Князь мира и карнавал у Ф.М. Достоевского и М.М. Бахтина

Автор: Колчин Вячеслав Геннадьевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (60), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье сопоставляются представления М.М. Бахтина о карнавале с тем, что он называет «открытием личности» Ф.М. Достоевским. Оппозиция между субъектом и объектом нашего сознания, между сознающим «я» и объектом его внимания - «я», непосредственно действующим (мыслящим, чувствующим) во внешнем мире («я, ощущающим боль в пальце») приводит к диалогу двух «я», возникновению и эволюции «личного двуголосого слова». Эта эволюция рассмотрена в работе на фоне истории карнавалоподобных «праздников перехода» (И.Л. Попова) в европейской культуре. Языческие сезонные празднества (когда сознающее «я» считалось чем-то полуживотным), карнавалы средневековья (когда голос сознающего «я» ассоциировался с голосом совести) и карнавальная культура Нового времени (когда сознание стало определяющей, высшей частью автономной человеческой личности). Показано, что «праздник перехода» был призван упорядочить «диалогическое отношение к себе самому» (Бахтин) в исторических формах: безличностного экстаза, примирения перед великопостным покаянием, борьбы «лидеров» и «мировоззрений» в смеховой культуре начиная с Возрождения. В этой связи могут быть понятны споры по интерпретации образа князя Мышкина как Христа и как пародии на Антихриста. Главный герой «Идиота» примиряет людей друг с другом и с самими собой в духе средневекового карнавала, но не становится «карнавальным королем» в смысле Нового времени, чего от него ожидают персонажи и читатели романа. В этом его уникальность по сравнению с предыдущими положительно-прекрасными героями как мировой литературы (Дон Кихот, мистер Пиквик), так и самого Достоевского (полковник Ростанев). Чтобы показать уникальность Бахтина в персоналистко-диалогическом направлении европейской мысли XX в., за основу взяты отечественные представления об идеальной личности, связанные с переосмыслением Серебряного века в первые советские годы.

Еще

«идиот», мышкин, дон кихот, пиквик, личность, лидер, серебряный век, достоевский, бахтин, лосев

Короткий адрес: https://sciup.org/149139951

IDR: 149139951

Список литературы Князь мира и карнавал у Ф.М. Достоевского и М.М. Бахтина

  • Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 1997-2012.
  • Баршт К.А. Достоевский: этимология повествования. СПб.: Нестор-История, 2019. 456 с.
  • Бонецкая Н.К. Бахтин глазами метафизика // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998. № 1. С. 104-155.
  • Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. 152 с.
  • Ветловская В.Е. Теория «полифонического романа» М.М. Бахтина и этическое учение Ф.М. Достоевского // Родная Ладога. 2011. № 2. С. 115-124.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 19721990.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 35 т. СПб.: Наука, 20152021.
  • Иванов В. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
  • Колчин В.Г. Борьба сознаний персонажей как основа карнавально сти ранней прозы Достоевского // Новый филологический вестник. 2020. № 1. С. 16-26.
  • Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М.: Искусство, 1992. 656 с.
  • Малер А.М. Понятие «личности» в софиологии и неопатристике // Софи-ология и неопатристический синтез. М.: Издательство ПСТГУ 2013. С. 251-262.
  • Месяц С.В. Сознание и личность в философии Плотина // Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 147-169.
  • Попова И.Л. Книга М.М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 464 с.
  • Прохоров Г.М. Древнерусское слово съвЪсть и современные русские слова совесть и сознание // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 55. СПб.: Издательство Академии наук Института русской литературы, 2004. С. 523-535.
  • Соломина-Минихен Н. О влиянии Евангелия на роман Достоевского «Идиот». СПб.: Скифия, 2016. 240 с.
  • Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010. 400 с.
  • Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М.: Изд-во Кулагиной, 2011. 400 с.
  • Ackoff R. On Purposeful Systems. Piscataway, N.J.: Transaction Publishers, 2005. 288 p.
Еще
Статья научная