основаниями:
-
– в историко-правовом аспекте: поте-старно-правовые символы «варварских королевств» [12], правовая символика средних веков [4];
-
– в юридико-технической области: с позиции внешней символической формы – статичные и динамичные, по функциональной роли – регулятивные и обязывающие [5], в зависимости от сферы общественных отношений, по субъектной принадлежности [9];
– в отраслевом аспекте, например, в уголовно-правовой отрасли: группа символов – предметов преступлений, подразделяемых по субъекту их учреждения, по характеру закрепления в УК РФ, по принадлежности к группе пользователей, по происхождению и др. [7].
-
– по сфере регулирования общественных отношений : символы правового и индивидуального правового регулирования.
-
3 . Собственно правоприменительные символы. Это наглядные, понятные окружающим в силу доступности восприятия, обнаруживающие связь времен и историческую преемственность прикладные средства. Они олицетворяют действенность права, торжество правосудия, а потому не утрачивают актуальности и в эпоху модернизации, оперирующей символикой глобализации. Их возможно сгруппировать в три основные группы, выделив:
-
– атрибутивно-изобразительные правоприменительные символы – наглядно-знаковые статичные предметные образы, осуществляющие непосредственное регулирование в правоприменении;
-
– знаково-графические правоприменительные символы – правоприменительные средства, сочетающие в себе статичность и динамичность, фиксирующие процедурно-процессуальные правоприменительные действия;
– процедурно-процессуальные правоприменительные символы – условные действия, отражающие определенное юридическое содержание правоприменительных действий.
Представленная классификационная модель правоприменительной символики демонстрирует, что достаточно сложно определить границы символоприменения, так как обнаруживается их взаимопроникновение или отождествление [5]. Вместе с тем символ в условиях модернизации, как оптимальное средство коммуникации, на уровне правоприменения служит средством экономии правового воздействия.
Список литературы Классификационная модель правоприменительной символики
- Бабаев, В. К. Теория права и государства в схемах и определениях: учеб. пособие/В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. -М.: Юрист, 1998. -251 с.
- Быкова, Т. Н. Политическая символика: к проблеме определения и происхождения/Т. Н. Быкова//Вестник Севастопольского национального технического университета. Серия «Политология». -2008. -Вып. 91. -С. 148-153.
- Вопленко, Н. Н. Правовая символика/Н. Н. Вопленко//Правоведение. -1995. -№ 4-5. -С. 71-73.
- Глушаков, А. Ю. Символы в истории цивилизации: юридический аспект/А. Ю. Глушаков//Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. -2008. -№ 12(85). -С. 309-315.
- Давыдова, М. Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии: монография/М. Л. Давыдова. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. -318 с.
- Ефименко, П. Юридические знаки (опыт исследования по сравнительному обычному праву)/П. Ефименко//Журнал Министерства народного просвещения. -1874. -Октябрь. -С. 53-83.
- Кругликов, Л. Л. Юридические конструкции и символы в уголовном праве/Л. Л. Кругликов, О. Е. Спиридонова. -СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. -336 с.
- Мисюров, Д. Л. Политическая реклама: между рекламой и идеологией/Д. Л. Мисюров. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.novopol.ru/article34.html. -Загл. с экрана.
- Никитин, А. В. Правовой символ как прием юридической техники/А. В. Никитин//Проблемы юридической техники: сб. ст. -Н. Новгород, 2000. -С. 440-450.
- Осокин, А. А. Правовое содержание коммерческого обозначения/А. А. Осокин//Патенты и лицензии. -2000. -№ 12. -С. 33-35.
- Рубцов, Н. Н. Символ в искусстве жизни: Философские размышления/Н. Н. Рубцов. -М.: Наука, 1991. -174 с.
- Санников, С. В. Потестарно-правовых символы «варварских королевств»/С. В. Санников. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.nsu.ru/classics/law/sannikov-simboly.pdf. -Загл. с экрана.