Код Достоевского. Герменевтика телесности Акима Волынского

Автор: Матвейчев О.А.

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 т.23, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется история происхождения и концептуальные особенности разработанного известным философом, литературным критиком и искусствоведом конца XIX - начала XX в. Акимом Львовичем Волынским новаторского для своего времени метода интерпретации художественных произведений, основанного на герменевтике телесности - дешифровки языка пластики, поз, движений и т. д. Впервые примененный для анализа символического языка Леонардо да Винчи, явленного в его пластических образах, этот метод активно использовался Волынским для толкования образов персонажей Достоевского и выявления скрытых интенций автора. Тщательно изучая подробнейшим образом выписанные великим писателем портреты его героев, Волынский рассматривает их как символический шифр, ключ к их характерам, духовной жизни и знаки будущих перипетий в их судьбах; он предлагает вникать во все мельчайшие детали пластического изображения героев, сопоставлять между собою отдельные, разрозненные штрихи, чтобы выявить скрытые интенции автора. Анализируется связанная с герменевтикой телесности Волынского концепция бессознательного, альтернативная фрейдистской. Если психоанализ изучает по внешним симптомам вытесненные в бессознательное влечения примитивного характера, то Волынский, дешифруя анатомические особенности, жесты, позы, повадки, элементы одежды персонажей Достоевского, диагностирует господствующие над ними болезни высшего сознания (интеллекта, духа). Показан новаторский характер метода Волынского, позволяющий проникнуть в художественную ткань романов Достоевского, описать, с одной стороны, психологические особенности и личностные черты его героев, а с другой - их убеждения, ценности и жизненные стремления. Анализ истоков метода Волынского позволил выдвинуть гипотезу о генетической связи его концепции с философией Спинозы, соединяющей феномен мышления с реальной деятельностью мыслящего тела. Автор полагает, что предложенное Спинозой решение проблемы дуализма материальной и духовной субстанций сыграло важную роль в становлении герменевтики телесности Волынского. Согласно Спинозе, протяжение и мышление являются модусами одной субстанции и между ними существует взаимнооднозначное соответствие. Применяя этот подход к концепции художественной критики, Волынский рассматривал материю, телесность как ключ к духу, а дух - как ключ к материи. Свое развитие герменевтика телесности Волынского получила в его философии танца.

Еще

История философии, русская философия, серебряный век, телесность, герменевтика, аким волынский, достоевский

Короткий адрес: https://sciup.org/149145696

IDR: 149145696   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2024.1.1

Список литературы Код Достоевского. Герменевтика телесности Акима Волынского

  • Волынский 1885 – Волынский А.Л. Теолого-политическое учение Спинозы // Восход. 1885. № 10. С. 114–136.
  • Волынский 1892 – Волынский А.Л. Литературные заметки. Два сочинения о Спинозе // Северный вестник. 1892. № 3. С. 136–154.
  • Волынский 1909 – Волынский А.Л. Леонардо да Винчи. Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1909.
  • Волынский 2007 – Волынский А.Л. Достоевский. СПб.: Академ. проект, 2007.
  • Гиппиус 2012 – Гиппиус З.Н. «Интуристы» у фашистов // Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 13. У нас в Париже: Литературная и политическая публицистика 1928–1939 гг. Воспоминания. Портреты. М.: Дмитрий Сечин, 2012. С. 527–534.
  • Зобнин 2008 – Зобнин Ю.В. Дмитрий Мережковский. Жизнь и деяния. М.: Мол. гвардия, 2008.
  • Ильенков 1990 – Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 69–75.
  • Котельников 2023 – Котельников В.А. Русский Агасфер. Аким Волынский как мыслитель и критик культуры. СПб.: Владимир Даль, 2023.
  • Мережковский 2000 – Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000.
  • Спиноза 1999 – Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб.: Наука, 1999. С. 251-478.
  • Толстая 1993 – Толстая Е.Д. «Вдохновенный дидакт» и «симпатичный талант». Аким Волынский о Чехове // De Visu. 1993. № 8 (9). С. 50–64.
  • Толстая 2013 – Толстая Е.Д. Бедный рыцарь. Интеллектуальное странствие Акима Волынского. М.: Мосты культуры / Гешарим, 2013.
  • Якубович 2000 – Якубович И.Д. Достоевский в религиозно-философских и эстетических воззрениях А. Волынского // Достоевский. Материалы и исследования. В 23 т. Т. 15. СПб.: Наука, 2000. С. 67–89.
Еще
Статья научная