Клинико-лабораторная диагностика и оценка психоэмоционального статуса у мужчин с метаболическим синдромом

Бесплатный доступ

В работе представлены результаты клинико-лабораторных данных и психоэмоционального статуса у мужчин с метаболическим синдромом (МС). Обследовано 54 пациента с МС в возрасте от 26 до 63 лет. Обследование включало измерение антропометрических параметров, проведение забора крови с определением фракций тестостерона, С пептида, лептина, глюкозы и липидного спектра, заполнение опросника AMS, шкалы депрессии Бека, шкалы тревоги Гамильтона. Установлено, что андрогенный дефицит у мужчин с МС сопровождается большей степенью ожирения, выраженной инсулинорезистентностью и гипертриглицеридемией, что способствует увеличению сердечно-сосудистых расстройств. Исследование только общего и свободного тестостерона, без учета биодоступной фракции, связанной с альбумином, приводит к поздней постановке диагноза и позднему назначению заместительной андрогенотерапии, что снижает эффективность лечения. Низкий уровень тестостерона способствует возникновению тревожного состояния и депрессии.

Еще

Метаболический синдром, андрогенный дефицит, тестостерон

Короткий адрес: https://sciup.org/14920256

IDR: 14920256

Текст научной статьи Клинико-лабораторная диагностика и оценка психоэмоционального статуса у мужчин с метаболическим синдромом

Метаболический синдром (МС) является одной из наиболее изучаемых проблем современной медицины. Комплекс гормональных, метаболических и клинических нарушений, имеющих место при МС, является одним из ведущих факторов развития сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений углеводного обмена, патологии репродуктивной системы [4, 7]. Особую актуальность имеет изучение МС у мужчин, так как обнаружена связь между низким уровнем общего тестостерона и развитием висцерального ожирения, сахарного диабета и сердечнососудистых заболеваний [2, 6, 8].

Активно изучаются вопросы качества жизни, наличие тревоги и депрессивных состояний у мужчин с МС, однако получены разноречивые результаты.

Одной из проблем, влияющих и искажающих результат клинических работ, по нашему мнению, является проблема исследования уровня половых гормонов, в частности тестостерона, и их правильная интерпретация. По данным разных авторов, частота клинически выраженного возрастного андрогенного дефицита у мужчин стар- ше 30-летнего возраста варьирует от 7 до 80%. Столь значительные отличия в показателях демонстрируют уязвимость диагностических критериев.

В крови тестостерон циркулирует в виде трех фракций: свободный тестостерон (1–3%), связанный с глобулином, связывающим половые гормоны (ГСПГ) (44%), и связанный с альбумином (54%). Известно, что биологической активностью обладают свободный тестостерон и тестостерон, нестойко связанный с альбумином. Только эти фракции могут проникать в клетки и превращаться в 5a-дигидротестостерон или напрямую взаимодействовать с клеточными рецепторами [3].

Согласно последним рекомендациям ВОЗ, исследование уровня свободного или биодоступного тестостерона обосновано, если концентрация общего тестостерона в сыворотке крови не является диагностической для гипогонадизма (низко-нормальные значения), особенно у мужчин с ожирением [5]. В большинстве лабораторий при массовых обследованиях пациентов используют только определение общего тестостерона, хотя известно, что оп- ределение концентраций биологически активных фракций тестостерона точнее отражает количество гормона, которое доступно для проявления биологического эффекта [1]. Цель: выявить зависимость клинико-лабораторных показателей и психо-эмоционального состояния от уровня биологически активного тестостерона у мужчин с метаболическим синдромом.

Материал и методы

Проведено обследование 54 мужчин с метаболическим синдромом. Критерии включения пациентов в исследование: возраст от 26 до 63 лет, соответствие диагностическим критериям метаболического синдрома (IDF, 2005 г): центральное ожирение – окружность талии (ОТ) более 94 см у мужчин в сочетании с 2 и более факторами: повышение уровня триглицеридов (ТГ) более 1,7 ммоль/ л; снижение холестерина липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП) менее 1,03 ммоль/л; повышение артериального давления (АД) – систолического более 130 мм рт. ст. или диастолического более 85 мм рт. ст.; повышение глюкозы венозной плазмы натощак более 5,6 ммоль/л или ранее диагностированный сахарный диабет 2-го типа (СД 2). Критерии исключения: врожденные заболевания, сопровождающиеся гипогонадизмом, приобретенный первичный гипогонадизм (травмы, облучение), лекарственно-обусловленное снижение секреции тестостерона (антиандрогены, глюкокортикоиды), известные заболевания, приводящие к снижению секреции тестостерона (гипотиреоз, гиперпролактинемия, опухоли гипофиза).

Всем пациентам было проведено общеклиническое обследование, включающее физикальный осмотр, анализ жалоб, анамнеза, выяснялось наличие наследственности и вредных привычек, фиксировались все принимаемые лекарственные препараты. Определялись рост, масса тела, ОТ, рассчитывался индекс массы тела (ИМТ) по формуле: ИМТ = масса тела в кг/(рост в м)2.

Уровни общего тестостерона и ГСПГ исследовались на автоматическом анализаторе “IMMULITE 1000, США” стандартным иммунохемилюминесцентным способом. Забор крови проводился в пробирки типа “вакуйтенер” в утреннее время натощак из локтевой вены. Биодоступ-ные фракции тестостерона (тестостерон, связанный с альбумином, и свободный тестостерон) определялись расчетным способом по математическим формулам (положительное решение о выдаче патента № 2010128419/ 15 от 8.07.2010 г). За норму были приняты следующие показатели фракций тестостерона: общий тестостерон – 12–33 нмоль/л, ГСПГ – 13–71 нмоль/л, свободный тестостерон – 5,5–42 пкг/мл, тестостерон, связанный с альбумином, – 185,7–1260 пкг/мл, тестостерон, связанный с ГСПГ, – 130,7–924 пкг/мл. В каждом случае определялась концентрация альбумина (норма 35,0–50,0 г/л) и в соответствии с ней рассчитывался уровень свободного тестостерона и тестостерона, связанного с альбумином. Андрогенный дефицит устанавливался при значении тестостерона, связанного с альбумином, менее 185,7 пг/мл.

Также гормональное обследование включало определение пролактина, ТТГ, С-пептида (норма 0,37–1,47

нмоль/л) и лептина (норма 2,0–5,6 МЕ/мл), которое проводилось на автоматическом анализаторе “ARCHITECT 2000, Германия”. Биохимический анализ крови с определением уровней холестерина, триглицеридов, липопротеидов высокой плотности, липопротеидов низкой плотности, глюкозы проводился на биохимическом анализаторе “ARCHITECT 8000, Германия” фотокалориметричес-ким методом.

Все больные заполняли опросник AMS (Androgen Male Status) – стандартную международную анкету по оценке андрогенного статуса мужчины, с оценкой результатов в баллах. Симптомы андрогенного дефицита считаются невыраженными, при количестве баллов от 17 до 26, слабо выраженными при количестве баллов от 27 до 36, средней степени выраженности, от 37 до 49, выраженными – при сумме баллов более 50.

Для оценки психологического статуса больных использовались стандартные опросники тревоги и депрессии (шкала Гамильтона, шкала депрессии Бека). Шкала Гамильтона состоит из 14 вопросов и пяти вариантов ответов. При интерпретации результатов учитывался суммарный показатель (в баллах): 0–7 – отсутствие тревожного состояния, 8–19 – наличие симптомов тревоги, 20 и выше – тревожное состояние. Шкала депрессии Бека: пациенту предлагалось ответить на 21 вопрос, выбрав одно из предложенных утверждений. Результаты заполнения теста оценивались следующим образом: 0–9 – отсутствие депрессии, 10–15 – легкая депрессия, 16–19 – умеренная депрессия, 20–29 – тяжелая депрессия.

Статистическая обработка полученных данных была проведена с использованием пакета прикладных программ STATISTICA (StatSoft, Inc. США, версия 7,0). Сравнение групп осуществлялось непараметрическими методами с использованием U-критерия Манна–Уитни. Анализ связи двух количественных признаков осуществлялся непараметрическим методом ранговой корреляции по Спирмену. Статистически значимыми считали различия при р< 0,05.

Результаты и обсуждение

По уровню общего тестостерона больные были разделены на 2 клинические группы. Основную группу составили 22 пациента с низким уровнем общего тестостерона, в группу сравнения вошли 32 мужчины с нормальным уровнем тестостерона. Характеристика пациентов представлена в таблице 1.

При анализе антропометрических данных в группе пациентов с андрогенным дефицитом показатели ИМТ и ОТ были значимо выше, чем у пациентов из группы сравнения, что подтверждало связь ожирения и уровня тестостерона у мужчин.

У пациентов изучаемых групп была проведена оценка основных показателей углеводного и липидного обмена (табл. 2).

Уровень глюкозы плазмы натощак в исследуемых группах не различался (р=0,41). Уровень С-пептида натощак был существенно выше у пациентов с андрогенным дефицитом (р=0,01), что позволяло предположить наличие большей инсулинорезистентности у мужчин с низким уровнем тестостерона.

Таблица 1

Основные характеристики групп

Параметры

Основная группа (n=22)

Группа сравнения (n=32)

р

Возраст, лет

48,2±9,22

45,3±8,91

0,11

ИМТ, кг/м2

39,2±6,57

35,9±5,54

0,02

ОТ, см

127,4±16,8

120,3±13,8

0,06

Тестостерон, нмоль/л

8,8±2,75

15,5±3,14

<0,001

Таблица 2

Основные показатели углеводного и липидного обмена

Параметры

Основная группа (n=22)

Группа сравнения (n=32)

р

Глюкоза натощак, ммоль/л

5,7±0,84

5,3±0,72

0,41

С-пептид, нмоль/л

1,79±0,64

1,31±0,51

0,01

Холестерин, ммоль/л

5,46±0,93

4,87±0,85

0,06

Триглицериды, ммоль/л

2,41±1,25

1,84±1,17

0,01

ЛПВП, ммоль/л

1,09±0,21

1,16±0,29

0,42

ЛПНП, ммоль/л

3,29±0,83

2,98±0,84

0,07

Лептин, нг/мл

47,9±24,5

51,1±27,3

0,81

тоническая болезнь (ГБ) – 89,4% в основной группе и 74,3% – в группе сравнения; ишемическая болезнь сердца (ИБС) – 13,6% в основной группе и 6,3% – в группе сравнения; инфаркт миокарда (ИМ) и острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) в анамнезе – 22,7% в основной группе и 9,3% – в группе сравнения. При исследовании андрогенного статуса (табл. 3) выявлены значимые отличия в группах по содержанию общего и биодоступного тестостерона (р<0,001).

Корреляционный анализ обнаружил умеренную отрицательную корреляцию между общим тестостероном и ОТ (r=–0,43; р=0,005) и ИМТ (r=–0,51; р=0,001) у пациентов из группы сравнения.

Таблица 3

Показатели андрогенного статуса в группах

Показатели

Основная группа (n=22)

Группа сравнения (n=32)

р

Общий тестостерон, нмоль/л Тестостерон,

8,8±2,75

15,5±3,14

<0,001

связанный с ГСПГ, пкг/мл Тестостерон,

115,2±61,1

169,4±82,3

<0,001

связанный с альбумином, пкг/мл

147,8±34,1

255,7±57,1

<0,001

Свободный тестостерон, пкг/мл

6,2±1,57

10,5±2,35

<0,001

По результатам обследования было выявлено, что 3 пациента (14%) из группы с низким общим тестостероном имели нормальные значения биологически доступного тестостерона. Это подтверждало тот факт, что определение только общего тестостерона не является корректным для окончательного решения об ан-дрогенотерапии, а у трех мужчин (9%) из группы сравнения, при нормальном уровне общего тестостерона, обнаружено снижение биологи-

Таблица 4

Показатели тревоги и депрессии у обследованных

Основная группа (n=22)

Группа сравнения (n=30)

Опросник AMS

40,5±11,9

25,8±5,6

Шкала депрессии Бека

12,7±6,2

6,8±3,8

Шкала тревоги Гамильтона

12,9±6,1

5,5±3,1

р

<0,001

<0,001

<0,001

У пациентов обеих групп имелись тождественные изменения в показателях липидного спектра. Наиболее выраженная гипертриглицеридемия регистрировалась у больных с андрогенным дефицитом (р=0,01).

Гиперлептинемия (уровень лептина более 5,6 МЕ/мл) была выявлена у всех больных. Статистически значимых отличий между группами не было (р=0,81).

При анализе статистических взаимосвязей наиболее значимые коэффициенты корреляции были выявлены у пациентов основной группы между ОТ и уровнем С-пеп-тида (r=0,65; р<0,001), а также лептина (r=0,76; р<0,001). В группе сравнения содержание С-пептида также напрямую было связано с ИМТ (r=0,57; р<0,001) и ОТ (r=0,59; р<0,001).

Сердечно-сосудистая патология у обследованных мужчин была представлена следующим образом: гипер- чески доступного тестостерона, что требовало назначения заместительной гормонотерапии. Тестостерон, связанный с ГСПГ, оказался сниженным у 14 пациентов (64%) из основной группы и у 8 больных (25%) из группы сравнения. Мы считаем это снижение компенсаторным, так как сохраняются на достаточном для мужчины уровне биодоступные фракции тестостерона. Только у 4 пациентов (18%) из основной группы зафиксировано снижение свободного тестостерона, что позволяло считать его наиболее устойчивой фракцией, снижение которой происходит в последнюю очередь. У большинства больных (82%) его падение компенсируется низким уровнем тестостерона, связанного с ГСПГ и альбумином. Клинические симптомы дефицита андрогенов были выявлены практически у всех пациентов основной группы (табл. 4). Показатели тревоги и депрессии были также значимо выше у пациентов с андрогенным дефицитом (р<0,001).

Выводы

Андрогенный дефицит у мужчин с метаболическим синдромом сопровождается большей степенью абдоминального ожирения, выраженной инсулинорезистентно- стью и гипертриглицеридемией, что способствует увеличению сердечно-сосудистых расстройств.

Исследование только общего и свободного тестостерона, без учета биодоступной фракции, связанной с альбумином, приводит к позднему установлению диагноза и позднему назначению заместительной андрогенотера-пии, что снижает эффективность лечения и ухудшает прогноз.

Низкое содержание тестостерона ухудшает качество жизни мужчин с метаболическим синдромом и способствует возникновению тревоги и депрессии.

Список литературы Клинико-лабораторная диагностика и оценка психоэмоционального статуса у мужчин с метаболическим синдромом

  • Гурен Л. Поздний гипогонадизм: характерные признаки, распространенность, симптомы и диагностика//Здоровье мужчины. -2007. -№ 2 (21). C. 18-24.
  • Дедов И.И., Калинченко С.Ю. Возрастной андрогенный дефицит у мужчин. -М., 2006. -239 с.
  • Зилов А.В., Ивашкина С.Г. Определение тестостерона при патологии репродуктивной функции//Справочник заведующего КДЛ. -2007. -№ 10. -С. 30-35.
  • Консенсус российских экспертов по проблеме метаболического синдрома в Российской Федерации: определение, диагностические критерии, первичная профилактика и лечение//Профилактическая медицина. -2010. -№ 5. -С 27-32.
  • Мурашко Н.В., Данилова Л.И. Верификация андрогенного дефицита у мужчин: клинические и лабораторные аспекты//Медицинские новости. -2009. -№ 16. -С. 17-20.
  • Kupelian V., Page S.T., Araujo A.B. et al. Low sex hormone_binding globulin, total testosterone, and symptomatic androgen deficiency are associated with development of the metabolic syndrome in nonobese men//J. Clin. Endocrinol. Metab. -2006. -Vol. 91. -P. 843-850.
  • Laaksonen D.E., Lakka H.M. et al. Metabolic syndrome and development of diabetes mellitus: application and validation of recently suggested definitions of the metabolic syndrome in a prospective cohort study//Am. J. Epidemiol. -2002. -Vol. 156. -P. 1070-1077.
  • Hu G., Qiao Q., Tuomilehto J. et al. DECODE Study Group. Prevalence of the metabolic syndrome and its relation to all cause and cardiovascular mortality in nondiabetic European men and women//Arch. Intern. Med. -2004. -Vol. 164 (10). -P. 1066-1076.
Еще
Статья научная