Клинико-морфологическая диагностика дисфункциональных нарушений яичников у мясного скота
Автор: Кемешов Жомарт Омирбекович, Перерядкина Светлана Петровна
Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau
Рубрика: Ветеринария и зоотехния
Статья в выпуске: 5, 2022 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования - разработка критериев дифференциальной диагностики дисфункциональных нарушений яичников у мясных коров пород казахская белоголовая, абердин-ангус. Исследования проводились на базе РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Волгоградского ГАУ в 2009-2017 гг., а также в хозяйствах Акмолинской и Северо-Казахстанской областей Республики Казахстан и Волгоградской области РФ. Нарушение функции яичников диагностировали на основании анализа материалов первичного зоотехнического учета, а также 2-кратного вагинального, ректального и эхографического исследований с интервалом 10-12 дней. Клинические и диагностические исследования, а также анализ полевого материала проводили на 2 592 мясных коровах и телках случного возраста. Гипофункциональное состояние яичников выявлено у 523 лактирующих коров и 126 телок случного возраста. Чаще всего гипофункцию яичников регистрировали у коров породы абердин-ангус (29,88 %), а также казахская белоголовая (23,0 %). Персистентное желтое тело яичников было установлено у 5,98±0,21 % коров. Кисты яичников отмечали у 2,29±0,76 % животных, максимальное распространение не превышало 5,66 %. В целом количество функциональных нарушений у коров достигало 34,07±7,63 %. Фолликулярные кисты установлены у 2,29±0,76 % животных. Функциональные нарушения у коров достигали 34,07±7,63 %. Клинически фолликулярные кисты проявлялись у коров и телок многократными стадиями возбуждения полового цикла и неплодотворными осеменениями. В 72,73 % случаев регистрировали одиночные и в 27,27 % случаев множественные фолликулярные кисты. На эхограммах фолликулярные кисты были овально-округлой формы, тонкостенные, с достаточно однородным эхогенным содержимым. Круглая или овальная формы более характерны для одиночных фолликулярных кист. Лютеиновые кисты клинически проявлялись длительным отсутствием половой цикличности. На эхограммах лютеиновые кисты идентифицировались как полости с жидкостью округлой формы диаметром от 18 до 31 мм (в среднем 20,67±5,62 мм). В кистах желтого тела отчетливо наблюдали слой эхопозитивной ткани толщиной 3-7 мм.
Мясной скот, порода казахская белоголовая, абердин-ангус, дисфункциональные нарушения яичников, клинико-морфологическая диагностика
Короткий адрес: https://sciup.org/140294691
IDR: 140294691 | DOI: 10.36718/1819-4036-2022-5-177-184
Текст научной статьи Клинико-морфологическая диагностика дисфункциональных нарушений яичников у мясного скота
Введение. Дисфункциональные состояния яичников у лактирующих бесплодных коров занимают в настоящее время первое место в структуре заболеваемости этих животных. Этой проблеме посвящены работы Г.П. Дюльгера [1]., В.С. Авдеенко [2] и Е.А. Горпинченко [3]. К сожалению, они не отражают проблему дифференциальной диагностики дисфункции яичников и эндокринологических механизмов развития, их гипофункции в сравнительном аспекте. Данные о сроках наступления полового созревания и точно «отрегулированного» чередования половых циклов у телок противоречивы. При этом определенное значение имеет порода животных. У европейских пород скота в возрасте 18–20 мес. и более до 30–40 % телок могут оставаться неполовозрелыми, хотя у части телок половые циклы с правильным чередованием устанавливаются с 9–10-месячного возраста [2]. Тем не менее, принято считать, что средний возраст наступления пубертата у телок равен 300 дням при достижении ими живой массы 300 кг. В этих случаях фолликулярную активность регистрируют за 20– 40 дней до начала первой овуляции, причем разницы между длительностью первого и второго цикла не наблюдают [4]. Анализ отечественной литературы [5, 6] показывает, что половой цикл у коров и телок длится 14–28 дней. По данным ряда зарубежных специалистов [7, 8], длительность полового цикла составляет 16–28 дней. У 5 % коров длится 16 дней и менее, у 60 % – 17–28 и у 35 % – 29 дней и более.
Таким образом, по данным исследований [9, 10] фолликулогенез – это постоянно продолжающийся процесс на протяжении продуктивной жизни коровы, который происходит непрерывно до тех пор, пока не истощится запас примордиальных фолликулов. У крупного рогатого скота менее 1,0 % фолликулов из примерно 100 000, представленных на момент половозрелости, развивается до полного созревания и овуляции. На протяжении полового цикла в большинстве случаев отмечаются две или три волны роста фолликулов.
Исследования, проведенные [11], свидетельствуют о том, что фолликулярная волна начинается с выделения группы (2–6 шт.) антральных фолликулов диаметром 2–5 мм. В течение нескольких последующих дней один из фолликулов этой группы более всех других ускоряет свой рост и становится доминантным. Остальные фолликулы, по мнению J.D. Savio, L. Keenan, M.P. Boland и J.F. Roche. [12], подвергаются атрезии. При наличии достаточного количества рецепторов в тека-клетках доминантного фолликула последней волны роста популяции для восприятия повышенных концентраций лютенизи-рующего гормона (ЛГ) происходит овуляция. Исследования J.Sirois и J.E. Fortune [7] показали, что фолликул, еще не достигший более 20 мм в диаметре и не имеющий достаточного количества рецепторов для восприятия ЛГ, подвергается атрезии на фоне повышенных концентраций фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и появления новой фолликулярной волны. Данные C. Taylor и R. Rajamahendran свидетельствуют о том, что если доминантный фолликул, достигший более 20 мм в диаметре, не овулирует, а продолжает расти, то происходит его трансформация в фолликулярную кисту [10]. В среднем это явление происходит в 10–15 % случаев. Иногда размер такого фолликула может не превышать 20 мм. Данные, представленные в [1, 13], показывают, что вариабельность продолжительности фолликулярной и лютеальной фаз как у коров, так и телок указывают на более стабильный характер феномена функции желтого тела. Стабильность продолжительности лютеальной фазы связывают с ее важнейшей ролью в подготовке организма к предстоящей стельности. Данные, представленные D.H. Townson, C.W. Tsang, W.R. Butler [10] показывают, что механизма регуляции стабильности лютеальной фазы, которым можно было бы полностью объяснить эволюцию желтого тела, нет.
Цель исследования – разработка критериев дифференциальной диагностики дисфункциональных нарушений яичников у мясных коров пород казахская белоголовая, абердин-ангусская.
Материалы и методы. Работа выполнена на кафедре «Ветеринарной медицины» ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева», и на кафедре «Терапия и акушерство» ФГБОУ ВПО «Волго- градский государственный аграрный университет» в 2009–2017 гг., а также в хозяйствах различных организационно-правовых форм собственности Акмолинской и Северо-Казахстанской областей Республики Казахстан и Волгоградской области РФ. Нарушение функции яичников диагностировали на основании анализа материалов первичного зоотехнического учета, а также 2-кратных вагинального, ректального и эхографического исследований с интервалом 10–12 дней.
Клинические и диагностические исследования, а также анализ полевого материала проводили на 2 592 мясных коровах и телках случного возраста. Устанавливали основные причины и предрасполагающие факторы возникновения нарушения функции яичников, изучали условия кормления, содержания и эксплуатации животных, организацию искусственного осеменения.
Гематологические исследования осуществляли с помощью ветеринарного автоматического гематологического анализатора крови Абакус Джуниор Pse 90 Vet (Automatic Veterinary, Германия) и биохимического анализатора крови Chem Well combi Models 2902 and 2910 (USA, Florida).
Ультразвуковое исследование осуществляли на аппарате MyLab 40 Vet Esaote «Италия». Для рентгенографии применяли цифровой рентгенологический комплекс ВАТЕЛ-1 (Корея). Для гистологического исследования кусочки яичников фиксировали в растворе 10,0 %-го нейтрального формалина в соотношении 1:9, после соответствующей обработки заливали в парафин и окрашивали гематоксилином и эозином.
Цифровой материал подвергали статистической обработке на ПК Pentium с использованием прикладных программ пакета Microsoft Office.
Результаты и их обсуждение. С 2009 по 2017 г. клиническому осмотру было подвергнуто 2592 коровы разного возраста, казахская белоголовой и абердин-ангусской пород с функциональными нарушениями яичников. Гипофунк-циональное состояние яичников выявлено у 523 лактирующих коров и 126 телок случного возраста. Чаще всего гипофункцию яичников регистрировали у коров и телок случного возраста породы абердин – ангус (29,88 %), а также у коров казахской белоголовой породы (23,0 %).
Персистентное желтое тело яичников было установлено у 5,98±0,21 % обследованных коров. Кисты яичников отмечали у 2,29±0,76 % обследованных животных, максимальное распространение не превышало 5,66 %. В целом количество функциональных нарушений у коров в хозяйствах, где проводили исследования, достигало 34,07±7,63 %.
Эхографические данные дифференциальной диагностики гипофункции яичников у коров показали, что из функциональных нарушений яичников наиболее четко диагностировались кисты различного происхождения, прежде всего, фолликулярные (рис. 1). Клинически они проявлялись у коров многократными стадиями возбуждения полового цикла и неплодотворными осеменениями. В 72,73 % случаев регистрировали одиночные и в 27,27 % случаев множественные фолликулярные кисты. При ректальной пальпации фолликулярные кисты яичников представляли собой тонкостенные образования флюктуирующей консистенции, имеющие диаметр на

Рис. 1. Эхограмма фолликулярной кисты яичника
Лютеиновые кисты клинически проявлялись длительным отсутствием половой цикличности. При ректальной пальпации яичники были увеличены, отмечали упругую консистенцию в области центральной части. На эхограммах лютеиновые кисты идентифицировались как полости с жидкостью округлой формы. Диаметр их колебался от 18 до 31 мм, составляя в среднем 20,67±5,62 мм. В кистах желтого тела отчетливо наблюдали слой эхопозитивной ткани толщиной 3–7 мм. Ультразвуковое сканирование позволя- поверхности яичника от 1,5 до 3,0 см. После повторного исследования животных диагноз не подтвердился у 11,11 % животных. На эхограммах фолликулярные кисты были овальноокруглой формы, тонкостенные, с достаточно однородным эхогенным содержимым. Отмечено, что круглая или овальная формы более характерны для одиночных фолликулярных кист.
Множественные фолликулярные кисты имели всегда овальную или даже неправильную форму, значительно меньший диаметр по сравнению с одиночными (рис. 2). Если диаметр одиночных фолликулярных кист составлял в среднем 280,23±0,68 мм, то множественных – 246,76±0,76 мм. Во всех случаях регистрировали фолликулярные кисты только в одном из яичников. Кроме того, при эхографическом обследовании наблюдали зоны усиления эхосиг-нала в области различных участков кист без специфической их локализации. Лютеиновые кисты встречались у 5,66 % бесплодных коров.
Рис. 2. Эхограмма яичника. Множественная фолликулярная киста яичника ет видеть в режиме реального времени полость в области выступающей части желтого тела на поверхности яичника (рис. 3).
При гипофункции яичников у коров отмечали анафродизию различной длительности (рис. 4). При ректальном исследовании, которое проводили двукратно с интервалом в 10–12 дней, яичники у большинства коров были небольших размеров, упруго-плотной консистенции. На поверхности яичников отсутствовали желтые тела и фолликулы.

Рис. 3. Эхограмма яичника. Киста желтого тела
Рис. 4. Эхограмма яичников. Гипофункция
Диагностика данного функционального нарушения яичников клиническими методами не вызывала затруднений. Эхографическое исследование показало, что яичники при гипофункцио-нальном состоянии не представляли собой однородного эхогенного образования.
Материалом для морфологических исследований служили яичники лактирующих бесплодных коров с гипофункциональным состоянием яичников. Диагноз ставили на основании двукратного ректального исследования коров, которые не приходили в охоту от 58 до 87 дней после отела.
Морфометрические исследования свидетельствуют о том, что яичники при гипофункцио-нальном состоянии имели гладкую поверхность, лишенную фолликулов и желтых тел. Длина яичников в среднем составляла 3,1±0,13 см, а ширина – от 1,5 до 1,9 см. Незначительная толщина яичников (не более 1,1 см) придавала им характерную для данного функционального состояния бобовидную плоскую форму. Консистенция яичников, как правило, плотная и однородная.
Как показали гистологические исследования, поверхностный слой яичников представлен преимущественно однослойным плоским эпителием. Ядра клеток круглые, округлые, компактные. Цитоплазма прозрачная, гомогенная. От- мечали разрыхления связи между клетками покровного эпителия, десквамацию отдельных клеток. В некоторых клетках наблюдали вакуольную и зернистую дистрофию с образованием капель секрета. Белочная оболочка яичников состояла из коллагеновых волокон и веретенообразных соединительнотканных клеток, между которыми располагались в небольшом количестве кровеносные и лимфатические сосуды с запустевшими узкими просветами. Общее количество фолликулов при гипофункциональном состоянии в гистологическом срезе составляло 34,27±1,65 против 80,22±2,50 у коров, находящихся в стадии уравновешивания полового цикла, из которых 72,67 % – первичные, 15,83 % – вторичные и 11,48 % –третичные (рис. 5).
Лютеиновые клетки желтого тела представлены рыхлой светлой цитоплазмой, округлыми светло-окрашенными ядрами (рис. 6). Центральная часть желтого тела диффузно инфильтрована эозинофилами и моноцитами. Соединительная ткань, состоящая из клеток с веретенообразной формой, обильно снабжена кровеносными сосудами. В зоне коркового вещества над фиброзной капсулой желтого тела наблюдали растущие и третичные фолликулы с сильно выраженной дистрофией и десквамаци-ей фолликулярных клеток.

Рис. 5. Гипофункция.
Гем.-Эоз. Ув. 120
Следует отметить, что в гистологических срезах яичников с желтыми телами предыдущего полового цикла насчитывалось только 30–35 примордиальных фолликулов. При наличии четко выраженных желтых тел в фолликулах яичников наблюдали атрезию по облитерационно-му типу, тогда как при их отсутствии облитерация фолликулов проходила преимущественно по кистозному типу.
Заключение
-
1. Дисфункциональное состояние яичников у бесплодных коров регистрируется в 25,8±0,34 % случаев, персистентное желтое тело – в 5,98±0,21 % случаев обследованных коров и телок, вариабельность – 2,09–7,74 %. Фолликулярные кисты установлены у 2,29±0,76 % обследованных животных. В целом функциональные нарушения у коров в хозяйствах, где проводились исследования, достигали 34,07±7,63 %.
-
2. Клинически фолликулярные кисты проявлялись у коров и телок многократными стадиями возбуждения полового цикла и неплодотворными осеменениями. В 72,73 % случаев регистрировали одиночные и в 27,27 % случаев множественные фолликулярные кисты. При ректальной пальпации фолликулярные кисты яичников представляли собой тонкостенные образования флюктуирующей консистенции, имеющие диаметр на поверхности яичника от 1,5 до 3,0 см. После повторного исследования животных диагноз не подтвердился у 11,11 % животных. На эхограммах фолликулярные кисты были овально-округлой формы, тонкостенные, с
-
3. Лютеиновые кисты клинически проявлялись длительным отсутствием половой цикличности. При ректальной пальпации яичники были увеличены, отмечали упругую консистенцию в области центральной части яичника. На эхограммах лютеиновые кисты идентифицировались как полости с жидкостью округлой формы. Диаметр их колебался от 18 до 31 мм, составляя в среднем 20,67±5,62 мм. В кистах желтого тела отчетливо наблюдали слой эхопозитивной ткани толщиной 3–7 мм.
-
4. При гипофункции яичников у коров отмечалась анафродизия различной длительности. При ректальном исследовании, которое проводили двукратно с интервалом в 10–12 дней, яичники у большинства коров были небольших размеров, упруго-плотной консистенции. На поверхности яичников отсутствовали желтые тела и фолликулы. Диагностика данного функционального нарушения яичников клиническими методами не вызывала затруднений. Эхографическое исследование показало, что яичники при гипофункциональном состоянии не представляли собой однородного эхогенного образования.
-
5. При гипофункциональном состоянии яичников общее число примордиальных, первичных, вторичных и третичных фолликулов в гистологическом срезе составляет 103,44±3,0, из которых 79,39 % – примордиальные, 8,9 % – вторичные и 11,71 % – третичные. Значительная часть третичных фолликулов (61,68 %), преимущественно
мелких и средних размеров с диаметром 2406,4±370,0 мкм, находится в состоянии обли-терационной атрезии, а у 28,16 % крупных фолликулов с диаметром 1353,43±78,22 мкм отмечается кистозная атрезия.
Рис. 6. Персистирующее желтое тело в яичнике. Гем.-Эоз. Ув. 120
достаточно однородным эхогенным содержимым. Отмечено, что круглая или овальная формы более характерны для одиночных фолликулярных кист.
Список литературы Клинико-морфологическая диагностика дисфункциональных нарушений яичников у мясного скота
- Дюльгер Г.П. Патофизиология и патогенез кистозной болезни яичников у коров// Российский ветеринарный журнал. Сельскохозяйственные животные. 2006. № 4. С. 33-35.
- Авдеенко В.С., Семиволос С.А. Сравнительная терапевтическая эффективность применения различных методов восстановления плодовитости у коров при гипофункциональ-ном состоянии яичников // Ветеринарный врач. 2010. № 6. С. 50-52.
- Горпичиенко Е.А. Фармакокоррекция воспроизводительной способности у коров при гипофункции яичников: дис ... канд. ветеринар. наук. Краснодар, 2008. 143 с.
- Никитина М.А. Дифференциальный подход к диагностике и восстановлению плодовитости у коров при гипофункции яичников: автореф. дис. ... канд. ветеринар. наук. Саратов. 2014. 19 с.
- Кочарян В.Д., Никитина М.А. Восстановление плодовитости у коров при гипофункции яичников препаратом «Плацентин» // Вестник Саратовского госагроуниверситета имени Н.И. Вавилова. 2013. № 6. С. 34-36.
- Медведев Г.Ф., Гавриченко Н.И. Физиология и патология репродуктивной системы крупного рогатого скота: монография. Горки: БГСХА 2006. 214 с.
- Sirois J. and J.E. Fortune. 1988. Ovarian fol-licular dynamics during the estrous cycle monitored by real-time ultrasonography. Biol. Reprod. 39:308-107.
- Cystic follicular disease in Michigan Holstein-Friesian cattle: incidence, descriptive epidemiology, and economic impact / P.C. Bartlett [et al]. // Prev. Vet. Med. 1986. 4:15.
- Cystic ovarian disease in dairy cattle: aetiology, pathogenesis, and risk factors / T. Van-holder [et al]. // Tijdschr Diergeneeskd. 2002. Mar. 1; 127(5):146-155.
- Taylor C. and R. Rajamahendran. 1991. Follicular dynamics, corpus luteum growth and regression in lactating dairy cattle. Can. J. Anim. Sci. 71:61-68.
- Relationship of fertility to ovarian follicular waves before breeding in dairy cows / D.H. Townson [et al.]. // J. Arum. Sci. 2002. 80:1053-1058.
- Savio J.D., Keenan L., Boland M.P. and Roche J.F. 1988. Pattern of growth of the dominant follicles during the oestrous cycle of heifers. J. Reprod. Fertil. 83:663-671.
- Гавриченко Н.И. Эндокринный статус и метаболический профиль крови коров с разным уровнем плодовитости: монография. Горки: БГСХА, 2007 204 с.