Кластерный подход и территориальные рекреационные системы
Автор: Андреянова Светлана Игоревна, Нифантова Анастасия Александровна, Андреянов Дмитрий Юрьевич
Журнал: Сервис в России и за рубежом @service-rusjournal
Рубрика: Актуальные вопросы государственного, муниципального и корпоративного управления в сфере услуг
Статья в выпуске: 7 (68), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится параллель между понятиями «туристский кластер» и «территориальная рекреационная система» (ТРС). Указы- вается на важную роль информационной сферы в современном обще- стве, характеризуется её влияние на развитие ТРС. Уделяется осо- бое внимание устойчивому развитию территории на фоне сохране- ния традиционных ландшафтов. На примере Ставропольских вино- дельческих хозяйств (Буденновско-Левокумских и Кавминводских) ис- следуются территориальные рекреационные системы винного ту- ризма, сформированные на базе производства винной продукции и дегустационно-познавательной деятельности. На примере Свято- Михайло-Афонского монастыря пос. Победа Республики Адыгея рас- сматривается ТРС религиозного туризма, которая развивается на базе природного и культурного наследия, а также антропогенных ресурсов. На примере Учкуланского района Республики Карачаево- Черкессия анализируется спортивный туризм как совокупность че- тырех составляющих - целебно-оздоровительной, культурно- познавательной, категорийно-соревновательной и духовно- сакральной, а также ТРС, сформированная в результате взаимодей- ствия данных элементов. В процессе исследования выявлено, что кластерный подход в сочетании с идеей сохранения природных тер- риториальных комплексов позволяет сделать туризм на определён- ной территории многогранным даже в том случае, если речь идёт об одном виде туризма в рамках конкретной ТРС, на фоне естественной эстетики окружающего ландшафта. Комплексный подход к разви- тию и планированию туризма может способствовать устойчивому развитию территории в целом.
Туристский кластер, территориальная рекреационная система, рекреация, религиозный туризм, винный туризм, спортивный туризм, туристская подсистема, устойчивое развитие туризма
Короткий адрес: https://sciup.org/140208464
IDR: 140208464 | DOI: 10.12737/21826
Текст научной статьи Кластерный подход и территориальные рекреационные системы
В связи с увеличением туристской мобильности населения и роли туристских потоков в экономике государств туризм трансформировался из прикладной дисциплины, находящейся в фокусе исследований экономиче- ских и географических наук, в самостоятельную область исследований. Несмотря на эту тенденцию, туризм как научное направление в силу многогранности изучаемых явлений и объектов сохранил особенность заимствова- ния методологии из различных дисциплин. Поэтому представление о территориальных системах, выполняющих рекреационные функции, стало одним из методов построения пространственных моделей в туристской отрасли. В 60-е гг. XX в. проф. В.С. Преображенский сформулировал учение о рекреационных системах [7], которое в дальнейшем развивалось благодаря трудам И.В. Зорина [1], В.А. Квартальнова [2], Т.В. Николаенко [6], Л.Ю. Мажар [4, 5] и др.
Кластерный подход в науке зародился благодаря поиску эффективной стратегии увеличения конкурентоспособности государств, однако в туризме стал применяться лишь в кон. XX в. По сути, кластерная концепция и представления о территориальных рекреационных системах (ТРС) являют собою схожие идеи об идеальной организации туристской деятельности на определенной территории [3]. В теории ТРС к тому же добавляется представление о природных комплексах, сохранивших свою целостность наряду с другими антропогенными образованиями [7]. Таким образом, основу данного подхода составляют идеи, базирующиеся на принципах устойчивого развития туризма, общества и природы.
Основу любой территориальной рекреационной системы составляют следующие подсистемы: туристы-рекреанты, инфраструктурная, природно-ресурсная, обслуживающего персонала и управленческая. В условиях современной информатизации общества развитие туризма невозможно без включения в деятельность рекреационной системы информационной подсистемы (СМИ, Интернет-ресурсы, мобильные приложения) [9, с. 22], которая будет заниматься популяризацией данного рекреационного объекта. В некоторых случаях, перечень данных подсистем может изменяться, сохраняя при этом базовую тримерию: «ресурсы - потребители - заинтересованные в реализации туризма». Рассмотрим данную модель ТРС для различных видов туризма на примере туристского потенциала Ставропольского края.
-
I. Винный туризм как вид досуговой деятельности появился ещё в древности, однако «энотуризм» как способ знакомства с винной культурой региона является достаточно новым направлением. Для реализации туристского продукта энотуризма на определённой территории необходимо наличие следующих видов туристской деятельности: 1) производство винной продукции, находящееся в открытом доступе и эстетически оформленное для туристского показа; 2) дегустационная, с наличием хотя бы одного человека в качестве обслуживающего персонала. Также необходимы следующие виды туристских ресурсов: а) природно-климатические, способствующие произрастанию в данной местности виноградников, которые тоже могут являться объектом показа; б) культурнопознавательные - музеи виноделия, фамильные погреба и др.
Модель ТРС винного туризма представлена на рис. 1. Органы управления данной ТРС вынесены за её пределы, т.к. отрасль виноградарства и виноделия в России регулируется Правительством. Информационная подсистема имеет двусторонние связи со всеми подсистемами, в т.ч. и энотуристами [9], поскольку в настоящее время возможно повсеместное внесение информации в сеть Интернет (комментарии, отзывы, блоги и т.д.).
В качестве примера рассмотрим формирование ТРС винного туризма на территории Ставропольского края. Здесь представлены две основных ТРС - Буденновско-Левокумская и Кавминводская (рис. 2).
Первая ТРС сосредоточена вокруг исторической области развития виноградарства и виноделия в крае - в долине реки Кумы. Здесь имеются музейные комплексы - Пра-сковейский и казаков-некрасовцев (виноделы), большие площади виноградников и предприятия различных стадий производства винодельческой продукции - от выращивания до розлива. Вторая ТРС сформировалась вокруг бывшей немецкой винодельческой колонии Темпельгоф. Здесь расположены старин-
В РОССИИ
ные винные погреба, доступные для экскурсионного осмотра, предприятия по производству винной и коньячной продукции, виноградники. Подсистема энотуристов в обоих ТРС определяется благодаря экскурсионному перечню винных туров на их территории.
-
II. Религиозный туризм так же, как и винный, был распространён ещё во времена античности в форме паломничества. Однако в качестве туризма для разноплановых (не только верующих) групп населения он стал популярен только в середине ХХ в. В основе формирования ТРС религиозного туризма лежит представление о «сакральном месте», которое обладает определённым мифологиче-
- ским контекстом (наделено сверхъестественными свойствами). Данная ТРС может развиваться на базе следующих групп ресурсов: 1) природное наследие (сакральные рощи, места «силы» экстрасенсорных учений, языческие жертвенные скалы, святые источники и др.); 2) культурное наследие (храмовые и монастырские комплексы, иконы, священные книги и др.); 3) антропогенные (мощи, предметы жизнедеятельности пророков и целителей и др.) [8]. Религиозные туристы так же, как и в предыдущей ТРС, занимают здесь центральное место (рис. 3). Их мотивы и целевые установки определяют спектр предлагаемых услуг ТРС.

туризма
Светлоград
Новотроицкая
Рис. 2 – География потенциала для развития винного туризма в Ставропольском крае
„ Широбоков
Ставрополь
Соленое Озеро
Шишкино
Большевик
„ . _ , Заря
Красный Октябрь ■ ^
Новокумский
Будённовск
Прасковея
Центры
Виноградники
«мН
Ликероводочный завод
Проку*
Полный цикл производства вина
Выращивание и производство виноматериалов
Желе;
V
Выращивание винограда и переработка^
X Виноградный ^0KyMCX0e g Терек
Зеленокумск
До лона Александр и иска я
Зеленая Роща
Зункарь
Курская
Тукуй-Мектеб ^
,W Ессентуки re°P^cl<
Производство вин и/или коньяка
Розлив коньяка
Ш1
Тематические музеи
Цифрами обозначены:
-
1 - Музей ликероводочного завода Стрижа мент
-
2 - Музей с. Прасковея
-
3 - Музей казаков-некрасовцев

Рис. 3 – Модель ТРС религиозного туризма
Процессы глобализации в современном обществе делают информационную сферу актуальной и для ТРС религиозного туризма, поскольку, с одной стороны, современные паломники широко используют ресурсы сети Интернет для поиска святынь и священнослужителей, а с другой - нерелигиозные люди могут получить достоверную информацию об объектах различных конфессий, открытых или закрытых для посещения. Подсистема обслуживающего персонала представлена людьми, которые занимаются организацией проживания, питания и экскурсионного обслуживания религиозных туристов. Хозяйственнотранспортная подсистема в религиозной ТРС -это всё, что касается трансфера людей и багажа, уборки и обеспечения аттрактивности туристских объектов. В противном случае «сакральное место» не несёт рекреационных функций. Органы управления такой ТРС, как и в предыдущем случае, вынесены за её преде- лы, поскольку большинство современных религиозных структур не имеют координационных полномочий на местах, а управляются со стороны центральными религиозными органами власти [11].
Примером такой ТРС на Северном Кавказе является Свято-Михайло-Афонская Заку-банская мужская общежительная пустынь в пос. Победа Республики Адыгея. Это разветвлённая сеть скитов и подворий, сконцентрированных вокруг главного монастыря и соединённых устойчивой системой туристских потоков (рис. 4). В данном месте сконцентрированы все три группы ресурсов: природное наследие - монастырь расположен у подножия горы Физиабго, где сформировались уникальные климатические условия и протекает святой источник; культурное наследие - монастырские корпуса XIX в. и подземные пещеры монахов-отшельников; антропогенные -мощи первого настоятеля обители.

Рис. 4 – Модель территориальной организации Свято-Михаило-Афонского монастыря (1 – Свято-Михайло-Афонский монастырь; 2 – скит в ст. Сахрай; 3 – подворье в п. Хамышки; 4 – храм в ст. Безводной; 5 – подворье в с. Береговое)
В РОССИИ
-
III. Спортивный туризм представляет собой динамично развивающийся вид туристской активности, который не ограничивается спортивной деятельностью. В современном понимании такой туризм включает в себя несколько составляющих: а) целебнооздоровительную (умеренные занятия спортом, путешествия в экологически-чистых районах и др.); б) культурно-познавательную (пешеходно-трекинговые перемещения по урбанизированной территории); в) категорийно-соревновательную (получение туристского разряда, участие в спортивных соревнованиях); г) духовно-сакральную (причастность к определенному сообществу, походной атмосфере, туристскому клубу и т.д.).
Функционирование ТРС спортивного туризма происходит под контролем внутренних органов управления, которые организационно включены (в отличие от предыдущих видов) в данную ТРС (рис. 5). Следует отметить, что речь идёт именно о спортивном туризме как комплексе всех вышеперечисленных составляющих, а не только виде спорта. Поэтому управление конкретной системой берёт на себя не Министерство спорта РФ, а региональные туристские клубы. Именно они ответственны за формирование перечня туристских спортивных маршрутов, информационное и материальное обеспечение территории (подготовка гидов-проводников, маркировка троп, палаточные лагеря, закладка продовольствия и др.).

Рис. 5 – Модель ТРС спортивного туризма
Физкультурно-разрядная подсистема включает в себя преподавателей и институты, ответственные за подготовку гидов-проводников, инструкторов и получение определённых званий и разрядов участниками данного вида туризма. Организационнопоходная подсистема - это не только материальное обеспечение спортивного тура (палатки, байдарки, велосипеды и др.), но и лица, которые берут на себя ответственность за группу, а также те, кто занимается организацией безопасности на маршруте (МЧС, медицинские работники, егеря и др.). Организационно-зрелищная подсистема сформировалась в спортивном туризме в последние годы. Её сущность заключается в том, что туристы хотят испытать опыт походной жизни без полного погружения в естественные спортивнотуристские условия. В рамках данной подсистемы осуществляется трансфер походных рюкзаков на особо сложных участках маршрута, приготовление пищи на костре профессиональным поваром, инструктаж по сбору целебных трав, приготовлению различных отваров и фитонастоек и т.д.
Ресурсы для спортивного туризма в настоящее время достаточно многообразны. Если в начале XX века организация такого вида отдыха предполагала наличие естественноприродного ландшафта (горные тропы, речные сплавы и др.), то в настоящее время очень популярен урбанизированный пеше- ходный туризм (бэкпекинг, от англ. backpack – «рюкзак»), который ввиду своей относительной дешевизны становится так же популярен, как и отдых в дикой местности [10]. Информационная сфера в ТРС спортивного туризма отсутствует, поскольку, в отличие от предыдущих видов, не играет значительной роли – наиболее интересные маршруты разработаны участниками туристского объединения во время экспедиционных выездов и доступны только для членов данной организации и не популяризированы.
Примером подобной ТРС может служить Учкулано-Махарская в Республике Карачаево-Черкессия. Здесь на базе уникальных горных ландшафтов сформировались условиях для развития пешеходного туризма, альпинизма и сплава по горным рекам. Есть маркированные маршруты различных категорий сложности, штаб гидов-проводников, возможность зарегистрировать туристскую группу и остановиться в одном из нескольких лагерей. Данная ТРС находится в фокусе ограниченного числа туристских предприятий, поскольку отсутствие средств коммуникации (сотовой связи, сети
Интернет, общественного транспорта) делает её интересной в основном для туристов, преследующих спортивные цели.
Рассмотренные модели ТРС показывают, что кластерный подход в сочетании с идеей сохранения природных территориальных комплексов позволяет:
-
- во-первых, сделать туризм на определённой территории многогранным, даже в том случае, если речь идет об одном виде туризма в рамках конкретной ТРС, на фоне естественной эстетики окружающего ландшафта;
-
- во-вторых, послужить рычагом для устойчивого развития территории в целом (сельское хозяйство, промышленность, образ жизни и др.).
Необходимость разработки ТРС для разнообразных видов туризма, обусловливается совершенствованием недостающих подсистем в их структуре, а также налаживанием тех двухсторонних связей между компонентами ТРС, которые по каким-то причинам до сих пор отсутствуют.
Список литературы Кластерный подход и территориальные рекреационные системы
- Зорин И.В. Территориальные рекреационные системы (Исследования социально-экономических факторов формирования и свойств). Автореф. дисс. … канд. геогр. наук. М., 1973. 25 с.
- Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 672 с.
- Королева Н.В. Рекреационная зона как структурная территориальная единица экономики государства//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. 2011. № 4. С. 259-269.
- Мажар Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. Смоленск: Универсум, 2008. 212 с.
- Мажар Л.Ю. Пространственно-временная организация туристско-рекреационной деятельности//Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия: Естественные науки. 2008. №1. С. 100-104.
- Николаенко Д.В. Рекреационная география. М.: Владос, 2003. 224 с.
- Преображенский В.С. Теоретические основы рекреационной географии. М.: Наука, 1975. 260 с.
- Butler R., Hinch T. Tourism and Indigenous Peoples: Issues and Implications. London: Butter-worth -Heinemann, 2007. 400 p.
- Goeldner C.R., Ritchie J.R.B. Tourism: principles, practices, philosophies. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons Inc., 2009. 655 p.
- Hall C.M. Tourism, rethinking the social science of mobility. Harlow: Prentice-Hall, 2005. 448 p.
- Holden A. Tourism Studies and the Social Sciences. London: Routledge, 2006. 228 p.
- Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt Publication, 2009. 436 p.