Кодекс «бусидо»: история и современность
Автор: Стрельников И.А., Минакова Е.В.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Проблемы высшего профессионального образования
Статья в выпуске: 2, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрена историческая и современная интерпретация японского кодекса «Бусидо», «Пути воина», как основных принципов нравственности и правил поведения воинов в жизни и обществе примерно с X века. Проникновение основ «Бусидо» в широкие слои общества с наступлением эпохи Эдо (1603 - 1867 гг.), придало ему характер национальной морали и приравняло к государственной идеологии. Даётся оценка трансформации принципов «Бусидо» в «Хэйминдо», «Путь простолюдина», в XX веке, попытка «возвести простолюдинов в статус самураев», сохраняя в обществе идеалы верности, доброжелательности и справедливости. Обосновывается сохранение принципов «Бусидо» в японской национальной культуре в эпоху глобализации.
Бусидо, хагакурэ, самурай, сэппуку, харакири, национальные традиции, культура японии
Короткий адрес: https://sciup.org/143180073
IDR: 143180073 | DOI: 10.38161/2618-9526-2023-2-185-191
Текст научной статьи Кодекс «бусидо»: история и современность
В истории многих народов существуют мифы, легенды и истории, повествующие о правилах поведения человека в жизни и обществе. В истории России таким примером являются былины, легенды, древние сказания, пословицы и поговорки, которые оказывали и оказывают мощное влияние на формирование культуры и менталитета народа. В Японии большое значение придавалось «Бусидо» (яп. 武 士道 Bushidō), буквально «Путь война» – моральному кодексу самураев. «Бусидо» представляет собой эклектичный свод норм, принципов и правил поведения, взаимоотношений князей или, другими словами -сюзеренов с их вассалами – самураями, являющимися благородными воинами, обученными в идеалах верности, преданности господину, патриотизма, закрепляя при этом некую патриархальную природу этих связей [1]. Историки до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос о сроках написания этого свода правил. Такие мужские ценности, как храбрость, доблесть, преданность и боевые навыки были важны во всех обществах в любые времена, поэтому определить точный период возникновения данного самурайского кодекса является делом затруднительным.
Во многих культурах, тип героя характеризуется такими качествами, как благородство, справедливость, бесстрашие, и готовность отдать свою жизнь во имя Отчизны.
Жители японских островов издревле занимались морским делом, промышляли охотой, развивали животноводство, возделывали землю. Данные виды деятельности формировали у общества трудовые навыки и привычки, как систему национального поведения. Трудолюбие и дисциплинированность, стремление к совместной деятельности в малых группах, готовность подчиняться указаниям лидера, способствовали выживанию в тяжёлых островных условиях. Обстоятельства исторического существования приводили к устойчивому закреплению особенностей поведения и стиля жизни в их национальном характере [2].
По словам известного японского ученого, исследователя кодекса «Бусидо» Фурукава Тэцуси (яп. 古川哲史), старейшим документом в котором используется термин武士道 bushidō «Путь воина», является 甲陽軍鑑 Kōyō Gunkan – летопись военных подвигов самурайского клана Такеда (яп. 武田氏 Takedashi). В данных древних хрониках, аналогично древнерусским былинам, описывалось мужество, смелость и высокая нравственность воинов [3].
В VII-VIII вв. реформы Тайка (яп. 大化の改 新 Taika-no kaishin ), привели к построению централизованного монархического государства, основы которого имели аналогию китайской империи династии Тан. Начиная с Х века, вслед за реформой, начались феодальные междоусобицы, которые способствовали формированию социального феномена самураев, как особого сословия воинов, которые служили феодалу и являлись его боевой защитой [4].
Со временем, трактовка кодекса «Бусидо» изменялась. На первоначальном этапе, он отражал путь воина, неотделимый от успеха на поле брани, однако с наступлением эпохи Эдо (яп. 江戸時代 Edo jidai 1603 – 1867 гг.) – самым долгим периодом без больших войн, кодекс «Бусидо» стал проникать в широкие слои общества, что придало ему характер национальной морали и приравняло к государственной идеологии. Стало считаться, что истинная суть пути война – это высокая нравственность, запрещающая лгать, лицемерить, двуличничать, подвергаться алчности. Самурай должен быть почтительным, обладать сильным чувством долга по отношению к другим, не делиться своими проблемами и не создавать проблем другим, поддерживать традиции и всегда быть готовым достойно умереть.
При этом личное достоинство человека имеет важное значение и всегда ставится выше положения, которое он занимает в обществе. Интересы господина или клана всегда стоят выше, чем личные интересы. Таким образом, служение господину/сюзерену не является рабством, а только лишь выполнением своего долга. Особое значение имеет сохранение «лица». Знаменитый трактат «Бусидо: Душа Японии» (Bushido: The Soul of Japan), 1900 г., японского философа и просветителя Нитобэ Инадзо (яп. 新 渡戸 稲造, 1862-1933гг.) так описывает Путь воина: «По Бусидо, человек, который позабыв о чувстве достоинства, исполнял капризы, причуды или несправедливые приказы своего господина, считался обесчещенным. Такого человека самураи называли «нэйсин» (яп. 佞臣 neishin) – «лакей», потому что вместо службы, он занимался прислуживанием, то есть заискиванием, или «тё:син» (яп. 朝臣 chōshin) – «подхалим», который старался влезть в доверие либо стать «любимчиком» своего господина посредством низкого раболепия. Эти два эпитета отражают сущность тех, кого самураи считали сознательными рабами, любящими свою подобострастную неволю и видящими свою службу господину в виде лизоблюдства, игнорируя Преданность, основанную на велении благородного сердца. Преданность господину также выражалась в указании ему на неверность его решений. Но при всем при этом самурай был обязан исполнить приказ своего господина в любом случае, даже если ему не удавалось переубедить его отменить несправедливое решение. Нередко, протестуя против решения своего господина, и вследствие этого, оказавшись между долгом преданности и долгом справедливости, самурай совершал ритуальное самоубийство 切腹 seppuku (иначе 腹切り harakiri)» [5].
«Бусидо» является не только моральным кодексом самурая, но и изначальным духом японской нации, который со временем приобрел статус национальной традиции. Как кодекс самураев, он не был систематизирован ни в учебных пособиях, ни в художественной литературе, ни в других книжных источниках, а передавался устно из семьи в семью, из поколения в поколение посредством пересказов историй о храбрости самураев, воинской доблести и морально-этических учениях. Таким образом, кодекс «Бусидо» имеет в сердцах японцев глубокие исторические и национальные корни [2].
Отражение главных идей кодекса «Бусидо» можно найти в появившемся на свет в начале эпохи Эдо произведении 葉隠 Hagakure (второе название 葉隠聞書 Hagakure kikigaki ), что переводится как «Сокрытое в листве» [6]. Собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо ( 山本常朝 , 1659-1719 гг.), вассала Набэсима Мунэсигэ ( 鍋島宗茂 , 1687-1755 гг.), третьего правителя земель Хидзэн (часть земель современных префектур Японии Сага и Нагасаки), представляют как практическое, так и духовное руководство для воина-самурая [7].
Постулаты «Бусидо» проявляются в современном японском обществе. Особенно они выражаются в учтивом поведении японцев и в использовании различных уровней форм вежливости устного и письменного японского языка. В Японии принято вежливо относиться к другим людям и избегать конфликтов. Даже современная молодёжь, несмотря на подражание Западу в образе жизни, старается придерживаться существующих издревле правил. Отчасти благодаря именно данному кодексу японским сервисом восхищается весь мир. Кодекс «Бусидо» ярко проявляется и в деловой жизни японцев. В бизнесе во избежание острого соперничества и «потери лица» проигравшей стороной принято идти на уступки и быть готовым к компромиссу. Отдельные рабочие не противостоят коллективу, серьёзно подходят к работе и стараются не выделяться. Корпоративная культура Японии подарила человечеству такое слово, как «мадзимэ» (яп. 真 面目) – сотрудник, серьёзно относящийся к своей работе, всегда соблюдающий правила и отвечающий за все свои проступки. Однако необходимо отметить, что из-за постоянных уступок и страха принятия важного решения любое обсуждение тянется очень долго. А чрезмерная преданность компании и чувство долга стало причиной возникновения такого ужасного явления, как 過労死 karoshi «смерть от переутомления» [8], когда люди, исходя из чувств обязанности, работают в своих компаниях до наступления смерти [9]. В повседневной жизни страх перед «потерей лица» также имеет последствия, выражающиеся в противостоянии любым изменениям и не поощрении личных достижений.
В 1919 году Нитобэ Инадзо в своих сочинениях предложил расширение «Бусидо» посредством перехода в «Хэйминдо» (яп. 平民道 Heimindō ), что можно перевести как «Путь простолюдина». Нитобэ Инадзо считал, что «Бусидо» был духом классовости японского общества. В период демократии, национальный характер должен определяться духом простого народа. В переходе от «Пути воина» к «Пути простолюдина» автор не подразумевает полную отмену самурайского духа и возвышение идеалов простого человека, какими бы они не были. «Хейминдо» должно «возвести простолюдинов в статус самураев», передавая всему обществу идеалы «Бусидо», такие как верность, доброжелательность и справедливость.
С 17 века многие учёные стали употреблять в своих научных трудах термин 商人道 shōnindō «Путь торговца». Данный термин, в Японии тесно связан с системой менеджмента персонала (англ. Personnel management) в Японии и отношениями между работником и работодателем.
На основе исторических фактов можно сказать, что до XVII века сословие купцов обращалось со своими слугами как с «ворами, отбирающими у них заработок». Со второй половины XVII века посредством shōnindō , купцы призывали к заботе о служащих, как об основе менеджмента. Девизы, входящие в основу shōnindō гласили: «Если работодатель – голова, то рабочий – это руки и ноги. Ведение бизнеса невозможно ни без одного, ни без другого». «Доброжелательность к работодателю и лояльность к работнику», «Никакого фаворитизма по отношению к сотрудникам»,
«Цените солидного человека больше, чем бросающегося в глаза», «Теплые иерархические отношения», «Поощрение для отличного человека и досрочный выход на пенсию для неэффективных людей». Все вышесказанные девизы объединяют такие качества, как благожелательность, сочувствие, сострадание и забота о других [3]. Сравнительный анализ основных идеалов, составляющих фундамент культур Bushidō, Heimindō и Shōnindō, представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнение идеалов bushido ̄ , heimindo ̄ , sho ̄ nindo ̄
Основные человеческие качества |
武士道 Bushidō |
平民道 Heimindō |
商人道 Shōnindō |
Верность |
Исполнение долга перед вышестоящим по званию человеком |
Исполнение долга перед обществом в целом |
Взаимная верность работника работодателю и работодателя работнику |
Доброжелательност ь |
Исполнение желаний господина |
Доброжелательность ко всем людям |
Доброжелательност ь к работнику и работодателю |
Храбрость |
Служение господину, не боясь смерти |
Верность традициям и желаниям общества |
Верность компании и её идеалам, даже в период спада деловой активности |
На основе данных в таблице можно заметить постепенную трансформацию «Пути воина» в кодекс поведения японской нации в целом. При этом, многие параллели можно провести с культивируемым в средние века в Европе рыцарским кодексом чести, когда рыцари становились защитниками молодых европейских государств. В те времена, новое рыцарское сословие идеологически обосновывало свою деятельности, закрепляя её посредством устава, с указанием моральных и этических норм, стандартов поведения и мировоззрения. По аналогичной причине возник и японский кодекс «Бусидо», который можно назвать уставом жизни самураев [4]. Сравнивая образование рыцарского кодекса в Европе и «Бусидо» в Японии, можно определить различия в трансформации обществ и постараться ответить на вопрос о значимости «Бусидо» в XXI веке.
С завершением популярности рыцарского сословия, традиция рыцарских поединков с целью «сохранить лицо» приняла в XVI-XVII вв. вид дуэлей. Несмотря на многочисленные запреты, дуэль как способ защитить свою честь и достоинство сохранялась в жизни дворянского сословия продолжительное время. С наступлением в Европе «Нового времени», рыцарский кодекс обретает очередную трансформацию, и как пример, в британской системе наград посвящение в рыцари стало производиться монархом всего лишь как знак признания высоких заслуг персоны перед британской короной. В настоящее время определённые высокопоставленные чиновники королевства Великобритании часто получают рыцарство автоматически по праву занятия должности [10].
В Японии, с проведением реставрации Мейдзи (яп. 明治維新 Meiji ishin 1868 – 1889 гг.) и распадом самурайского сословия, развитие торгово-промышленного комплекса страны приобрело очень высокое значение. Аналогично, возросла роль сословия 平民 heimin , к которым относились ремесленники, крестьяне и торговцы. В период глобализации и интенсивного развития японской экономики также возросла роль служащих крупных и международных компаний サラリーマン sararīman (аналог «белых воротничков»), которые успешно адаптировали учения кодекса «Бусидо» к современным реалиям.
Таблица 2 – Сравнение преображения японских и европейских «военных сословий» в условиях глобализации
Период мировой истории |
Япония |
Европа |
Средние века |
Самураи |
Рыцари |
Промышленная революция |
平民 heimin (ремесленники, крестьяне, торговцы) |
Дворяне |
Период глобализации |
サラリーマン sararīman (служащие компаний) |
Высокопоставленные чиновники |
В таблице 2 отчётливо видно различие в подходах к нравственному кодексу воина нации японцев и европейцев. В то время как в Европе роль «защитников Родины» и «слуг государства» приняли сословия, наиболее приближенные к государственным деятелям, в Японии возросла важность рабочих сословий, работающих на экономическое процветание страны. Можно отметить, что в японском обществе наблюдаются определённые противоречия. С одной стороны, данное преображение «военного сословия» является более демократичным, признавая силу и усердие простого народа, а с другой стороны – аналогично самураям, люди со средним уровнем достатка стали «сознательными рабами».
В Японии, до недавнего времени, как в групповой, защищённой нации, люди с подозрением относятся к явлениям извне и опасаются незнакомцев. В то же время, в Америке, где дух индивидуальности процветает и движет развитием национальных предприятий, люди более легко относятся к «чужеземцам» и в основном приветствуют иностранцев. Очевидно, представляя Японию как нацию коллективизма, а Америку – индивидуализма, не учитываются исторические предпосылки и иные сложные отношения внутри общества. Можно прийти к выводу, что экономическому процветанию Японии препятствует менталитет, укоренившийся в прошлом и ставящий лояльность собственному клану выше всего остального. Автор книги 「日本 人」という、うそ: 武士道精神は日本を復 活させるか «То, что известно как «Японцы» - ложь: Может ли Япония возродить дух «Бусидо» Ямагиси Тосио (山 岸俊男, 1948-2018 гг.) утверждает, что если Япония хочет расти, процветать и продвигаться вперёд в XXI веке, обществу следует изменить свой подход к бизнесу и жизни в целом. Ссылаясь на традиции и опыт прошлого, не отказываться от всего нового [11].
Глобализация требует от государств постоянного развития и готовности к сотрудничеству, однако, особенности японского менталитета порой отпугивают инвесторов и противостоят взаимопониманию. Стоит ли поддержать чувства долга и чрезмерной вежливости, если это может противостоять нужным инновациям, а иногда даже вредить обществу. Считаем, что благодаря постулатам «Бусидо», Японии удалось на протяжении многих лет сохранить свои традиции и особенности национальной культуры, в связи с этим, считать данный кодекс устаревшими нравственными основами, для страны не приемлемо. Необходимо достижение баланса в идеологии Японии и Запада, которое позволит решить многие специфические проблемы общества, не теряя при этом важные исторические, культурные и национальные особенности стран.
Список литературы Кодекс «бусидо»: история и современность
- Трикоз, Е.Н. Военно-сословные кодификации в средневековой Японии: эпоха первых сёгунатов / Е.Н. Трикоз // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 965-984. – DOI 10.22363/2313-2337-2020-24-4-965-984. – EDN NGTXRY.
- Пронников В.А, Ладанов И. Д. Японцы. Этнографические очерки. М.: «Наука», 1983. 288 с.
- Ichiro Horide. The Mercantile Ethical Tradition in Edo Period Japan. A Comparative Analysis with Bushido. Springer, 2019, P.240
- Канева, Н.А. Кодекс Бусидо: параллели в мировой истории / Н.А. Канева, Н.В. Кожемякин // Управление устойчивым развитием топливно-энергетического комплекса. – 2021: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Ухта, 18–19 ноября 2021 года. – Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2022. – С. 15-19. – EDN LBCVIY.
- Инадзо Нитобэ. Бусидо – душа Японии. Перевод на русский: Е. Федорова [Электронный ресурс]. URL: http://mosbudokan.ru/public/bushido0.html (дата обращения: 01.05.2023).
- Книга Самурая. Бусидо Юдзан Дайдодзи Будосесинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима Хагакурэ Нюмон. Перевод на русский: Котенко Р.В., Мищенко А.А. – СПб.: Евразия, 2000. - 320 стр.
- Hagakure, The Book of the Samurai, Yamamoto Tsunetomo, Translated by William Scott Wilson, Kodansha International Ltd., 1979.
- Актуальные проблемы регулирования рабочего времени в Японии и России / И.А. Стрельников, Е.В. Минакова, В.И. Ратникова, Н.В. Стрельникова // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 3(56). – С. 255-259. – DOI 10.25683/VOLBI.2021.56.352. – EDN HSSKVU.
- Why do Japanese work so much? (Почему японцы так много работают?) [Электронный ресурс]. URL: https://kenjayblog.wordpress.com/2017/10/09/why-do-japanese-work-so-much/ (дата обращения 02.05.2023).
- Головачев И. В. История развития рыцарского турнира // Мировая наука. 2020. № 7(40). С. 160-165 // Научная электронная библиотека КиберЛенинка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-rytsarskogo-turnira (дата обращения: 02.03.2022).
- Toshio Yamagishi. What’s Known As “The Japanese People” Is A Lie: Can Japan Cause A Revival Of The Bushido Spirit? Chikuma Shob , 2015, P.296